Трифонова Л.В. (г.Петрозаводск)
Традиционный интерьер парадных помещений крестьянского дома Заонежья конца XIX-начала XX вв.
@kizhi
В настоящий момент не существует публикаций, посвященных интерьеру парадных помещений заонежского дома конца XIX – начала XX веков. В дореволюционных публикациях П.Н.Рыбникова и В. Майнова, затрагивающих тему жилища Заонежья, упоминаний о горнице и «зале» не встречается. Нет их и в трудах исследователей советского периода, которых в гражданском деревянном зодчестве, прежде всего, интересовали традиционные интерьеры крестьянских домов: избы и хозяйственные помещения. Обобщенное описание парадных помещений в доме зажиточного крестьянина Олонецкой губернии приводится в книге С.Приклонского «Народная жизнь на Севере» [1] . Краткая характеристика заонежской горницы дана в статье Л.Трифоновой «Традиционный интерьер заонежского жилища и связанный с ним бытовой уклад» [2] . Более нигде описание устройства горницы и «залы» не зафиксировано. Таким образом сведения об устройстве парадных помещений крестьянского заонежского дома оказалось возможным почерпнуть только из экспедиционных и архивных материалов.
Данная статья написана на основе ряда источников: это архивные материалы и экспедиционные дневники сотрудников музея «Кижи» С.В.Воробьевой и Л.В.Трифоновой, в которых зафиксированы сведения о поездках в Шуньгу, Типиницы, Сенную и Великую Губу и их окрестности в 1980–1990–х годах; свидетельства информаторов заонежан, зафиксированные сотрудниками музея «Кижи» Р.Б.Калашниковой и Л.В.Трифоновой в 1990–2000-х годах, экспедиционные материалы 1931 года студентов Ленинградского историко–лингвистического института, хранящиеся в архиве Карельского научного центра РАН.
Горница крестьянского дома в Заонежье была помещением смежным с избой и по утверждению большинства информаторов использовалась как парадное помещение для приема гостей. Об этом свидетельствует само оформление интерьера: выкрашенные в белый цвет потолки, оклеенные обоями стены, зачастую отделка нижней части стен деревянными филенчатыми панелями [3] . Обязательной принадлежностью горницы была печь–лежанка, которую иногда заменяла обычная «русская печь» [4] . Горница конца XIX – начала XX веков как правило обставлялась с учетом вкусов хозяина дома, но традиционность уклада крестьянской жизни сказывалась и здесь. Она находила свое отражение в однотипном наборе предметов мебели и неизменной схеме их расстановки. Обстановка горницы обязательно включала в себя кровать, стол, деревянный диван, шкаф–буфет для праздничной посуды, стулья, зеркало. Часто в состав горничной мебели входили платяные шкафы, круглые столики для хранения самоваров, сундуки, комоды, угловые шкафчики для посуды [5] .
Постоянным в любой горнице было местоположение кровати. Она всегда стояла напротив лежанки. Количество кроватей в горнице колебалось от одной до трех [6] . Очень часто две кровати ставились под углом друг к другу напротив лежанки [7] , а третья кровать – гостевая – располагалась по диагонали от них в противоположном углу [8] . Кровать, стоявшая напротив лежанки, обязательно отделялась от остального пространства горницы. В качестве разделительного элемента могли использоваться платяные шкафы [9] , шкаф–буфет для праздничной посуды [10] или комод с поставленным на него посудным шкафчиком [11] . Боковая часть кровати, расположенная напротив лежанки, задергивалась занавеской, зафиксированной на тонкой деревянной слеге, концы которой вставлялись в металлические скобы, вбитые в потолок. Существовали и другие способы разделения горницы на два отдельных пространства. Так в деревне Юрьевцы близ Шуньги в доме родителей О.Я.Косачевой (1929 г.р.) кровать отделялась от лежанки двумя поставленными в одну линию платяными шкафами, а от остального пространства горницы – занавеской [12] . В деревне Онежаны в родительском доме К.А.Ковалевой (1923 г.р.) кровать и лежанка были отделены от горницы высокой до потолка поперечной перегородкой. [13] В отцовском доме шуньжанина А.А.Медведева (1910 г.р.) в деревне Шабалино продольной перегородкой отделялась та часть горницы, в которой находились русская печь и кровать [14] .
Стол в горнице традиционно стоял у среднего окна, перед ним или рядом с ним стоял деревянный диван с резной или зарешеченной спинкой. Его обычно покрывали узорной домотканой скатертью с кружевной прошивкой посередине или связанной крючком. В центре стола стояла настольная керосиновая лампа. В более состоятельных семьях лампа была под абажуром, в менее состоятельных – с обычным прозрачным ламповым стеклом. Иногда лампа была подвесной [15] . Горничный стол, рассчитанный на прием гостей, имел раздвижную конструкцию [16] , вокруг стола (тоже в расчете на гостей) стояло 5–7 стульев, как правило, местной столярной работы. Информаторами из деревень Яндомозера, Косельги и Лехмозера (район Шуньги) упоминались венские стулья с плетеными сиденьями [17] . Под венскими стульями подразумевались изделия австрийской фирмы Михаэля Тонета, продукция которой получила широкое распространение по всей Европе во второй половине XIX века [18] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Возвращаясь к обстановке горницы, следует отметить, что местоположение стола в начале XX века могло меняться. Иногда его ставили не у окна, а у боковой стены. В этом случае перед ним стоял деревянный диван. Такой вариант зафиксирован в деревне Юрьевцы в родительском доме жительницы д.Тимохово близ Шуньги О.Я.Косачевой (1929 г.р.) [19] .
К традиционному набору мебели в горнице принадлежал буфет для праздничной посуды и комод для хранения одежды и белья. Если предпочтение отдавалось комоду, то в горнице обязательно имелся маленький шкафчик для праздничной посуды. Он мог ставиться на комод или быть угловым, как в доме М.И.Герасимовой из д.Типиницы или в родительском доме В.С.Царева из д.Задняя близ Типиниц [20] . Комод и буфет очень часто ставились к торцу кровати в качестве разделительной перегородки. Если комод стоял у стены, на нем обычно помещалось зеркало [21] . По свидетельству информаторов, зеркало могло находиться и на угловом посудном шкафчике [22] . Еще одним из вариантов местоположения зеркала в горнице было размещение его над диваном или комодом [23] . Помимо комода и платяных шкафов, вошедших в обиход крестьян в XIX веке, старинным хранилищем одежды в крестьянском быту являлись сундуки. В горнице могли находиться один или несколько сундуков. Во втором случае их ставили «горкой» – один на другой, причем в данном случае речь шла о «посажных» сундуках, предназначенных для хранения приданого [24] . Информатор М.В.Качалова (1912 г.р.) из д.Хашезеро сообщила, что число сундуков обычно совпадало с числом девиц «на выданье» в семье [25] . Еще одной разновидностью хранения одежды в крестьянском быту конца XIX века были платяные шкафы, пришедшие в Россию из Западной Европы в петровскую эпоху. В крестьянской горнице конца XIX века они зачастую играли роль перегородки. Жительница д.Жарниково Е.И.Жарникова (1920 г.р.) вспоминает, что у них в доме имелось два платяных шкафа, поставленных в одну линию в торце кровати [26] . Информатор из д.Юрьевцы О.Я.Тимофеева (1929 г.р.) упомянула два стоявших рядом шкафа, отделявших кровать от лежанки [27] . М.В.Герасимова (1914 г.р.) из д.Типиницы указала еще один вариант местоположения шкафа: в углу рядом с окном, в одну линию с комодом [28] .
В некоторых горницах можно было встретить нетрадиционный набор мебели. В северной девичьей горнице второго этажа дома Сергиных из Мунозера помимо традиционных предметов меблировки стояла горка с фарфоровой посудой, ломберный и шахматный столики [29] . В горнице дома Царевых в д.Задняя близ Типиниц стоял угловой посудный шкафчик с зеркалом трюмо, в одном из углов находился рундук для хранения обуви, отделанный панелями филенчатой конструкции [30] . Информаторы из Косельги [31] , Яндомозера [32] и Юрьевиц [33] упомянули круглые столики, на которых стояли самовары.
В декоративном облике горницы важную роль играло цветовое решение. Полы в горнице покрывали полосатыми половиками, кровать – ярким домотканым или в начале XX века белым вязаным покрывалом, из – под которого был виден кружевной или вышитый подзор. Наволочки изготовлялись из домашнего холста или ситца (набивного или белого с кружевными прошивками). На окнах в начале XX века появляются занавески. Чаще всего они шились из светлого однотонного или в мелкий цветочек ситца. По крою занавески подразделялись на два варианта: «задергушки» – состоящие из цельного полотнища ткани и «раздергушки» – состоящие из двух полотнищ [34] . Комод, горничный стол и маленькие круглые столики покрывались кружевными вязаными скатертями, лежанка застилалась полосатым тканым половиком. На лежанке и на столике стояли праздничные самовары. На комоде могли находиться бутылочки с искусственными цветами и всевозможные коробочки [35] . Жительница д.Паяницы В.А.Дружинина (1914 г.р.) упомянула находившийся в горнице деревянный подсвечник [36] . Из комнатных растений предпочиталась герань. Облик горницы дополняли фотографические портреты родственников и членов царской фамилии [37] . Обязательной принадлежностью горничной обстановки были часы. В состоятельных семьях это настенные часы с боем, в менее состоятельных – деревенские ходики [38] . Могла находиться в горнице и швейная машинка фирмы Зингер [39] .
Помимо горницы, в особо зажиточных крестьянских домах имелось еще одно парадное помещение для приема гостей – «зала». В отличие от горницы в «зале» никогда не было кроватей. Обставлялась «зала» не кустарной, а покупной мебелью фабричного производства, в состав которой входили мягкие диваны, стулья, банкетки. Характерная черта «залы» – наличие изразцовых угловых печей, часто фигурного профиля, экзотических разновидностей комнатных цветов – финиковых пальм, рододендронов, фикусов, технических новинок вроде граммофонов. Стены в «зале», как и в горнице, оклеивали обоями или отделывали деревянными панелями, потолки красили белой краской. На стенах висели зеркала, часы с боем, картины и фотографии в рамках. На рубеже веков широкое распространение получили вязаные крючком скатерти и салфетки.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
По свидетельству жительницы д.Мунозеро Е.Н.Мешковой (1921 г.р.) [40] , «зала» в доме Сергиных в д.Мунозеро находилась на втором этаже. Слева от входной двери располагалась изразцовая печь с камином. Потолки были наборными: из деревянных планок, выложенных в виде квадратов в шахматном порядке, стены оклеены обоями серого цвета в мелкий белый цветочек. На окнах висели занавески из тонкой белой материи. Обстановка залы состояла из березового мебельного гарнитура, состоявшего из стола, мягкого дивана и двенадцати мягких стульев с коричневой кожаной обивкой. Кроме того, в зале находились еще один стол [41] и буфет. В буфете хранилась фарфоровая посуда, в основном производства фабрик братьев Кузнецовых, серебряные стопки и т.д. Над столом висела белая фарфоровая лампа с медной фурнитурой. В красном углу на полочке стояло пять икон в серебряных окладах.
А вот еще одно описание «залы» в доме кижского священника М.А.Русанова, сделанное со слов его дочери в 1989 году: «Зала располагалась над лавкой на втором этаже. В зале у окна стоял комод, на нем керосиновая лампа с фарфоровым абажуром. У второго окна – ломберный столик, покрытый зеленым сукном. В углу – круглый мраморный стол на четырех ножках. Над ним в углу – большая икона Грузинской Божьей матери. Под нею на столике – распятие. Рядом с третьим окном – трюмо в деревянной раме. Под ним столик, на котором лежали туалетные принадлежности: расчески, гребни и т.д. В другом углу стоял письменный стол отца и конторка. Рядом – этажерка с книгами Лескова, Чехова, Писемского. У стены напротив окон – двенадцать венских стульев, на окнах – тканые занавески» [42] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Обобщенное описание парадных помещений в доме зажиточного крестьянина Олонецкой губернии дается в книге С.Приклонского «Народная жизнь на Севере»: «Окна уставлены цветами, стены оклеены шпалерами и обвешаны зеркалами… На одном простенке висят фотографические карточки родных и знакомых. На большой стене, рядом с плохими, литографированными видами Соловецкого монастыря можно встретить масляную картину хорошей работы, приобретенную по случаю где–нибудь в темных углах Петербурга… Мебель в комнате, хотя и подержанная, но отличается прочностью и чистотой. Она состоит, большей частью, из старинных, красного дерева, столов, стульев и диванов, иной раз покрытых несокрушимою материею, плетеною из конского волоса. Если в доме две парадные комнаты, то во второй, стоит более новая, мягкая пружинная мебель. Непременную принадлежность парадной комнаты составляет этажерка, или стеклянный шкаф, где выставлены напоказ фарфоровая, разрисованная посуда и серебряные вещи» [43] .
Таким образом, все три описания рисуют нам весьма схожий облик «залы» крестьянского дома. В убранстве «залы» заонежского крестьянского дома нашли отражение модные вкусы, бытовавшие в русском городском интерьере 1980–1990–х годов XIX века. Это стилистическое направление получило название «позитивизм» т. е. демонстрация стоимости вещей. В городском интерьере 1880–1890–х годов преобладала мягкая мебель, простеганная или обитая кожей. Интерьеры были перегружены большим количеством вещей, создававших атмосферу уюта и комфорта – необходимых условий жизни состоятельного человека конца XIX столетия. Но если в городских интерьерах всегда имела место вариативность при сохранении общего стиля и отдельных модных элементов убранства, то в крестьянском быту обстановка «залы» подчинялась традиционному укладу жизни, сказавшемуся в однотипном наборе предметов мебели и повсеместном повторении декоративных элементов. Появление в крестьянском доме Заонежья «залы» явилось в конце XIX – начале XX века новшеством, наиболее полно и последовательно отразившим в своем устройстве процессы проникновения элементов городской культуры в крестьянский быт. Влиянием городской культуры был отмечен и облик крестьянской горницы. Разница состояла в том, что зала обставлялась образцами покупной, городской мебели и служила чисто парадным помещением. В горнице же вся мебель была местной кустарной работы, хотя при ближайшем рассмотрении она представляла собой модификацию городских образцов, переработанных в соответствии со стилистикой крестьянского искусства. Кроме того, существовала разница в функциональном назначении «залы» и горницы. «Зала» предназначалась только для приема гостей, горница же использовалась каждый день как место для спанья, в отдельные дни как место для работы (шитье на швейной машинке), а по воскресным дням как место для семейных чаепитий. Таким образом на примере обстановки горницы и «залы» мы можем сделать вывод о том, что еще на рубеже веков традиционность бытового уклада жизни заонежских крестьян активно противостояла разрушению привычного образа жизни и допускала только те минимальные изменения, которые были неотъемлемо связаны с общими экономическими и историко – культурными процессами российской действительности конца XIX – начала XX столетий.
- [1] Приклонский С.А. Народная жизнь на Севере. М., 1884. С.239.
- [2] Трифонова Л.В. Традиционный интерьер заонежского жилища и связанный с ним бытовой уклад // Заонежский сборник. Петрозаводск, 1992. С. 94.
- [3] Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1133. (Экспедиционный дневник Воробьевой С.В. Свидетельство Царева В.С. (1924 г.р.) д.Задняя (Типиницы). С.6; свидетельство Калинина П.И. (1922 г.р.) д.Типиницы. С.8).
- [4] Такие варианты зафиксированы в доме Грешниковых в д.Обельщина (Сенная Губа), в доме Царевых в д.Задняя (Типиницы), в доме Савельевых в д.Петры (Сенная Губа).
- [5] Традиционность состава горничной мебели подтверждается многочисленными свидетельствами информаторов. Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1131; №1133 (Экспедиционный дневник Трифоновой Л.В., Экспедиционный дневник Воробьевой С.В. Поездка в Шуньгу, деревни Великогубского и Сенногубского сельсоветов).
- [6] Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1133. (Экспедиционный дневник Воробьевой С.В. 1987. Свидетельство Косачевой О.Я. (1929 г.р.) д.Юрьевцы. С.12); Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1131. (Экспедиционный дневник Трифоновой Л.В. 1987. Свидетельство Савельева И.П. (1914 г.р.) д.Петры. С.36; Свидетельство Елисеевой А.В. (1920 г.р.) д.Тимохово. С.13).
- [7] Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1133. (Экспедиционный дневник Воробьевой С.В. 1987. Свидетельство Грешникова Н.И. (1926 г.р.) д.Обельщина. С.1; свидетельство Косачевой О.Я. (1929 г.р.) д.Юрьевцы. С.12).
- [8] Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1133. (Экспедиционный дневник Воробьевой С.В. 1987. Свидетельство Косачевой О.Я. (1929 г.р.) д.Юрьевцы. С.12; свидетельство Жарниковой Е.И. (1895 г.р.) д. Жарниково. С.14).
- [9] Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1133. (Экспедиционный дневник Воробьевой С.В. 1987. Свидетельство Елизаровой К.К. (1925 г.р.) д.Середка); Научный архив музея-заповедника "Кижи". (Экспедиционный дневник 1982. Свидетельство Жарниковой Е.И. (1895 г.р.) д.Жарниково).
- [10] Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1131. (Экспедиционный дневник Трифоновой Л.В. 1987. Свидетельство Рогозиной А.И. (1921 г.р.) д.Пабежье. С.19).
- [11] Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1133. (Экспедиционный дневник Воробьевой С.В. 1987. Свидетельство Грешникова Н.И. (1926 г.р.) д.Обельщина. С.1; свидетельство Калинина П.И. (1922 г.р.) д.Типиницы. С.8).
- [12] Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1133. 1987. (Экспедиционный дневник Воробьевой С.В. Свидетельство Косачевой О.Я. (1929 г.р.). д.Юрьевцы. С.12).
- [13] Там же. Свидетельство Ковалевой К.А. (1923 г.р.) д.Онежаны. С.2.
- [14] Там же. Свидетельство Медведева А.А. (1910 г.р.). д.Шуньга. С.33.
- [15] Личный архив автора. (Экспедиционный дневник Трифоновой Л.В. 2000 год. Свидетельство Кашпирской К.В. (1924 г.р.) с.Великая Губа); Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1131. (Экспедиционный дневник Трифоновой Л.В. 1987. Свидетельство Латаковой А.И. (1920 г.р.) д.Лехнаволок. С.16).
- [16] Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1131. (Экспедиционный дневник Трифоновой Л.В. 1987. Свидетельство Костиной П.И. (1925 г.р.) д.Кузаранда. С.36; свидетельство Михейкова Д.А. (1914 г.р.) д.Усть-Яндома С.58); Личный архив автора. (Запись беседы Трифоновой Л.В. с Логиневской М.П. (1921 г.р.). Д.Яндомозеро, Петрозаводск. 1987).
- [17] Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1131. (Экспедиционный дневник Трифоновой Л.В. 1987. Свидетельство Латаковой А.И. (1920 г.р.) д.Лехнаволок. С.16); Личный архив автора. (Экспедиционный дневник Трифоновой Л.В. 2000. Свидетельство Кашпирской К.В. (1921 г.р.) д.Великая Губа; Запись беседы Трифоновой Л.В. с Логиневской М.П. (1921 г.р.) д.Яндомозеро 1987).
- [18] Фирма возникла в 30-е годы XIX века в рейнском городке Боппард и производила мебель из клееной дубовой фанеры. Мебель собиралась машинным способом из отдельных деталей. В 1856 году Тонет открыл крупную фабрику по производству мебели в 150 км от Вены, что и дало повод называть выпускаемую ею мебель "венскою" (см: Культурная хроника. Вести и сообщения из ФРГ. 1996, №5. С.48).
- [19] Научный архив музея-заповедника "Кижи". (Экспедиционный дневник. Воробьевой С.В. 1987. С.12).
- [20] Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1133. (Экспедиционный дневник Воробьевой С.В. 1987. Свидетельство Герасимовой М.И. (1914 г.р.) д.Типиницы. С.2 ; свидетельство Царева В.С. (1924 г.р.) д.Царево С.6).
- [21] Там же. Свидетельство Ковалевой К.А. (1923 г.р.) д.Онежаны. С.2. Личный архив автора. (Беседа Трифоновой Л.В. с Логиневской М.П. (1921 г.р.). д.Яндомозеро 1987).
- [22] Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1133. (Экспедиционный дневник Воробьевой С.В. 1987. Свидетельство Царева В.С. (1924 г.р.) д.Царево. С.6).
- [23] Там же. Свидетельство Герасимовой М.И. (1914 г.р.) д.Типиницы. С.2. Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1131. (Экспедиционный дневник Трифоновой Л.В. 1987. Свидетельство Дружинина В.А. (1914 г.р.) д.Паяницы. С.28).
- [24] Посажный - предназначенный в приданое (заонежский диалект).
- [25] Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1131. (Экспедиционный дневник Трифоновой Л.В. 1987. С.7).
- [26] Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1133. (Экспедиционный дневник Воробьевой С.В. 1987. С.14).
- [27] Там же. С.12.
- [28] Там же. С.2.
- [29] Личный архив автора. (Запись беседы Трифоновой Л.В. с Мешковой Е.Н. (1921 г.р.) С.43).
- [30] Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1133. (Экспедиционный дневник Воробьевой С.В. 1987. Свидетельство Царева В.С. (1924 г.р.) д.Задняя близ Типиниц. С.6).
- [31] Личный архив автора. (Экспедиционный дневник Трифоновой Л.В. 2000. Свидетельство Кашпирской К.В. (1924 г.р.) д.Великая Губа. С.5).
- [32] Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1131. (Экспедиционный дневник Трифоновой Л.В. 1987. Свидетельство Карпиной А.П. (1905 г.р.) д.Яндомозеро. С.32).
- [33] Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1133. (Экспедиционный дневник Воробьевой С.В. 1987. Свидетельство Косачевой О.Я. (1929 г.р.) д.Юрьевцы. С.12).
- [34] Трифонова Л.В. Традиционный интерьер заонежского жилища и связанный с ним бытовой уклад. С.94.
- [35] Архив Карельского научного центра РАН. Разряд VI. Оп.1. Д.66. С.37.
- [36] Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1131. (Экспедиционный дневник Трифоновой Л.В. 1987. С.28).
- [37] Архив Карельского научного центра РАН. Разяд VI . Оп.I. Д.87. С.15.
- [38] Научный архив музея-заповедника "Кижи". №1131. (Экспедиционный дневник Трифоновой Л.В. Свидетельство Карпиной А.П. (1905 г.р.) д.Яндомозеро С.32 ; свидетельство Савельева И.П. (1914 г.р.) д.Петры. С.36; свидетельство Качаловой М.В. (1912 г.р.) д.Хашезеро. С.12).
- [39] Личный архив автора. (Экспедиционный дневник Трифоновой Л.В. 2000. Свидетельство Кашпирской К.В. (1924 г.р.) д.Великая Губа).
- [40] Личный архив автора. (Запись беседы Трифоновой Л.В. с Мешковой Е.Н. 1994-1995 гг. С. 34, 45).
- [41] По свидетельству Е.Н.Мешковой в праздничные дни столы сдвигались вместе. В будни и праздники они были покрыты белыми скатертями.
- [42] Личный архив Р.Б.Калашниковой. (Запись беседы с дочерью кижского священника М.Русанова Русановой М.М. 1989).
- [43] Приклонский С.А. Народная жизнь на Севере. С.239.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.