Метки текста:

Кижский вестник Крестьяне Олонецкая губерния Этнография

Гвоздева Ж.В. (г.Петрозаводск)
Плетеные корзины из сосновой лучины в быту крестьян Олонецкой губернии (этнографические материалы) Vkontakte@kizhi

Данная работа подготовлена на основе библиографических, архивных, экспедиционных материалов, а также материалов фондового собрания музея–заповедника «Кижи».

При изучении темы выяснилось, что литературы и источников, где бы рассматривались вопросы по плетению из сосновой лучины очень мало. Этот вид ремесла представлен исследователями поверхностно. Причиной этому, по словам Д.Балашова, является то, что в этом промысле «художественное выступает на второй план перед бытовой утилитарной ценностью изделия» [1] . Корзины из сосновой лучины у крестьян, находясь в постоянном пользовании, быстро изнашивались, были недолговечны и не являлись предметами художественного промысла. В литературе и архивных источниках очень часто сведения о плетении из сосновой лучины даются параллельно с информацией о плетении из бересты и лозы, или же говорится о плетении корзин вообще, что затрудняет вычленение интересующего нас материала.

Информация о плетении корзин из сосновой лучины на территории Карелии является составной частью административных обзоров и статистических списков. В 1895 году авторы очерка «Кустарная промышленность Олонецкой губернии» И.И.Благовещенский и Д.Л.Гарязин, рассмотрели ряд ремесел, в том числе и плетение корзин из драни [2] . Авторы описывают виды и размеры корзин, возможности их сбыта, привели сведения о доходах от продажи плетеных корзин. В статистическом сборнике «Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии» содержится информация о плетении корзин по отдельным уездам и волостям [3] . Однако, в этих сборниках нет четких сведений о плетении корзин из сосновой лучины, они даются параллельно с плетением корзин из бересты.

Отдельные сведения о плетении корзин содержатся в работах Н.Н.Пушкарева, К.Петрова, А.И.Иванова и некоторых других [4] . Интересную информацию по изучаемому вопросу содержит учебное пособие С.А.Караманского «Плетеные изделия» [5] .

Ранние сведения о бытовании тары для зерна в виде плетеных корзин на Руси относятся к домонгольскому периоду [6] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Во второй половине 19 – начале 20 вв. плетеные изделия имели широкое распространение. Это разнообразные по форме и назначению корзины, представляющие собой емкости с одной или двумя ручками для сбора ягод, грибов, овощей, орехов, переноски и хранения различных запасов, а также предметов домашнего обихода. Корзины изготавливали из коры, корней, веток, дранки [7] , соломы, стеблей. Они могли быть прямоугольными, квадратными, овальными, полусферическими, с открытым верхом и закрытым, с крышками различных конструкций или без крышек. Корзина – это общерусское название емкости, которая в каждом крае имела свои особенности в изготовлении и внешнем виде [8] .

Кустарный корзиночный промысел был распространен в разных местностях России [9] . Плетение корзин из сосновой лучины в Олонецкой губернии – весьма распространенное занятие во всех уездах Олонецкой губернии [10] . Сведения о плетении из сосновой лучины в Олонецкой губернии подтверждаются документальными материалами по Морско–масельгскому приходу Повенецкого уезда [11] , Ребольской волости [12] , села Покровское Кумчезерского прихода [13] , сел Челмужи [14] , Кажма [15] , Кяппесельга [16] и др. Плетением корзин из лучины занимались крестьяне Каргополя, Великогубской, Сямозерской, Святозерской волостей [17] . О том, что плетением корзин (как из лучины, так и из бересты) в Олонецкой губернии занимались во всех уездах, видно из таблицы, приведенной в сборнике «Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии» [18] :

Название уездов и волостейКоличество человек
Повенецкий уезд: Богоявленская волость, Шунгская, Мяндусельгская3 чел.
Пудожский уезд: Авдеевская волость, Нигижемская, Боярская, Шелтонская, Вершининская, Корбозерская, Коловская10 чел.
Олонецкий уезд: Мятусовская волость, Неккульская (деревня Пустошь — 1 мастер), Рыпушкальская, Видлицкая, Коткозерская9 чел.
Петрозаводский уезд: Толвуйская волость (деревня Кибитка — 1 мастер), Кондопожская, Спасопреображенская, Шуйская (деревня Вр. Бесовец — 9 мастеров), Остречинская14 чел.
Лодейнопольский уезд: Оштинская волость, Юксовская, Шапшинская, Винницкая11 чел.
Вытегорский уезд: Макачевская волость, Кондушская, Каштугская, Шильдская, Ухотская, Тихмандская8 чел.

Корзиночное ремесло привлекало крестьян больше всех остальных промыслов своей общедоступностью. Работали почти исключительно мужчины, женщин занимались плетением корзин только в единичных случаях. Например, в Каргопольском уезде изготовлением корзин занимались всего четыре женщины разного возраста: одна – девочка в возрасте до 14 лет, одна – в возрасте 16–17 лет, одна в возрасте около 50 лет и одна женщина старше 60 лет [19] .

В фондах музея–заповедника «Кижи» находится 33 предмета из сосновой лучины датируемые концом 19 – началом 20 вв. Они разнообразны по форме, размерам и назначению. В предлагаемой таблице отражена информация о плетеных изделиях из сосновой лучины в фондах музея «Кижи».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Из таблицы видно, что корзины из сосновой лучины поступили в музей «Кижи» из девяти районов Карелии: Медвежьегорского, Пряжинского, Пудожского, Олонецкого, Прионежского, Беломорского, Кондопожского, Сегежского, Калевальского. Очевидно, бытование корзин из сосновой лучины было распространено повсеместно. Во всех районах Карелии, иногда вместо слово «корзина», если она была небольших размеров, использовали такие слова как короб, коробочка, коробок. В четырех районах Карелии (Медвежьегорском, Пряжинском, Прионежском, Кондопожском) использовали местное название корзины – набирушка [20] .

Сведения о назначении плетеных корзин имеются в литературе, а также получены нами в ходе экспедиционных исследований. В литературе конца XIX века упоминаются простые драночные корзины: «бельевые, дорожные, упаковочные, ручные и пр.» [21] . В «Обзоре кустарвных промыслов России» отмечается, что «требуется ежегодно громадная масса дорожных корзин и разных плетеных помещений для перевозки многих сельскохозяйственных продуктов» [22] . Здесь же упоминаются «плетюха»для таскания сена лошадям и коровам, «ручная» – для белья и других нужд хозяйке дома» [23] . В списках домашней утвари из Пудожского уезда значится корзина для переноски мякины и сухой рыбы [24] . В Каргопольском уезде Олонецкой губернии «дранчатая корзина с двумя ручками называется полубарочье… для носки скоту корма», корзины «разных размеров» называется короб, бурак. Последний использовался «для собирания грибов, ягод и для прочих хозяйственных нужд» [25] . Об использовании щепных корзин для рыбы в конце XIX – начале ХХ вв. пишется в отчете Н.Н.Пушкарева о рыболовном промысле на Онежском озере [26] .

Информатор и мастер по плетению щепных корзин В.М.Петров упоминал о ручных, корзинах с крышкой и для носки овощей: «Папа занимался, если кому подарить. Дарил жителям своей местности, и делал для себя, скажем, на копку картофеля для проращивания» [27] .

Во время экспедиционных поездок по окрестным деревням острова Кижи от местных информаторов удалось получить сведения о бытовании здесь плетеных корзин:

Ржановский Валерий Васильевич, 1929 г.р., д.Погост (Сенная Губа) рассказывал, что в деревне Посад жил мастер Катков Дмитрий Семенович (1890 г.р.), который плел корзины из сосновой лучины. Во время посещения дома В. В. Ржановского, там находилась корзина этого мастера, используемая в настоящее время для хранения дров. В сенях дома обнаружены две корзины с ручкой, используемые для хранения различных бытовых предметов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Грешникова Лидия Ивановна, 1929 г.р. и Балагаева Евгения Ивановна, 1931 г.р. – сестры из д.Обельщина (Сенная Губа): «в доме была щепная корзина с 2–мя ручками, полоскали в ней белье, и корзина с крышкой, в которую укладывали «пластиком» вещи. В хозяйстве информаторов находятся две корзины.

Жарникова Екатерина Ивановна, 1920 г.р., из д.Жарниково говорила, что ее отец плел корзины из лучины. В ее доме находится и используется до сих пор корзина для хранения бутыли. В семье были и другие корзины: корзина с крышкой («запертая») для стряпни и корзина с двумя ручками для рыбы.

Корнакова Лидия Григорьевна, 1922 г.р., д.Телятниково рассказывала о назначении корзин: «… Корзины для рыбы – ловили и клали, корзины с крышкой для переноски продуктов, корзины ведерные для ягод».

Елизарова Клавдия Константиновна, д. Потаневщина (Середка) говорила, что ее отец плел корзины. У Клавдии Константиновны такая корзина используется для мытья картофеля.

Таким образом, назначение плетеных корзин из сосновой лучины сводилось к следующему.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Плетеные корзины, в том числе из сосновой лучины, пользовались большим спросом. В «Обзоре кустарных промыслов России» отмечалось, что «корзиночное дело, несомненно, имеет будущность, конкуренция крупной промышленности этому промыслу не угрожает. Орудия производства чрезвычайно просты, сбыт обеспечен» [28] . Там же сообщалось, что «сбыт корзин приурочен к сбыту бондарных изделий. На базарах корзины продаются вместе с ушатами, ведрами и т.д. Корзин расходится много и на местах производства, потому что в каждом доме и каждому хозяину корзина нужна» [29] . При описании городской ярмарки в Петрозаводске в конце 19 века говорилось: «18 февраля на городской ярмарке были привезены изделия Олонецких кустарей из уездов: Каргопольского, Олонецкого, Вытегорского, Петрозаводского. Преобладали поделки из дерева: «ящики с крышками или вернее корзинки осиновой дранки всевозможных размеров, составляющие едва ли не единственное украшение ярмарки» [30] .

И все же, корзиночное производство было мало выгодным ремеслом. Даже при устойчивом спросе, предложение было велико и у мастеров не всегда имелась возможность реализовать готовую продукцию. «Производство корзин могло бы занять не одну сотню рабочих рук, но отсутствие возможности сбыта держит это производство в застое» [31] . Развитие промысла сдерживала и дешевизна изделий. В конце 19 века цены на плетеные корзины из дранки составляли: на корзину ручную – 2-4 коп.; корзину с крышкой – 4-10 коп.; корзину для носки овощей – 3-5 коп.; большие корзины – 20-30 коп.; «мелкие» корзины – 2–10 коп. [32]

За пять месяцев крестьянская семья могла сделать до 400 корзин и заработать до 60-80 рублей, но в том случае, если корзины делались на заказ. Работая на базар, кустарь мог выручить значительно меньше [33] .

В Рыпушкальской волости кустарь с мальчиком за 4 зимних месяца успевал приготовить 700 корзин. Заработок при этом составлял 40 рублей. Из Авдеевской волости кустари ежегодно привозили корзины в Петрозаводск для продажи, каждый продавал в год на 100 рублей и более. Конкурировали с ними мастера из Толвуйской волости и Петрозаводского уезда [34] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Для крестьянской семьи плетение корзин было в основном подсобным занятием. Даже упоминавшееся ранее небольшое количество кустарей во всей Олонецкой губернии (55 человек), которые специализировались на плетении корзин, не могли развивать свое дело из–за низких цен на изделия и за отсутствием времени: занимаясь только плетением корзин на продажу они не смогли бы прокормить свою семью.

Плетением корзин крестьяне обычно занимались зимой. Особых мастерских не было, обычно работали в доме [35] . Мастер В.М.Петров [36] отмечал, что работать могли и в бане: «Раньше щепные корзины делали везде, у кого были бани побольше, занимались в банях по понедельникам, вторникам, средам, четвергам и пятницам, а суббота – банный день» [37] . Основной инструмент для производства – топор и нож [38] .

Краткое описание технологии изготовления плетеных корзин приводится в статистическом сборнике «Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии»: «… для изделия из драни нужно большое умение выбрать дерево, а затем распилить его так, чтобы сердцевины нисколько не оставалось. Для успешного дела наколотые саженные куски дерева кладут в печь, «чтобы помякли», через сутки они уже прекрасно расщепляются ножом, и материалом спешат пользоваться, т.к. из «парного» материала легче делать корзины» [39] .

Информатор мастер В.М.Петров рассказал о технологии изготовления плетеных корзин из сосновой лучины.

Для этого в лесу выбиралась сосна толщиной не менее 30 сантиметров. По внешнему виду она должна быть ровной, без бугров, кривизны, сухих сучков. Крона должна быть не густой. Это определяется по внешнему осмотру. Для того, чтобы древесина хорошо расщеплялась выбирали мелкослойное и не смолистое дерево. Это качество определяли путем небольшой подрубки топором. Древесина считалась пригодной если была без красноватого оттенка. Такая сосна хорошо расщеплялась [40] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Разделка сосны производилась следующим образом. Валилось дерево ручной или механической пилой. После валки сосна освобождалась от сучьев, распиливалась на нужные размеры. Первая от комля чурка длиной до 0,7 метра отпиливается на дрова как негодная для расщепления. Оставшаяся часть до сучьев кроны, распиливалась на чурки длиною до 1,2 метров для одноручных корзин и до 1,7 метров для двуручных корзин.

Затем чурки по диаметру раскалывались на 8 частей (см. схему) или на большее количество в зависимости от толщины сосны. Ширина поленьев должна быть не меньше 7–8 сантиметров. Далее с заготовок откалывалась внутренняя часть (сердцевина), которая непригодна для расщепления (на схеме – не заштрихованная часть). С поленьев снималась кора, производилась отеска с боков, в результате полено превращалось в брусок. Более широкие и длинные (до 1,7 м) бруски – использовались для двуручных корзин, более узкие и короткие (1,2 метра) – для одноручных корзин.

Расщепление бруска на полосы. Прежде, чем приступить к расщеплению, брусок должен быть оттаян, нагрет хотя бы до 10 гр. (C) (хотя он должен оставаться достаточно сырым – так он лучше щиплется). Мерзлый брусок не расщиплется. Ручное расщепление производилось при помощи ножа. Расщепление бруска до нужной толщины (до 2–х мм) производилось от начала до конца по всей длине заготовки. После расщепления полосы (лучины) выравнивали с боков до одинаковой ширины.

Плетение корзины производилось на ровном столе. Плели обычно сидя на низком стуле или скамейке. Сначала лучины раскладывались по длине изделия, затем между ними вплетались поперечные полосы, которые плотно подгонялись друг к другу. Размеры дна для одноручной корзины были приблизительно 18х32 см, высота – 22 см. Размеры двуручной: дно – 35х50 см, высота – 25 см. После раскладки и переплетения дна, полосы по краям переплетения подгибались вверх так, чтобы приобрели вертикальное положение. Затем начиналось переплетение боков корзины. Так же как у дна лучины крепко подгонялись друг к другу. Завершив плетение до нужной высоты, брали две дополнительные горизонтальные полосы, которые вплетались по верхнему краю с наружной и внутренней сторон корзины. Завершали плетение подкладкой одной горизонтальной полосы под наружные вертикальные полосы, а второй – под внутренние вертикальные. Потом наружные вертикальные полосы подгибали под внутреннюю горизонтальную полосу, а внутренние вертикальные – под наружную горизонтальную. После завершения плетения концы лучин осторожно подрезали острым ножом.

Ручки. Самые прочные и эластичные ручки для бытовых корзин делались из березового или черемухового прута. Ветви должны были быть без раздвоения, длиной до 2,5 метров, толщиной у комеля до 1,5 сантиметров. Перед изготовлением прут нагревался не ниже комнатной температуры, очищался от сучков и коры, потом прокручивался [41] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

При современном изготовлении плетеной корзины В.М.Петров использует шесть видов инструментов: нож рабочий, линейка столярная, рулетка, киянка легкая, штыри деревянные – плоский и круглый, малый топорик [42] .

Таким образом, в хозяйственной жизни крестьян Олонецкой губернии изготовление плетеных корзин из сосновой лучины как вид традиционного хозяйственного занятия играло немаловажную роль. Корзины повсеместно использовались в быту крестьян, без них не могла обойтись ни одна крестьянская семья. Для многих семей владение этим ремеслом приносило дополнительный доход. Поэтому в деятельности этнографических музеев данное ремесло заслуживает внимания также, как и другие распространенные в крестьянской среде ремесла и промыслы. Сохранившиеся в этнографических коллекциях плетеные корзины, как предметы деревенского быта, имеют право на изучение, прежде всего в контексте определения их места и роли в составе этнографической музейной экспозиции.

Разновидности корзин из фондов музея-заповедника «Кижи»Разновидности корзин из фондов музея-заповедника «Кижи»

// Кижский вестник №9
Ред. И.В.Мельников, Р.Б.Калашникова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2004. 318 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф