Тарасова Т.Г. (г.Петрозаводск)
Обзор фотоматериалов комплексной экспедиции министерства культуры КАССР 1979-1980 гг. в фондах музея-заповедника «Кижи». Культовая архитектура
@kizhi
В 1981 г. в фонды музея–заповедника «Кижи» Министерство культуры КАССР передало фотоматериалы комплексной историко–архитектурной и этнографической экспедиции министерства культуры 1979–1980 гг. (далее – КЭМК), которая проводилась по инициативе и под руководством доктора архитектуры профессора В.П.Орфинского. В ходе нее была осуществлена масштабная инвентаризация деревянного зодчества республики с участием студентов Петрозаводского университета, сотрудников музеев и проектных организаций г. Петрозаводска, положившая начало научно обоснованной деятельности по охране памятников народной архитектуры в Карелии. Впервые в отечественной практике экспедиция провела сплошное, а не выборочное обследование всех селений республики, а также некоторых сопредельных регионов.
Маршрут экспедиции 1979 г. охватил территорию южной, частично средней Карелии в границах основных ареалов карельского, вепсского и русского населения, включая целиком Олонецкий, Прионежский и Пряжинский районы, а также восточную часть Суоярвского, Лахденпохского и Кондопожского, юг и запад Медвежьегорского, большую часть Пудожского районов. Маршрут экспедиции 1980 г. охватывал территорию северной, средней и частично восточной Карелии в границах Лоухского, Калевальского, Кемского, Беломорского, Муезерского, Сегежского районов целиком и Медвежьегорского, Суоярвского, Кондопожского и Пудожского районов частично [1] .
Таким образом, в течение летних месяцев 1979–1980 гг. экспедицией была обследована вся территория Карелии. Два отряда экспедиции зафиксировали объемно – планировочную структуру 670 деревень и 5555 традиционных построек [2] . В каждом из селений обследовались все традиционные постройки и отдельные детали, основные характеристики которых записывались в виде типологических формул.
Для культовых сооружений проводилась научная атрибуция и датировка всех реконструкционных этапов. При этом в ряде случаев ценные историко–архитектурные данные были получены в результате совместного анализа архитектуры культовых построек и их иконостасов – важное преимущество комплексного обследования памятников деревянного зодчества архитекторами и специалистами по древней живописи [3] .
Параллельно проводилась подробная фотофиксация объемно–планировочной структуры селений, сооружений культовой и гражданской архитектуры, сооружений некрокульта, предметов быта и прикладного искусства. Фотосъемка в ходе экспедиции выполнялась ее участниками.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В коллекцию фотоматериалов экспедиции входят 7345 черно–белых негативов с контрольными отпечатками, в том числе по Карелии – 7232 негативов, по Мурманской области – 113 негативов.
Часть собрания фотоматериалов (486 негативов) представлена изображениями культовых сооружений. На фотографиях запечатлены общие виды, фасады, архитектурные детали, декоративные элементы, интерьеры 130 культовых построек. В их числе: 30 церквей (119 негативов), расположенных в селениях Олонецкого, Муезерского, Кемского, Питкярантского, Пудожского, Кондопожского, Медвежьегорского, Беломорского районов Карелии и деревне Старая Ковда Мурманской области; 90 часовень (329 негативов) в Олонецком, Прионежском, Муезерском, Суоярвском, Кемском, Пудожском, Кондопожском, Медвежьегорском, Пряжинском, Беломорском районах.
Участниками экспедиции были зафиксированы и отсняты в районах Карелии часовни первоначально представлявшие собой однокамерные клетские сооружения. Например, в деревне Лазарево [4] Медвежьегорского района – Ильинская часовня (XVI–XVII веков) (фото 1). В настоящее время памятник имеет позднюю пристройку трапезной (конец XIX века). В том же районе в деревне Кефтеницы – Георгиевская часовня (вторая половина XVII – постройка однокамерной часовни, вторая половине XVIII в. – пристройка трапезной) [5] (фото 2), часовня в деревне Узкие (первая половина XVIII в. – постройка однокамерной часовни, вторая половина XVIII – перв. половина XIX вв. – пристройка притвора–трапезной) [6] (фото 3). В Пряжинском районе в деревне Пенгисельга – часовня Дмитрия Солунского (конец XVIII – начало XIX вв – постройка однокамерной часовни, вторая половина XIX в. – пристройка сеней со звонницей) [7] (фото 4).
Логическим завершением процесса усложнения и обогащения объемно–пространственного решения клетских сооружений явилась пристройка к ним шатровых колоколен, получившая распространения в Карелии во второй половине XVIII и в XIX веках [8] . В состав коллекции вошли негативы с изображением колоколен, пристроенных к клетским постройкам. Например, колокольня, пристроенная в 1860 г. к церкви Параскевы Пятницы, возведенной в 1830 г. в деревне Онежаны [9] Медвежьегорского района (фото 5).
Развитие культовых сооружений путем пристроек трапезных и колоколен имело место не только в районах с русским, но также и с карельским населением. Показательные в этом отношении памятники обследовались членами экспедиции в Олонецком, Пряжинском, Кондопожском районах. Например, в фонд фотоматериалов экспедиции вошла фотофиксация северного фасада и звонницы часовни Михаила, Власия и Петра (середина XVIII – вторая половина XIX вв.) в деревне Новинка [10] Олонецкого района (фото 6), общего вида и звонницы часовни Рождества Богородицы (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.) в деревне Маньга [11] Пряжинского района (фото 7), северного и южного фасадов часовни Михаила Архангела, Варвары Великомученицы и Иоанна Предтечи (XVII–XVIII–XIX вв.) в деревне Лукин Наволок [12] Кондопожского района (фото 8).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Процесс заимствования карелами приемов и форм русской архитектуры никогда не был однозначным, а влияния односторонними – перенималось лишь то, что соответствовало специфическим вкусам и традициям карельского народа [13] . Как отмечает В.П.Орфинский, богатство архитектурной орнаментики карел и ее национальный характер наиболее убедительно раскрылся в XVIII–XIX вв. в южной части Карелии и прежде всего на территории современного Пряжинского района. Примером в культовой архитектуре может служить Варваринская часовня (XIX в.) в деревне Коккойла, продолговатая форма главок которой, напоминающая еловые шишки, не имеет ничего общего с маковками русских православных церквей и часовен. Даже чешуйки лемеха сделаны в виде стилизованных елочек, ярко отражая художественную сущность карельской архитектуры [14] . В процессе обследования памятника участниками экспедиции были отсняты его фрагменты: главка продолговатой формы, покрытая лемехом в виде «елочек» (фото 9), ограждение звонницы с простыми одинарными столбами, крыльцо (фото 10), причелины, полотенце (фото 11).
Самобытность культуры карел и взаимообогащающие культурные контакты с русскими поселенцами содействовали возведению шатровых храмов Прионежской школы. Первенцем этой школы является Петропавловская церковь на Лычном острове (Кондопожский район) [15] . В коллекцию входит 15 негативов с фотофиксацией памятника – фасадов (южного, западного и северного) и фрагментов (крыльцо, восьмерик, поток, причелины, водосток, шатровое покрытие, полотенце, фронтонный пояс) (фото 12, 13). Также в ее состав вошла фотофиксация шатрового храма Прионежской школы – Успенской церкви в г.Кондопоге (северный фасад).
В XVII в получил широкое распространение новый тип шатрового храма «восьмерик на четверике», ознаменовавший собой усиление декоративных начал в культовой архитектуре [16] . Примером храмов этого типа может служить Варваринская церковь (1650–1797 гг.) [17] в селе Яндомозеро и Богоявленская церковь (1577–1605–1778 гг.) [18] в селе Челмужи Медвежьегорского района. Фотофиксация (фасады) этих памятников вошла в коллекцию фотоматериалов КЭМК (фото 14, 15).
В XVII веке возник еще один тип храмов – кубоватые церкви, увенчанные своеобразным покрытием в виде шатра (обычно четырехгранного) с изогнутыми по килевидной кривой гранями. [19] Одним из примеров кубоватых храмов в Карелии, зафиксированным в ходе экспедиции, является Петропавловская церковь (1625–1906 гг.) [20] в поморском селе Вирма Беломорского района. На негативах – восточный, западный и южный фасады храма, увенчанного пятиглавым кубом, в вершине которого установлена центральная глава, а на ребрах – 4 боковых (фото 16). Другой, сохранившийся в Карелии кубоватый храм, – Ильинская церковь (1798 г.) [21] Водлозерского погоста. Изображения северного фасада и фрагментов (главки, крыльца, звонница, дверь, окно) памятника также вошли в фотоматериалы КЭМК.
В коллекции представлены негативы с видами с северо–запада и с юго–востока церкви Фрола и Лавра (1613 г.) в селе Мегрега Олонецкого района (фото 17). Центральный объем сооружения – высокий четверик, перекрытый четырехфронтонной крестчатой крышей. На пересечении коньков поставлен небольшой восьмигранник с четкими повалами, увенчанный шпилевидным шатром с главкой. Стройный, прямоугольный в плане алтарь с повалами перекрыт крутой двускатной крышей, паралелльной фронтонам церковного покрытия [22] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В коллекцию вошли 14 негативов с фотофиксацией интерьеров церквей и часовен в следующих районах Карелии: Медвежьегорском – окно в часовне Варвары в деревне Часовенская (фото 18), дверь в Георгиевской часовне в деревне Кефтеницы (фото 19); Пряжинском – главное помещение с иконостасом в виде полки с двумя иконами в часовне деревни Лахта (фото 20); Беломорском – фрагменты тябл с растительным орнаментом из часовни Преображения в деревне Пулозеро, деревянные детали из часовни в деревне Кевятозеро; Кондопожском – балки потолка, печь в церкви в деревне Уссуна; Пудожском – вид на трапезные церкви Ильинского погоста на Водлозере (фото 21) и церкви в деревне Тубозеро (фото 22).
В коллекции представлены негативы репродукций двух икон: «Никатирион» из села Кереть Лоухского района (фото 23) и «Богоматерь с младенцем» из д. Шокша Прионежского района (фото 24).
Также в негативный фонд материалов экспедиции вошли изображения оград погостов Пудожского района: Ильинского на Водлозере (фото 25), Лукоостровского, Колодозерского (фото 26), ворота на погост в деревне Колгостров Кондопожского района (фото 27) и в деревне Тамбицы Медвежьегорского района, ограда у церкви в деревне Старая Ковда Мурманской области.
В ходе экспедиции фиксировались культовые постройки малых форм – придорожные или поклонные кресты (37 негативов), сохранившиеся в некоторых селениях Карелии. Среди них: в селе Кереть (Лоухский район) – поклонный восьмиконечный крест, обвязанный ритуальными полотенцами (фото 28), поклонный восьмиконечный крест с шеломом и полицами, с резной надписью на верхней поперечной перекладине; в деревнях Пряжинского района: Кяргеля – резной крест в футляре с двускатной крышей, установленный в 1796 г. и Каменьнаволок – резной крест в футляре с двускатной крышей, установленный в 1898 г. (фото 29); в деревнях Медвежьегорского района: Гормельницы – поклонный крест с росписью, установленный под навесом с двускатной кровлей (фото 30), Кефтеницы – поклонный крест с буквенными аббревиатурами, вписанными в круг и Викитинская – резной поклонный крест; в деревне Воронова Сельга (Олонецкий район) – поклонный крест в футляре под двускатной крышей с гладкими причелинами (фото 31).
Кроме памятников архитектуры находящихся на государственой охране, участниками экспедиции были выявлены 48 новых памятников архитектуры, в том числе культовой архитектуры – 8. В список памятников, рекомендованных для постановки на государственный учет или перевозки в музеи–заповедники, вошли:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Пряжинский район
- Георгиевская часовня в деревне Пихта – Лахта (остров) (вторая половина XVIII в.) [23] . (фото 32). Фотофиксация: фасады – северный и восточный; фрагменты – причелины, вход с навесом, резные столбы, резные балясины, повал, звонница, окно, главка.
- Часовня Смоленской Богоматери в деревне Кинерма (вторая половина XVIII–XIX вв.) [24] (фото 33). Фотофиксация: вид с юго – запада.
- Часовня в деревне Сяргилахта (XVIII в.(?)) [25] (фото 34). Фотофиксация: фасады – западный, южный, фрагмент восточного.
- Часовня Дмитрия Солунского в деревне Пенгисельга (конец XVIII в.) [26] (фото 4). Фотофиксация: фасады – восточный, южный, западный; фрагменты- (причелины, полотенце, главка).
- Семеновская часовня в деревне Гутсельга (вторая половина XVIII в.) [27] (фото 35). Фотофиксация: виды с юго–востока, с юго–запада; фрагменты (сруб с повалом).
Медвежьегорский район
- Часовня в деревне Узкие (XVIII в.) [28] (фото 3). Фотофиксация: вид с северо–запада; звонница.
Кондопожский район[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- Часовня Архангела Михаила в деревне Малое Лижмозеро (XVIII–XIX вв.) [29] (фото 36). Фотофиксация: восточный фасад; фрагменты (вход, причелины, полотенце); звонница (общий вид, фрагмент перил и балясины, купол).
Пудожский район
- Спасо–Преображенская часовня в деревне Гольяницы (XVIII в.) [30] (фото 37). Фотофиксация: северный и восточный фасады; фрагменты (окно, скат кровли, вход).
Полученные в ходе экспедиции материалы позволили проверить, и, в случае необходимости откорректировать ранее выявленные эволюционные тенденции, уточнить национальные особенности и региональную общность архитектуры карельского, вепсского и русского населения республики.
Раздел фотоколлекции по культовым сооружениям, является одной из составных частей коллекции фотоматериалов комплексной экспедиции 1979–1980 гг., которая дает возможность получить наглядное представление об архитектурном наследии, а также является достоверным источником информации для изучения деревянного зодчества Карелии.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] Материалы КЭМК 1979-1980 гг. В 38 тт. Т.А. С.9.
- [2] Там же.
- [3] Материалы КЭМК. Т.XXXVIII. С.25.
- [4] Там же. С.73.
- [5] Там же. С.40.
- [6] Там же. С.45.
- [7] Там же. С.54.
- [8] Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972. С.62.
- [9] Материалы КЭМК. С. 74, 76.
- [10] Там же. С.83.
- [11] Там же. С.88.
- [12] Там же. С.68.
- [13] Орфинский В.П. Деревянное зодчество карельского народа и его связь с архитектурой русского Севера // Архитектурное наследство. Вып.23. М, 1975. С.66.
- [14] Там же. С.67-68.
- [15] Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. С.82.
- [16] Там же. С.75.
- [17] Материалы КЭМК. Т.XXXVIII. С. 74, 48.
- [18] Там же. С.74.
- [19] Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. С.102.
- [20] Материалы КЭМК. Т.XXXVIII. С.64.
- [21] Там же. С.90.
- [22] Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. С.92.
- [23] Материалы КЭМК. Т.XXXVIII. С.89.
- [24] Там же.
- [25] Там же.
- [26] Там же.
- [27] Там же.
- [28] Там же. С.79.
- [29] Там же. С.70.
- [30] Там же. С.92.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.