Лойтер С.М. (г.Петрозаводск)
Детский фольклор Заонежья (Великогубская коллекция Т.В.Андреевой)
@kizhi
Лишь в последнее десятилетие ХХ века определилась одна из составляющих традиционной народной культуры Карелии, ее самостоятельная и специфическая область – детский фольклор и шире – культура детства [1] . Эта грань богатейшей культуры такого уникального и знаменитого региона, каким является Заонежье, теперь может быть выделена особо. Вполне понятно, почему усилия и устремления многочисленных собирателей фольклора до недавнего времени были обращены к главным сокровищам Заонежья – былине, причитаниям, сказке, песне, традиционным обрядам. Тем не менее материалы по детской культуре не оставались незамеченными и не обходились собирателями, выполнявшими другие, совершенно определенные задачи. Об этом говорят записи детского фольклора разных лет. Самые ранние из них – четыре варианта колыбельной песни, записанные в 1879 году В.Ф.Хотьковским, хранятся в архиве ИРЛИ и представлены в антологии «Детский поэтический фольклор» [2] . В 1926 году участница комплексной Ленинградской экспедиции Государственного института истории искусств (ГИИИ) Н.П.Колпакова, входившая в секцию ЛИТО под руководством А.М.Астаховой, обратила внимание на широко бытовавший тогда в Заонежье детский фольклор и сделала много записей колыбельных песен, потешек, считалок, загадок, заговоров от сглаза и бессонницы ребенка в деревнях Великая Губа, Вигово, Космозеро, Шуньга, Шунгский Бор [3] . Почти одновременно с этой экспедицией в Заонежье состоялись еще две большие фольклорные экспедиции – братьев Б.М. и Ю.М. Соколовых «По следам Рыбникова и Гильфердинга» и А.И.Никифорова, изучавшего «методом сплошной записи» состояние севернорусской сказочной традиции. Все они проходили через деревни Комлево и Сенную Губу, где жила и тогда работала учительница Елизавета Васильевна Ржановская. Контакты с участниками экспедиций и особенно общение с Ю.М.Соколовым явились теми импульсами, которые побудили ее к собирательской работе. Теперь с именем Е.В.Ржановской связывается одна из самых ярких страниц в истории собирания и изучения детского фольклора Карелии, и в частности Заонежья [4] . А ее уникальная коллекция, широко и многопланово представившая детскую традицию Заонежья 1920–1930-х годов, полностью опубликована [5] . В архиве КарНЦ хранится машинописная копия «научно–популярной статьи» Н.П.Колпаковой, написанной, как она сама заявляет, на основе «прекрасных записей … учительницы Сенной Губы Е.В.Ржановской». Статья называется «Детский фольклор Карелии», могла быть написана после передачи коллекции Е.В.Ржановской в 1934 году в Карельский научно–исследовательский институт культуры. Колпакова отмечает: «С собиранием детского фольклора в Карелии дело обстоит неблагополучно. В то время как репертуар взрослого населения Карелии тщательно собирался и изучался …детский фольклор мало привлекал внимание фольклористов» [6] . Поскольку статья Н.П.Колпаковой осталась неопубликованной, приведу из нее интересное наблюдение, касающееся бытования в Заонежье (и Поморье) «лирики материнства». «Потешки, пестушки и приговорки женщины Заонежья … называют прибатурки и поигрунюшки. … Прибатурками называются песенки, которые поются при подбрасывании ребенка на руках. Игрунюшками (поигрунюшками) называются песенки, сопровождающие почти все те примитивные игры, которыми старшие развлекают ребенка примерно до 2–2,5 лет. Например, легонько хлопают ребенка по спинке:
Сысоевы ребятаГорох молотили.Пришел парень,Пришел жареньДайте–ко горохуна лапоточки
Или шлепают по ножкам:
Капки, вы лапки,Где ходили?– По юру, по бору.Тебе ягод наберу.
Стучат по спинке:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Что в горбу?– Денежка.Кто дал?– Поп.А по спинкеХлоп!
То притягивают ребенка к себе, то отталкивают, качаются и поют:
Тоню тяну,Рыбу ловлю.Попало немало.Шши–шш–ши.Ерши хороши!» [7]
К 1936 году относятся записи колыбельных песен Н.Марковой в деревне Майгуба [8] . В 1956 году в Заонежье проводилась студенческая экспедиция МГУ под руководством известных фольклористов Э.В.Померанцевой и Н.И.Савушкиной, в материалах которой содержится 18 текстов разных жанров детского фольклора [9] , часть из них включена в сборник «Русский детский фольклор Карелии». В 1964–1965 годах колыбельные песни в деревнях Великая Губа и Сибово записывала Ю.Пантелева [10] . Собиратель и исследователь детского фольклора, петербургский фольклорист А.Н.Мартынова родом из Заонежья. Ее записи детского фольклора 1940–х годов (по воспоминаниям детства) и 1960–1970 годов из Шуньги, Великой Губы и Кузаранды вошли сначала в сборник «Потешки. Считалки. Небылицы», а затем в уже упоминавшуюся антологию «Детский поэтический фольклор…» [11] . Целый ряд записей детского фольклора сделали участники экспедиций 1980–х годов в Заонежье, сотрудники тогда Карельского филиала АН СССР (теперь КарНЦ РАН) В.Кузнецова, Н.Онегина, А.Пакконен [12] . Собиратели не оставляли без внимания участие детей Заонежья в традиционной жизни взрослых [13] . Обычаи, обряды и верования, связанные с рождением ребенка, иными словами сложившаяся культура раннего детства, – тема и материал монографии этнографа К.К.Логинова «Семейные обряды и верования русских Заонежья» [14] .
С начала 1970–х годов собирание и изучение детского фольклора Карелии, в том числе и Заонежья, приобрело целенаправленный и специальный характер в полевой вузовской фольклорной практике студентов Карельского педагогического института (теперь университета) и Петрозаводского университета. Многие тексты, записанные в Заонежье, включены в сборник «Русский детский фольклор Карелии» и книгу «Русский детский фольклор и детская мифология».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
С 1996 по 2000 год систематически и последовательно, по специальной программе вела записи и изучала современное состояние традиционной культуры Великой Губы студентка филологического факультета КГПУ Т.В.Сергеева (теперь Андреева). В Великой Губе она родилась, там живет ее большая семья, туда она вернулась работать в школе после окончания университета. Ею записано более 200 текстов детского фольклора, которые вошли в приложение к дипломной работе «Великая Губа: народные традиции и культура» (Петрозаводск, 2000) [15] . Коллекция Т.В.Андреевой содержит почти все основные жанры и виды детского фольклора. «Поэзию пестования», т.е. произведения детского фольклора, исполняемые взрослыми для детей, составляют в ней 19 колыбельных песен, 15 потешек, пестушек и прибауток, 3 заговора. Собственно детский фольклор: 18 закличек и приговорок, 21 считалка, 30 дразнилок, 36 игр, 12 загадок и головоломок. Коллекция в полной мере отразила тенденции, характерные для современного детского фольклора: стирание граней между деревенским и городским детским фольклором, проникновение в деревенский фольклор новых форм «смешного» и «страшного», начавших широко бытовать в школьной, преимущественно городской, среде в 1970–1980-е годы [16] . В коллекции 20 текстов «садистских стишков», 11 текстов «страшных историй», около 10 стихотворных переделок и так называемой галиматьи. Деревенский детский фольклор все больше сближается с городским лексикой, словарным составом, реалиями быта. Только тексты, записанные от пожилых людей Великой Губы, сохранили отдельные особенности заонежского говора и диалектизмы, которые так ярко проявляются в коллекции Е.В.Ржановской.
В настоящее время Великая Губа – одно из немногих сел Заонежья, где есть сравнительно немало детей, большая школа, а следовательно, и возможность записывать и изучать культуру детства. В местах, где вела свою собирательскую работу Е.В.Ржановская, теперь все это уже утрачено. Именно в этом контексте очевидно значение коллекции Т.В.Андреевой, которая предлагается к публикации. Коллекция позволяет проследить те процессы, которые происходят в детской традиционной культуре.
Коллекция воспроизводится с незначительными изъятиями, которые касаются текстов очень широкого распространения и имеют идентичные варианты в названных публикациях [17] . Поскольку все тексты записаны в Великой Губе Т.В.Андреевой, не называется место записи, а только фамилия информанта и его возраст. В повторных записях возраст информанта опускается.
Колыбельные («байки»)
Спи, дитя мое прекрасно,Баюшки–баю.Тихо светит месяц ясныйВ колыбель твою.Стану сказывать я сказки,Песенку спою.Ты вздремни, закрывши глазки,Баюшки–баю.В няньки я тебе взялаВетер, солнце и орла.Улетел орел домой,Солнце скрылось под горой,Ветер после трех ночейМчится к матери своей.Ветра спросит мать:– Где изволил ты гулять?Или звезды ты гонял?Или волны волновал?– Не гонял я звезд морскихИ не трогал волны.Я дитя уберегал,В колыбелечке качал. Зап. в ноябре 1996 г. от С.А.Покровской, 1914 г.р.
Баю–баюшки–баю,Не ложися на краю.Придет серенький волчокИ утащит во лесок,И утащит во лесокВо ракитовый кусток.Баю–баюшки–баю,Спи, мой маленький, лю–лю,Спи, моя котинка,Мила золотинка.Спи, моя роднулечка,Детка дорогулечка.Люли–люли–люли,Прилетели гули.Сели гули на кровать,Стали гули ворковать.Стали гули ворковать,Стал Степашка засыпать. Зап. в январе 1997 г. от А.Ф.Сергеевой, 1952 г.р.
Люлю–люли–люли,Прилетели гули,Стали гули ворковатьИ Димулю усыплять.Баю–баюшки–баю,Спи, Степашечка, лю–лю.Степа, сладко засыпай,Крепко глазки закрывай.Баю–баюшки–баю.Живет барин на краю.Он не беден, не богат,У него много ребят.Все по лавочкам сидят,Кашу масляну едят,Каша масляная,Ложка крашеная. Зап. в ноябре 1996 г. от М.П.Авериной, 1928 г.р.
Баю–баю–баю–бай.Не ходи, собака, не лай,Долгозуба, не реви,Наших деток не буди.Баю–баюшки–баю.Не ложися на краю,Ложись на середочку,Держись за веревочку.А с краю скатишься,И прохватишься,И наплачешься.Ой, баю–баю–баю.Живет барин на краю.Он не скуден, не богат,Только горница ребят.Все по лавочкам сидят,Кашу масляну едят.Каша масляная,Ложка крашеная.Ой, ты, Танечка, усни,Крепкий сон тебя возьми,Закрой, Таня, глазки.До самой до Пасхи.Баю–баюшки–баю.Не ругаю да не бью,Тебе выспаться даю.Ты покрепче усни,Угомон тебя возьми.Баю–баюшки–байки,Матери – китайки,Отцу–подлецуТолстой палкойПо лицу.Баю–баю–баюшки,Купим Тане валенки,Да не больши, не маленьки,Самый враз по ножкамБегать по дорожкам.Баю–баюшки–баю,Я немножечко прошу:Одну чашечку чайку,Два стакана кофейку.Баю–баюшки–байки,Серенькие зайки.Уж вы, серые коты,Принесите дремоты.Наша Оля хочет спать,Ее некому качать:Нету бабушки роднойДа пестуньи нанятой.Была бы бабушка родная,Покачала бы тебяИ побайкала, поуговаривала:«Спи–ка, Олечка, покрепче,Будет мамочке полегче». Зап. в ноябре 1996 г. от М.П.Кононовой, 67 лет.
Как я Степочку люблю,Степе зыбельку куплю.Зыбелька нова,Почепочка шелкова.Еще крюк золотой,Полог бархатной.Спи–ка, Димочка,Пока маленькой.Дима вырастет большой –Не положим Диму спать.Скажем: «Димушка, вставай,На работу поспевай.На работе не ленись,Поскорее шевелись!» Зап. в ноябре 1996 г. от Е.П.Сергеевой, 1924 г.р.
Пестушки. Потешки. Прибаутки
Сорока–ворона,Кашу варила,Деток кормила.Кашу – на ложку,Кашу – в поварежку.Кашу – в горшок,Кашу – на масленичек. Зап. от С.А.Покровской.
– Сорока, сорока!– Куда летишь далеко?– К матери в гости.– Чего тебе мать даст?– Ступу, лопату, корову горбату. (Последние слова произносят скороговоркой, щекоча ребенка)
Сорока–сорока,Кашу варила,На порог становила,Гостей манила.Гости прилетели,На лавочку сели.Кому дала на ложке,Кому по поварежке,Кому – в горшке,Кому – в масляничке.– А ты, большой,Тебе не дадим,Ступай, заработай. Зап. от М.П.Кононовой.
Сорока–ворона,Кашу варила,На порог становила,Гостей поджидала.Долго гости не бывали –Сороки кашу расклевали:Этому – на ложку,Этому – на поварежку,Этому – в масленичек.– А ты, палец–малец (мизинцу),По воду не ходил,Дрова не рубил,Кашу не варил.Пень, колода, косая огорода, тепленькая водичка! (легонько ударяют ребенка по сгибам кисти, локтя, по плечу и щекочут).Зап. от Е.П.Сергеевой.
Сорока–воронаКашу варила,Деток кормила.Этому дала (загибают мизинец),Этому дала (загибают безымянный палец),Этому дала (средний палец),Этому дала (указательный палец).– А ты, палец–малец (к большому пальцу),За водой не ходил,Дров не носил,Печь не топил,Кашу не варил –Не получишь каши!– А где вода?– Пень, колода, косая огорода,Тепленькая водичка (щекочут).– Ладушки, ладушки,Где были?– У бабушки!– Что ели?– Кашку.– Что пили?– Бражку.Кашка масленька,Бражка сладенька,Бабушка добренька. Зап. от А.Ф.Сергеевой.
(Играют с пальцами).
– Тук–тук!– Кто тут?– Солдат!– Зачем пришел?– Пустите переночевать.– Проходи, солдат!– Спасибо, благодарю!Спасибо, благодарю! Зап. от Е.П.Сергеевой.
Гули летели, летели,На головку Степе сели,Поклевали, поклевалиИ улетели. Зап. от А.Ф.Сергеевой.
Гули, гулиЛетели, летели.На головку Диме сели,Поклевали, поклевалиИ улетели.Люли, люли, люли,Прилетели гули,На головку сели,Песенку запели.Ну–ка, Маша, потянись,Поскорей, скорей проснись.С гуся вода,Все с Танечки худоба.Водушка текуча,Танечка растуча. Зап. от М.П.Кононовой.
У зайки боли,У лисицы боли,У волка боли,У медведя боли,А у Степашки – заживи.
Когда кто–нибудь поцарапался или ушибся:У зайца – боли,У лисы – боли,У волка – боли,У медведя – боли,А у меня – все пройди. Зап. от А.Ф.Сергеевой.
Заговоры
От золотухи
Золотуха–веснуха, выдь из левого в право, изо всей буйной головы, чтобы не болела, чтобы не шумела, по голове бы не ходила. Чтобы голова не болела, не тревожила, изо всех суставов, костей выдь. От материнского рождения вплоть до низа, от венца и до последнего конца. Аминь (3 раза).
От бессонницы ребенка
Мышка–норушка, ты подшутила над рабом божьим – младенцем (имя). Я, раба божья (имя, кто заговаривает), отшучу над тобой. На–ко топорок да ножичек, да палочку. И, работая во всю ночь, не спи и дай рабу божьему – младенцу спать. И будьте мои слова крепки и емки во имя отца и сына и Святого духа. Аминь, аминь, аминь. (При этом на ночь под подушку ребенка кладут маленький деревянный топорик, ножичек и палочку).Зап. от А.Ф.Сергеевой.
Заклички. Приговорки
Дождик, дождик,Лей, лей,Да на нас не налей,А на бабу–ягуЛей по целому ведру.Дождик, дождик,Пуще –Вырастет погуще.Дождик, дождик,Лей, лей,На меня и на людей,А на бабу–ягуЛей по целому ведру. Зап. в январе 1997 г. от Иры Карпиной, 1978 г.р.
Дождик, дождик,Ливани,Нас с работыПрогони.Солнышко – ведрышко,Выгляни в окошко,Посвети немножко.Божья коровка,Лети на небо.В твоем доме пожар,Твои детки одни.Божья коровка,Лети на небо.Там твои деткиКушают конфетки (котлетки),Всем по одной,А тебе – ни одной. Зап. от Вити Сергеева, 16 лет.
Божья коровка,Лети на небко,Там твои деткиКушают конфетки,Книжки читают,Тебя поджидают. Самозапись Т.В.Сергеевой (по воспоминаниям детства).
Вертолет, вертолет,Ты возьми меня в полет,А на небе пусто,Там растет капуста. Зап. от Степы Сергеева, 11 лет.
Самолет, самолет,Ты возьми меня в полет.В самолете пусто,Выросла капуста. Зап. от Гали Власовой.
Бабка–липка,Сядь на травку,Приколю тебе булавку.А булавки не простые –В них застежки золотые. Самозапись Т.В.Сергеевой (по воспоминаниям детства).
Мышка–норушка,На тебе зуб простой,Дай мне зуб костяной (бросаешь зуб на печь).Зап. от А.Ф.Сергеевой.
Мышка–мышка,Вылей водуЗа косую огороду.Расти, коса, до пояса,Не вырони ни волоса.Расти, коса, до пят,Все волосенки в ряд.
Когда икаешь:Икота, икота,Перейди на Федота,С Федота на Якова,С Якова на всякого.Икота, икота,Иди за ворота. Самозаписи Т.В.Сергеевой (по воспоминаниям детства).
Дразнилки
Жадина–говядина,Пустая шоколадина.Жадина–говядина,Соленый огурец,По полу валяется –Никто его не ест.Плакса–вакса,Гуталин,На носу горячий блин.Рева, корова,Дай молока!– Сколько бидонов?– 32. Самозаписи Т.В.Сергеевой.
Рева–корова,Дай молока!– Сколько литров?– 42. Зап. от Гали Власовой.
Повторюша – дядя ХрюшаИз помойного ведра,Всю помойку облизалИ спасибо не сказал. Зап. от Вити Сергеева.
Рыжий, рыжий,Конопатый,Убил дедушку лопатой. Зап. от Наташи Еремеевой, 10 лет.
Тили–тили–тесто,Жених и невестаИз белого теста. Самозапись Т.В.Сергеевой.
Сергей–воробей,В озере купался,Руки–ноги утонули,А петух остался. Зап. от Степы Сергеева.
Андрей–воробей,Не гоняй голубей,Они клюют,Тебе есть не дают.Витька–титька,Сорок лет,А у Витьки титек нет.Титьки были да отпали,Девки шли да подобрали,Повесили на забор,Кто возьмет, тот вор. Самозапись Т.В.Сергеевой (по воспоминаниям детства).
Сенька–дурак,Курит табак,Спички ворует,Дома не ночует.Спит под забором,Зовут его вором. Зап. от Вити Сергеева.
Один глаз на Кавказ,А другой – на Север. Зап. от Гали Власовой.
Я – девочка–Снегурочка,Мой папа – Дед Мороз,Мамочка – фиалочка,А ты – сопливый нос. Зап. от Иры Карпиной.
Обманули дуракаНа четыре кулака,Всем по яичку,А ему щелбана.Толстый, жирный –Поезд пассажирный.
Толстому:
Жиромясокомбинат. Самозаписи Т.В.Сергеевой (по воспоминаниям детства).
Неудачному остряку:
Не подходит, не подходит,За тобой корова ходит,А корова без хвоста –Твоя жирная сестра. Зап. от Иры Карпиной.
Моряк – с печки бряк,Растянулся, как червяк. Зап. от Вити Сергеева.
– А ты, ты!– Тебя затыкали коты.– А на пятой полкеТебя съели волки. Самозапись Т.В.Сергеевой.
– Смотри – муха!Хвать тебя за ухо. Зап. от Иры Карпиной.
– Смотри – птичка!– Хвать тебя за яичко.– Скажи: двести.– Двести.– Стой дурак на месте. Зап. от Оксаны Горшковой.
Смотри: оса!Хвать тебя за волоса!Смотри: комар!Вот тебе щелбан. Зап. от Елены Горшковой.
– А мне?– А у тебя нос в г… и ж… в вазелине.– Кто? (Что?)– Дед Пихто и бабка с пистолетом. Зап. от Вити Сергеева.
– Дуб, орех или мочало?– Дуб.– Выбиваем правый зуб.– Орех.– На кого покажешь – грех.– Мочало!– Начинаем все сначала. Зап. от Оксаны Горшковой.
Считалки
Шел крокодил,Трубку курил.Трубка упалаИ написала:«Шишел, мышел,Пердни, вышел».
Черти в озере купались,Черти ж… толкались.Черт чертенка подтолкнул,И чертенок утонул. Зап. от Вити Сергеева.
Нас осталось только двое,Верим в сказку мы с тобою.А по правде говоря,Выходи – тебе вадя. Зап. от Степы Сергеева.
Шла кукушка мимо сети,А за нею злые дети.Куку–мак, куку–мак,Убирай один кулак. Зап. от Лены Горшковой.
Решают, кто будет считать:
– Птичка летела,Мне считать велела.– А железный крокодилВсе считалки проглотил. Самозапись Т.В.Сергеевой (по воспоминаниям детства).
В гараже стоят машины:«Чайка», «Волга», «Жигули»,Выбирай себе любую,Я дарю тебе ключи. Зап. от Ани Кононовой, 12 лет.
Раз, два, три, четыре, пять,Вышел зайчик погулять.Вдруг охотник выбегает,Прямо в зайчика стреляет.Пих–пах, ой–ой–ой,Умирает зайчик мой.Привезли его в больницу –Он украл там рукавицу.Привезли его в буфет –Он украл там сто конфет,Привезли его домой –Прямо в печку головой. Зап. от Иры Карпиной.
Эни–бэни,Рики–факи,Урба–турба,Сенти–бряки.Дэус–дэус,Краснодэус,Бац! Зап. от Оксаны Горшковой.
Ехал черт на бочке,Продавал цветочки:Синий, красный, голубой –Выбирай себе любой. Зап. от Иры Карпиной.
Ехала машина темным лесомЗа каким–то интересом.Инте–инте–интерес,Выходи на букву «С».А на буковке звездаОтправляет поезда. Самозапись Т.В.Сергеевой.
Игры [18]
«ДАВАЙ, КОЗА, ПОПРЫГАЕМ»
Все встают в круг и берутся за руки. Выбирается «козел». Он встает в центр. Все ходят по кругу, «козел» – в противоположную сторону, т. е. если все идут по часовой стрелке, то он против. Все играющие поют:
Шел козел по лесу, по лесу, лесу,Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу(здесь «козел» выбирает себе «принцессу»).Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Пока играющие поют, «козел» и «коза» выполняют действия. Дальше «козлом» становится «коза».
МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ
Выбирается водящий. Все играющие бегают или делают, что хотят. Водящий говорит:
Море волнуется – раз,Море волнуется – два,Море волнуется – три.Морская фигура,На месте замри.
С последними словами все играющие замирают в какой–нибудь ими выбранной позе. Водящий ходит и смотрит, чтобы никто не шевелился. Если он заметил, что кто–то шевелится, то этот игрок становится водящим.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
ЛЕТЕЛ ЛЕБЕДЬ
Играющие встают в круг, кладут ладонь на ладонь, причем у каждого одна ладонь должна быть поверх ладони другого игрока, а вторая – снизу. Кто–нибудь, по выбору, начинает говорить слова. После каждого слова хлопают по ладони соседа и так по всему кругу: «Летел … лебедь …по… синему… небу… читал… газету…номер». После слова «номер» следующий игрок называет цифру. Дальше продолжают играть, считая. Играющий, на которого выпадает названное число, должен уберечь свою руку от удара. Если по его руке ударили, он выходит из игры. Если нет, то выходит тот, кто должен был ударить. Игра продолжается до тех пор, пока не останется два человека. Из них определяется победитель.
ПОЧТА
Выбирается водящий. Остальные играющие встают в круг и берутся за руки. Кто-нибудь из играющих говорит: «Посылаю телеграмму (называет чье-нибудь имя)». И «передают телеграмму» так, чтобы не увидел водящий. Передают пожатием руки. Для водящего сложность заключается в том, что он не знает, в какую сторону пойдет телеграмма. Если телеграмма дошла, тогда водящий говорит «получил», и он остается на второй кон. Если водящий увидел, как кто-нибудь передает, он должен сказать об этом, и тогда водящим становится тот, кого назвал водящий.
ЦАРЬ-КАРТОШКА
Выбирается царь–картошка. Остальные играющие договариваются, что они будут делать. Например, стирать белье или копать картошку. Затем они подходят к царю и хором просят: «Царь–картошка, прими нас на работу!» Царь спрашивает: «А что вы умеете делать?» Все: «Мы не скажем, а покажем». Все действиями показывают, как, например, стирают белье. Царь должен угадать, что они делают. Если угадал – все убегают. Царь должен их поймать. Кого он поймает, тот становится царем. Если царь не угадал, то он остается и дальше царем–картошкой.
ВИНЕГРЕТ
Садятся в ряд. Каждый говорит своему соседу какое–нибудь слово так, чтобы никто не слышал. Ведущий подходит к каждому и задает вопросы. Например: «Что ты ел (ела) сегодня на завтрак? Где ты гуляешь по вечерам? Где ты спишь?»
Тот, кому задан вопрос, должен ответить тем словом, которое ему сказали. Если ответ получается по вопросу правильным, отвечающий становится ведущим.
НА БАЛ
Сначала водящий говорит: «Губы в бантик не кладите, „да“ и „нет“ не говорите. Черно–бело не носите!» А дальше задает вопросы: «Вы поедете на бал? В чем вы поедете? Какого цвета костюм будет на вашем спутнике? Вам понравился бал? Вы еще поедете?» Вопросы задаются с целью запутать, чтобы играющие сказали «запретные слова».
ИГРЫ–МОЛЧАНКИ
Эти игры начинаются со слов: а) Шел солдат с боя, / Нес бутылку гноя. / Кто слово пикнет, / Тот ее и выпьет; б) Шел по крыше воробей, / Нес бутылочку соплей. / Кто слово пикнет, / Тот ее и выпьет; в) Ехали цыгане, / Кошку потеряли. / Кошка сдохла, / Хвост облез. / Кто слово пикнет, / Тот ее и съест; г) Чок–чок–чок, / Зубы на крючок / И молчок! Все молчат. Проигравшим считается тот, кто первый заговорит или засмеется. Улыбаться можно!
ЦОКИ–ЦОКИ (с мячом)
- Цоки–цоки – просто ударяют мяч о стену (2 раза).Боки–боки – мяч о стену, руки к бокам (2 раза).Лады–лады – мяч бросают о стену, хлопают в ладоши (2 раза).Сяды–сяды – приседают (2 раза).Колено–колено – сгибают по очереди одно и другое колено.Полено–полено – мяч бросают о стену так, чтобы он стукнулся об нее, об пол, и ловят.Дверь–дверь – бросают мяч в угол, образованный полом и стеной, так, чтобы мяч с угла стукнулся о стену, и ловят (2 раза).Зверь–зверь – растопыренные пальцы к голове (2 раза).Белка–белка – два пальца в виде буквы «V» к голове (2 раза).Стрелка–стрелка – рукой показывают в одну, потом в другую сторону.Та–рел–ка — та–рел–ка – бросают мяч в стену, пропускают через кольцо рук, чтобы стукнулся об пол, ловят (2 раза).Октябренок–октябренок – прижимают руку к груди, где звездочка (2 раза).Пионер–пионер – движение, как отдают честь (2 раза).Ком-со-мо-лец — ком-со-мо-лец – бросают в стену, потом два раза бьют в пол, ловят (2 раза).Коммунист–коммунист – бросают в стену, дают стукнуться об пол и снова отбрасывают в стену, не задерживая в руках, ловят (2 раза).Бабушка–бабушка – изображают повязанный платок (2 раза).Дедушка–дедушка – показывают усы (2 раза).Робот–робот – делают руки, как у робота, т. е. поднимают на уровне плеч и считают в локтевом суставе (2 раза).Рабочий–рабочий – двойной хлопок (2 раза).Человек–человек – указывают на себя (2 раза).
Играют поочередно. Первый начинает и играет до тех пор, пока не собьется. Дальше он начинает сначала, а не с того места, где сбился. Для тех, кто прошел первый тур, задача усложняется. Сначала надо делать все движения, не двигая ногами, т.е. не сходя с места; потом на одной ноге, затем на другой; потом прыгая. На этом заканчивают.
СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ (с мячом)
Мяч у водящего. Все стоят или в кругу или в ряд. Водящий каждому говорит слово и бросает мяч. В зависимости от того, съедобное ли вещество или предмет назвал водящий, надо ловить или не ловить мяч. Мяч ловят на съедобное, это значит «съел». Если «съел» правильно, то продвигаешься на один шаг – класс. Если неправильно, то стоишь на месте или отходишь назад. Надо добраться до десятого класса, тогда становишься водящим.
ОЛЯ-КОЛЯ (со скакалкой)
Скачут со словами: «Оля, Коля, / Дуб зеленый, / Ландыш белый, / Зайка серый, / Волк зубастый, / Месяц ясный». Прыгают вначале на двух ногах, потом выбрасывая поочередно то одну, то другую ногу; потом на одной ноге (и на левой, и на правой); потом скрестив руки; после – назад; в конце – поочередно: то скрестив руки, то опять разъединив. Скачут, пока не «пропадешь». Потом все сначала. На каком слове «пропал», тот ты и есть.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
КОЗЕЛ (с мячом)
По очереди кидают в стену мяч и прыгают через него так, чтобы он прошел между ног, не задев. Если задело мячом, значит «пропал». Каждый раз, когда «пропадаешь», появляется буква. Например, «пропал» в первый раз – появляется буква «к», во второй – «о», в третий – «з», в четвертый – «е», в пятый – «л». Можно составить слово «коза», но оно короче. Когда составилось слово, выходишь из игры, т.е. уходишь не совсем, а встаешь у стены или приседаешь. Если поймаешь мяч, когда его бросают, то снова играешь.
В РЕЗИНКУ
Скачут на обыкновенной бельевой резинке. Должно быть как минимум три человека, т. к. двое должны стоять и держать резинку. Прыгают поочередно. Когда пропрыгали первый тур, задача усложняется: вначале резинка надета на щиколотки, затем ее поднимают до колена, потом – по пояс и после – на грудь (иногда на лицо). Движения в такой игре самые разнообразные: прыгают «с трешек», делают «конверт», скачут «пешехода», «Буратино», «Мальвину» и многое другое.
КОРШУН И КУРИЦА
Выбирают коршуна и курицу. За курицей в ряд выстраиваются «цыплята». Задача коршуна – поймать последнего цыпленка, «съесть» его, а задача курицы – уберечь детей от коршуна. Курица бегает, раскинув руки, цыплята крепко держатся за маму-курицу.
КОЛЕЧКО
Водящий зажимает в ладошках колечко и, подходя к каждому играющему, делает вид, что кладет колечко: «Колечко, колечко / Выйди на крылечко». Тот, у кого кольцо, выходит. Водящий должен догнать его. Если догонит, то тот становится водящим; если нет, то все остается по-старому.
12 ПАЛОК
Перед игрой на какое-нибудь возвышение (например, полено или камень) кладут доску так, чтобы один ее конец был на земле, а другой – наверху, в воздухе. На нижний конец кладут 12 палочек, желательно равной величины. Выбирают водящего. Кто-нибудь «разбивает» палочки, и все бегут прятаться. Прячутся до тех пор, пока водящий собирает палочки. Когда палочки собраны, можно идти искать. Как и в обычных «прятках», можно прибежать и застукаться, только к этому надо еще «разбить» палки, тогда водящему снова придется их собирать. Если водящий стоит долго на одном месте, ему могут сказать: «Кто на месте кашу варит, Тот четыре кона вадит». Дальше вадит тот, кого первым нашел водящий. До начала игры, заранее, договариваются, до какой границы можно прятаться.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
ПРЯТКИ
Выбирается «вада». Чтобы дать время спрятаться, «вада» стоит обычно с закрытыми глазами, отвернувшись к стене, и считает. Он может считать до заранее оговоренного числа или громко проговаривать слова: «Я считаю до пяти, / Не могу до десяти. / Раз, два, три, четыре, пять, / Я иду искать. / Кто не спрятался, / Я не виноват. / Кто за мной стоит, / Тот в огне горит». После «вада» должен искать спрятавшихся игроков и успеть их «забакать» («забалибакать»), т. е. подбежать к месту, где считал, похлопать по нему и сказать: «Бали-бак, Таня!» Найденный игрок обычно стоит и ждет, пока не найдутся остальные. Он может помогать другим играющим. Например, когда кому-то можно бежать, он кричит: «Пила, пила, лети, как стрела!», а если надо лучше спрятаться, потому что «вада» близко, можно услышать: «Топор, топор, / Сиди, как вор. / Не выглядывай / Во двор!» Следующий кон вадит тот, кого «застукаешь» первым.
ЖМУРКИ
Выбирают водящего. Ему завязывают глаза и крутят его в одну сторону со словами, имеющими цель «закружить» водящего, сбить его с ориентировки. «Где стоишь?» – «На мосту». – «Что пьешь?» – «Квас». – «Ищи три года нас». – «Если не найдешь, в милицию пойдешь». После этого водящий пытается кого-нибудь поймать. Тем временем остальные игроки не стоят тихо. Они все время толкают его, хлопают по спине, хлопают в ладоши, смеются и т.д. По этим звукам «жмурка» должен найти кого-нибудь. Когда он поймает игрока, то должен еще и узнать его по одежде, волосам или еще по какому-нибудь признаку. Если он узнает, то в следующем туре «вадит» другой, а если нет, то снова он.
ЛЯПЫ
Выбирают «ляпу». Все убегают, а «ляпа» должен догнать кого-нибудь и стукнуть по плечу, сказав «ляпа». Потом другой так же начинает догонять остальных. Если ляпа бегает только за одним, то ему кричат: «За одним не гонка, / Поймаешь поросенка!» Иногда договариваются, что, например, на деревянном «ляпать» нельзя – это дом.
РЫБКИ (с мячом)
Все игроки становятся в круг. Кто-нибудь встает в середину и бросает мяч кверху, произнося при этом имя кого-либо из играющих. Пока он ловит мяч, все убегают как можно дальше от центра круга. Когда водящий поймал мяч, он кричит: «Стой!» Все сразу должны остановиться. Дальше водящий выбирает, в кого «стрелять». Если кто-либо из играющих стоит близко, то в него бросают мяч сразу с места. Если так близко никого нет, то водящий имеет право выбрать, в кого он будет «стрелять». Он должен сказать, например: «До Саши 3 гиганта, 6 мили путов». После этого он делает по направлению к Саше 3 больших (насколько можно) шага и 6 маленьких (приставляя к носку одной ноги пятку другой) и может кидать мяч. Если же он все еще не близко подошел к Саше, то он может сделать три плевка, т. е. он плюет и встает туда, куда долетела слюна. Если водящий попал по Саше, то он уже не водящий. Это право переходит к Саше. Следующим бросает мяч Саша. Два раза подряд нельзя называть одного и того же человека.
ТЕМНАЯ НОЧКА
Это игра в ладоши, где все слова имитируются. По ходу всей игры повторяются такие действия: вначале, держась за руки, делают ими перекрестные движения; затем хлопок в ладоши – соединение обеих ладоней и того и другого партнера, опять хлопок – соединение правых ладоней; хлопок – соединение левых ладоней. По ходу игры говорят такие слова:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Темная ночка, комарики кусаются (имитируют укусы),Царь с царицей на лавочке прощаются (имитируют вытирание слез),Царь уехал за границу (показывают за правое плечо),А царица – в Ленинград (показывают за левое плечо),Царь посеял там пшеницу (показывают кулак с отогнутым большим пальцем),А царица – виноград (соединяют большой и указательный палец в кружок).Винограда было много (разводят руки),А пшеницы ни шиша (показывают кукиш).Царь заплакал горько–горько (трут глаза),А царица: «Ха–ха–ха!»Хохотала–хохохоталаИ со смеху умерла (складывают руки на груди),Царь приехал в Ленинград (за левое плечо)И собрал весь виноград (повтор),А царица ожилаИ повесила царя (руки на горло; продолжая держать на горле):Царь висел, висел, виселИ в помойку улетел (снимают руки).А в помойке жил Борис,Председатель дохлых крыс.А жена его Лариса –Замечательная крыса (изображают «клетку», т. е. закатывают глаза, руки складывают в замок и принимают наигранную позу).
КИСЛЫЙ КРУГ (с мячом)
Рисуют на земле большой круг. С двух сторон круга становится по одному человеку. Они стоят за кругом. Остальные игроки – в кругу. В руках играющих за кругом мяч. Они пытаются «выбить» игроков, бросая в них мяч. Если кто-нибудь в кругу поймал мяч прямо в руки, то у него «свеча», т.е. если его «выбьют» из круга, он не уходит из игры, а может вернуть за «свечу» в круг кого-нибудь из играющих. Тем, кто за кругом, нельзя входить в круг, а играющим в кругу – за круг. Никому нельзя наступать на черту. Такие игроки считаются «скисшими» и выходят из игры.
Садистские стишки
Маленький мальчик кроссовки нашел,Сразу надел, по проспекту прошел.Вернулся с фингалом –Кроссовок не надо. Зап. от Димы Алешина, 10 лет.
Маленький мальчик на лифте катался.Вдруг неожиданно трос оборвался.Папа, склонившись над грудой костей,Ищет кроссовки за 10 рублей. Зап. от Вити Сергеева.
Маленький мальчик на крышу залез.Крикнул: «Я Карлсон» и тут же исчез.Алая кровь по бетону бежит,Видно, моторчиком был динамит. Зап. от Вани Курбакова, 10 лет.
Маленький мальчик на вишню залез,Старенький сторож вскинул обрез.Выстрел раздался, и сторож упал,Мальчика сзади отец прикрывал.
Маленький мальчик на вишню залез,Старенький сторож вскинул обрез.Выстрел раздался, и сторож упал,Мальчик свой маузер раньше достал. Зап. от Вити Сергеева.
Маленький мальчик гранату нашел,С этой игрушкой он в школу пришел.Долго смеялись шутке в роно.Школа стоит, а в ней – никого. Самозапись Т.Андреевой.
Маленький мальчик веревку нашел.С этой игрушкой он в школу пришел.Долго смеялись вожатый и дети –Лысый директор висит в туалете. Зап. от Димы Алешина, 10 лет.
Маленький мальчик нашел пулемет –Больше в деревне никто не живет,Кроме деда Архимеда, у которого торпеда,Кроме бабки–паразитки, у которой две зенитки. Зап. от Сережи Сергеева.
Маленький мальчик в Грозном гулял,Сзади к нему чечен подбежал.В спину уткнулся ствол РПК (ручной пулемет Калашникова. – Замеч. соб.),Теперь не дождется мама сынка. Зап. от Вити Сергеева.
Страшные истории
Сидит мужик у телевизора. Внутренний голос ему говорит: «Выключи телевизор!» Он думает, зачем это он слушает внутренний голос, но телевизор выключил. Голос говорит: «Выйди в коридор». Он вышел. Внутренний голос опять говорит: «Открой дверь!» Он открыл, а там небо. Он испугался и умер. Зап. от Вани Курпакова.
У семьи была старая–престарая пластинка. Бабушка всегда говорила, чтобы никогда не включали эту пластинку. Однажды мальчик остался один дома и включил пластинку. Слышит песенку: «Стоят, стоят за дверью / Зеленые глаза, / Бабушку задушат, / Да – да – да!» На следующий день бабушка умерла. Через некоторое время это повторилось, только в песенке вместо бабушки говорилось о маме, потом о папе, и они умерли. Мальчик остался один. Он включил пластинку. Когда песенка кончилась, позвонили в дверь. Мальчик открыл дверь, увидел зеленые глаза, и они его задушили. Зап. от Вити Сергеева.
Мама отправила девочку на базар и сказала купить утюг, но только не с пятью дырочками. Девочка пришла на базар уже поздно и не нашла других утюгов, кроме как с пятью дырочками. Она купила утюг и принесла домой. Ночью утюг стоял в комнате на столе у кровати девочки. Вдруг из него вылезла рука. Сначала один палец, потом другой, третий, четвертый, пятый, и так высунулась вся рука. Она задушила девочку. Самозапись Т.Андреевой.
В черном–черном лесу, в черном–черном доме, в черной–черной комнате стоит черный–черный стол, на черном–черном столе стоит черный–черный гроб, в том гробу лежит черный–черный труп: «Отдай сердце!» Зап. от Иры Карпиной.
Мама дала девочке деньги, чтобы она купила себе куклу. Когда девочка пошла в магазин, мама сказала ей, чтобы она не покупала куклу с черными глазами. Девочка увидела в магазине куклу с черными глазами и забыла, что говорила ей мама. Она купила эту куклу и принесла домой. Вечером она легла спать и взяла в кровать куклу. Ночью кукла ожила и задушила девочку. Родители девочки куклу сломали и выкинули. Самозапись Т.В.Андреевой.
Загадки
- Новая посудина, а вся в дырках. (Решето.)
- По реке плывет бревно, очень злющее оно. (Крокодил.)
- Стоит стог: спереди вилы, сзади метла. (Корова.)Зап. от Сережи Сергеева.
- Летела стая, совсем небольшая. Сколько было птиц? И как их зовут? (Семь сов.)
- Две головы, шесть ног, две руки. Один хвост. Что это? (Человек на лошади.)
- Один рог, один глаз, один хвост, две ноги. Что такое? (Корова из–за угла глядит.)
- Ехал автобус. Шел дождь. Все пассажиры спали. Только шофер не спал. Одно колесо не крутилось. Номерных знаков не было видно. Как звали шофера? Почему одно колесо не крутилось? Почему не было видно номерных знаков? (Толька – шофер, колесо запасное, номерных знаков не было видно из–за дождя.)Зап. от Вити Сергеева.
- Висят часы на стене и воняют. Почему воняют? (Кукушка сдохла.)
- Летит муха, белая! Почему белая? (Потому что невеста.)
Щас как режиком заножу,Будешь дрыгами ногать,Мотовою головать,Из крови живот польется –Вот как надо убивать.
Переделки
ПЕСНЯ «УЛЫБКА»
От улыбки лопнул бегемот,Обезьяна подавилася бананом,Темный лес накрылся тишинойИ захлопнулся зеленым чемоданом.
С голубого ручейка мы напились коньяка,И кузнечик побежал сдавать бутылки.С голубого ручейка начинается река,Ну а дружба начинается с бутылки.
От улыбки лопнул бегемот,Обезьяна подавилася бананом,Темный лес накрылся тишинойИ захлопнулся зеленым чемоданом.
С голубого ручейка мы напились коньяка,И кузнечик побежал сдавать бутылки.С голубого ручейка начинается река,Ну а дружба начинается с бутылки.
НА МОТИВ «ГОЛУБОГО ВАГОНА»
Медленно ракеты уплывают вдаль,Встречи с ними ты уже не жди.И хотя Америку немного жаль,Лучшее, конечно, впереди.
Припев:
Катится, катится ядерный фугас,И выделяется хлорофосный газ.Ядерный грибок висит, качается,Под ногами плавится песок,Жаль, что излучение кончается,Вот бы побалдеть еще часок.
Однажды в студеную зимнюю поруЯ из лесу вышел, был сильный мороз.Гляжу, поднимается медленно в горуЛошадка, везущая золота воз.
И шествуя важно в спокойствии чинномЛошадку ведет за я… мужичок,В больших сапогах, полушубке овчинномВ больших рукавицах, а сам с ноготок.
– Здорово, парнище! – Ступай себе мимо!– Уж больно ты грозен. Как я погляжу!Откуда деньжата?– Из банка, вестимо.Отец, слышь, ворует, а я отвожу.
(В лесу раздавались удары по морде).– А что у отца–то большая семья?– Семья–то большая, да два человекаВсего на свободе: отец мой да я…– Так вот оно что! А как звать тебя?– Власом.– А кой тебе годик?– Шестой миновал.Ну, мертвая! – крикнул малюточка басом.Рванул за я… и совсем оторвал. Зап. от Вити Сергеева.
- [1] Русский детский фольклор Карелии / Сост., подгот. текстов, вступ. ст., предисл. к разделам, коммент. С.М.Лойтер. Петрозаводск, 1991. 280 с.
- [2] Детский поэтический фольклор: Антология / Сост., вступ. ст., примеч. А.Н.Мартыновой. Отв. ред. Б.Н.Путилов. СПб, 1997. № 23, 31, 36, 111.
- [3] Колпакова Н.П. У золотых родников: Записки фольклориста. Л., 1975 (Из истории мировой культуры). С.8-51.
- [4] Лойтер С.М. Из истории собирания детского фольклора Карелии // Проблемы детской литературы: Межвуз сб. Петрозаводск, 1989. С.134-146; Она же. Е.В.Ржановская - собиратель русского фольклора Карелии // Фольклористика Карелии. Петрозаводск, 1991. С.140-155; Она же. Учитель из Заонежья // Север. 1996. №7. С.147-150.
- [5] Коллекция Е.В.Ржановской. 1927-1934. Заонежский район // Лойтер С.М. Русский детский фольклор и детская мифология: Исследование и тексты. Петрозаводск, 2001. С.207-288.
- [6] Архив КарНЦ. Ф.1. Оп.39. Д.12.
- [7] Другие записи заонежского детского фольклора Н.П.Колпаковой см.: Детский поэтический фольклор. № 457, 462, 472, 481, 485, 562.
- [8] Детский поэтический фольклор. № 26, 58, 112, 120, 440, 471.
- [9] Архив КарНЦ. Ф.1. Оп.1. Кол.79. № 121, 144, 146, 154, 228-232, 286, 480-484, 534, 603, 626.
- [10] Детский поэтический фольклор. № 164, 196, 298, 425, 478, 486.
- [11] Потешки. Считалки. Небылицы / Сост., автор вступ. ст. и примеч. А.Н.Мартынова. М., 1989. 348 с. Детский поэтический фольклор. № 808, 923, 924, 944, 964, 1109, 1175, 1182, 1199-1201, 1468, 1494.
- [12] См.: Опись коллекций с текстами детского фольклора из научного архива Карельского филиала АН СССР // Русский детский фольклор Карелии. С.268.
- [13] Кузнецова В.П. Дети в севернорусском свадебном обряде // Мир детства и традиционная культура: Сб. научн. труд. и материалов. Вып.2. М., 1996. С.135-138.
- [14] Логинов К.К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993. С.14-100.
- [15] Архив кафедры литературы КГПУ.
- [16] См.: Школьный быт и фольклор: В 2 ч. / Сост. А.Ф.Белоусов. Таллинн, 1992; Русский школьный фольклор / Сост. А.Ф.Белоусов. М., 1998.
- [17] В публикации также опущены игры: "Карусели", "Гуси и волк", "Сломанный телефон", "Казаки-разбойники", "Краски", "Московские прятки", "Третий лишний", "Лапта", "Колени", "Классики" - их почти идентичные варианты имеются, наряду с упомянутыми изданиями, в книге "Где цветок, там медок" (сост., послесловие С.М.Лойтер. Петрозаводск, 1993).
- [18] Игры записаны собирателем Т.В.Андреевой от ее ровесников (Е.Горшковой, О.Горшковой, И.Карпиной, А.Колоскова, М.Колоскова) по воспоминаниям детства. Сочла излишним после каждой записи повторять одни и те же сведения.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.