А.А.Трофимов, Д.В.Самойленко (ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря, Москва)
Реставрация живописной части плащаницы из собрания музея-заповедника «Кижи». Проблемы и решения экспонирования церковной живописи VkontakteFacebook

Рис. 1. Виды разрушений красочного слояРис. 2. Виды разрушений красочного слояРис. 3. Виды разрушений красочного слояРис. 4. Фрагменты в процессе укрепления и удаления поверхностных загрязнений в виде пыли и ворса от каймыРис. 5. Фрагменты в процессе укрепления и удаления поверхностных загрязнений в виде пыли и ворса от каймыРис. 6. Общий вид после укрепления и подведения реставрационного грунта в места утрат авторского красочного слояРис. 7. Общий вид лицевой стороны в процессе удаления стойких поверхностных загрязнений в виде копотиРис. 8. Фрагменты в процессе удаления стойких поверхностных загрязнений в виде копотиРис. 9. Фрагменты в процессе удаления стойких поверхностных загрязнений в виде копотиРис. 10. В процессе тонированияРис. 11. Общий вид картины после натяжки на экспозиционный подрамникРис. 12. Крепление плексигласа к крестовине подрамникаРис. 13. Крепление плексигласа к планкам подрамникаРис. 14. Схема подрамника в «разрезе»

Аннотация: В статье рассматривается технологический аспект реставрации живописной части плащаницы из Преображенской церкви Кижского погоста. Особое внимание уделено вопросам возможности последующего экспонирования памятника в интерьере церкви.

Живописное полотно, поступившее к нам на реставрацию, является церковным художественным произведением, написанным масляными красками на холсте, с закрепленной поверх по периметру вышитой каймой (см. рис.13 к статье В.С. Букреевой и Е.Н. Завариной). На первом этапе было принято решение отделить текстильную часть произведения. Были извлечены декоративные монтажные гвозди, вбитые по периметру картины с лицевой стороны в живопись. При визуальном исследовании были выявлены различные виды разрушений (рис.1-3): сседания и вздутия красочного слоя, прорывы основы, множественные утраты грунта и красочного слоя, деформации основы, грунтовой кракелюр, изломы грунта и красочного слоя, многочисленные загрязнения (капли воска, ворс от деструктированной ткани каймы и т.д.). На картине была выполнена противоаварийная заклейка с использованием микалентной бумаги, видимо задолго до отправки в реставрацию. Картина демонтирована с экспозиционного подрамника. Перед закреплением на рабочем подрамнике кромки были укреплены, так как грунт на них утратил связь с основой и осыпался. Основной проблемой, которую нам нужно было устранить, являлась усадка холста, что привело к образованию сседаний красочного слоя. Укрепляемый участок удаленно увлажнялся с оборотной стороны и вытягивался при помощи крафтовых полей. После этого производилось укрепление красочного слоя открытым способом небольшими участками от нижней части картины с одновременным устранением поверхностных загрязнений слоя пыли и ворса от разрушенной каймы (рис.4,5). После укрепления в места утрат авторского красочного слоя был подведен реставрационный грунт (рис.6) и удалены стойкие поверхностные загрязнения в виде копоти (рис.7-9). Далее картина была натянута на новый подрамник, покрыта реставрационным лаком, после чего были сделаны тонировки (рис.10).

При реставрации Плащаницы было много сложных моментов и интересных решений, но поистине уникальным является необычная конструкция подрамника, которая ранее никогда и нигде не применялась, точнее сказать она была изобретена нами именно для этого памятника. За основу был взят классический экспозиционный подрамник, а все дальнейшие изменения и доработки в конструкции диктовались условиями и местом дальнейшего экспонирования данного памятника. Как правило, картины в музеях и частных коллекциях размещаются вертикально на стене и с этой задачей прекрасно справляется раздвижной экспозиционный подрамник со скосами. Но перед нами стояла нетривиальная задача. Дело в том, что такой подрамник не предполагает горизонтального экспонирования, так как в этом случае высока вероятность провисания холста, тем более что картина будет находиться в условиях с повышенной влажностью, вследствие чего со временем велика вероятность образования изломов по внутренним граням планок подрамника.

И так перед нами встала задача не просто отреставрировать картину, но и сделать возможным ее экспонирование в горизонтальной и в случае необходимости вертикальной плоскости. Как говорится: «Все гениальное – просто». Используя, как основу классический экспозиционный подрамник (рис.11), были сделаны не скосы, а паз, в который помещен и зафиксирован к внутренним перекладинам лист плексигласа (рис.12), в котором устроена перфорация для вентиляции. Все отверстия были выполнены так, чтобы они не совпадали ни по одной оси, что позволило избежать сильного ослабления самого листа и избежать трещин. По периметру плексиглас был зафиксирован крепежами (рис.13), которые при любых манипуляциях с картиной позволяли ему быть надежно зафиксированным в подрамнике, при этом не мешая в случае необходимости его «подразбить» (все крепежи были сделаны в потай). Вся эта конструкция при необходимости легко демонтируется при снятии холста, и подрамник превращается в обычный раздвижной экспозиционный подрамник со скосами.

Так же были внесены изменения в метод крепления каймы к плащанице, до реставрации она была прибита мебельными гвоздями прямо через лицевую сторону холста к подрамнику. Теперь же кайма зафиксирована на четвертной рамке-обкладке, которую с легкостью можно демонтировать с картины для проведения в случае необходимости профилактических работ (рис.14). В настоящий момент плащаница находится в церкви Преображения Господня и размещена в киоте. Под подрамником размещены мешочки с силикагелем для стабилизации влажности.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Кижский вестник. Выпуск 19
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2021. 338 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф