В.С.Букреева, Е.Н.Заварина (ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря, Москва)
Реставрация тканевых элементов плащаницы первой половины XIX в. из собрания музея-заповедника «Кижи»
@kizhi
Аннотация: Реставрация тканевых элементов плащаницы первой половиной XIX в. из собрания музея-заповедника «Кижи» проводилась поэтапно. Она заключалась в выборе способа и проведении общей очистки, в выборе метода дублирования, в укреплении тканей и декоративных элементов. Так же был выбран комплексный подход, направленный на воссоздание общей художественной целостности всего произведения.
В 2019 – 2020 гг. в ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря проводилась реставрация плащаницы датируемой первой половиной XIX в. Произведение происходит из церкви Преображения Господня Кижского погоста и находится в собрании музея-заповедника «Кижи» [1] .
В мастерскую реставрации ткани поступили тканевые элементы плащаницы – кайма из темно-фиолетового бархата, украшенная золотным шитьем в технике шитья «по карте». На кайме вышит тропарь Великой субботы «БЛАГООБРАЗНЫЙ ӀО[СИФЪ] СЪ ДРЕВА СЪНЕМЪ ПРЕЧИСТОЕ ТЕЛО ТВОЕ ПЛАЩАНИЦЕЮ ЧИСТОЮ ѼБВИВЪ И [В]ОНЯМИ [ВО ГРОБѢ]». По трем углам каймы сохранились шитые золотными нитями по картону херувимы и две кисти, пришитые в углах нижней каймы. По внешнему краю каймы пришита бахрома, по внутреннему – галун (рис. 1).
Тканевое обрамление поступило с утратами ткани бархата и золотного шитья – отсутствовала фигура херувима и часть надписи, с общим сильным запылением, загрязнением, деформацией, потертостями, сечениями, разрывами бархата и х/б ткани подкладки, окислами бахромы и галуна. По всей поверхности ткани были многочисленные пятна воска, пропитывающие затеки, пятна ржавчины. Картонная основа шитья также была деформирована, золотное шитье было сильно загрязнено, имелись разрывы и ослабление нитей (рис. 2).
Реставрация тканевых элементов плащаницы заключалась в очистке тканей и шитья и их укреплении. Но была и более сложная задача, заключавшаяся в создании целостного художественного восприятия всего произведения. Работа проводилась под руководством заведующей мастерской реставрации тканей Е.В. Семечкиной, художника-реставратора высшей категории В.С. Букреевой, группой художников-реставраторов А.В. Чжуан, Е.Н. Завариной, Е.И. Гороховой, М. А. Анохиной, Ю.Ю Демидовой.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В связи с ветхим состоянием сохранности тканевого обрамления и дальнейшей работы, общие размеры каймы с обозначением утрат были перенесены на кальку. Выполнен демонтаж подкладки и декоративных элементов – галуна, бахромы, кистей, фигур херувимов и бумажных подложек, разрушенных верхнего и нижнего машинных швов левой каймы. Пробы на текучесть красителей нитей показали их неустойчивость (рис. 3).
Вследствие деструкции ворса бархата очистка проводилась в несколько этапов. Первоначально выполнена деликатная общая механическая очистка ткани и золотного шитья: обеспыливание, удаление пятен воска.
После ослабления затеков и пятен ржавчины от крепления гвоздей проведена водная очистка бархата и золотного шитья небольшими фрагментами на вакуумном столе с закреплением красителя и пластификацией с последующей просушкой и устранением деформации ткани.
Хлопчатобумажная подкладочная ткань была очищена механически, ослаблены затеки, пятна воска и ржавчины. Проведена водная очистка с последующим устранением деформации.
Сильные загрязнения и окислы на бахроме и кистях в процессе общей очистки ослаблены, одновременно с водной очисткой выполнено устранение деформации.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Места разрывов и утрат бархата кайм и хлопчатобумажной подкладки сдублированы фрагментарно.
В места значительных утрат на верхней и нижней каймах подведен реставрационный шелковый бархат с последующим укреплением иглой по контуру. С целью восполнения небольших сквозных утрат бархата по внутреннему периметру кайм выполнено дублирование бархатом методом «мастиковка» с последующим укреплением иглой (рис. 4).
Для укрепления бархата и хлопчатобумажной подкладочной ткани проведено общее дублирование на окрашенный синтетическими красителями шелковый газ с применением 3% раствора акрилового сополимера А-45К, нанесенного пленочным способом по методике ВХНРЦ им И.Э. Грабаря, с последующим укреплением иглой швом «реставрационная сетка» (рис. 5).
После устранения деформации тканевого обрамления возникла необходимость привести в соответствие размеры каймы и живописного средника путем введения дополнительных фрагментов реставрационной ткани по нижнему и верхнему краям левой каймы. Для сохранения от деформации вышитых фигур херувимов с изнаночной стороны бархатной ткани в места их расположения подведена оригинальная укрепленная бумажная подложка, точечно зафиксированная по контуру фигур шелковыми нитями.
Для предотвращения дальнейшего разрушения бархата была проведена консервация методом поверхностного перекрытия тонким окрашенным шелковым газом с применением 1% раствора акрилового сополимера А-45К. Для лучшей читаемости текста, газ по контуру букв был укреплен, вырезан и удален с поверхности букв. Хлопчатобумажная подкладка также защищена методом поверхностного перекрытия (рис. 6).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Поскольку плащаница состоит из живописного средника, выполненного на подрамнике и тканевого обрамления, соединение двух художественных произведений с разной степенью сохранности поставило перед реставраторами необходимость в выборе комплексного подхода, направленного на воссоздание общей художественной целостности всего произведения и дальнейшего экспонирования плащаницы в интерьере храма.
Задача воссоздания художественного образа тканевого обрамления была осуществлена выполнением последовательных этапов реставрации с сочетанием разных методик:
- подведением в места утрат реставрационных материалов;
- выполнением условной реконструкции утраченных элементов;
- созданием копии-реконструкции утраченных элементов в технике памятника.
Традиционно в изобразительной декорации плащаниц на каймах помещается текст тропаря и вышитые херувимы или фигуры четырех евангелистов или их символы по углам. Поскольку на тканевом обрамлении сохранился текст с частичными утратами и три фигуры херувимов, на реставрационном совете было принято решение о комплексном подходе – выполнении условной реконструкции надписи и создании копии-реконструкции фигуры херувима.
Задачей реконструкции надписи было создание цельности и читаемости текста. Для этого была выбран способ условного изображения утраченных букв в технике шитья золотными шнурами с обозначением только их контуров. Утраченные буквы были установлены по тексту тропаря и по оригинальному шрифту изготовлены их трафареты (рис. 7).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Для копии-реконструкции утраченного херувима создана прорись и выбрана техника шитья «по карте» – по аналогии с оригинальной техникой памятника. Копия лика выполнена в мастерской реставрации масляной живописи. Для создания вышивки подобраны золотные нити разных оттенков близкие к подлинным. Крылья херувима, повторяя оригинал, вышиты скаными золотными нитями и расшиты золотной канителью и пайетками (рис. 8).
Также выполнена фрагментарная реконструкция декоративных элементов. Восполнены утраченные нити бахромы (рис. 9). Укреплена разрушенная деревянная основа навершия кисти и изготовлена утраченная, восстановлены утраченные металлические нити обмотки основы реставрационным материалом (рис. 10). Разрушенные нити галуна укреплены, выполнена поверхностная консервация методом взятия «в конверт» (рис. 11). В связи с изменением общих размеров и устранением деформаций выполнена надставка бахромы и галуна из реставрационных материалов.
Монтаж деталей тканевого обрамления выполнен в технике памятника (рис. 12). Для создания бесконтактного соединения тканевого обрамления с живописной поверхностью средника, по краю подрамника выполнена «Г»-образная обкладка, на которую накладывались и монтировались каймы
В результате проведенных реставрационных работ выполнена очистка тканей и декоративных элементов, а также их общее укрепление, что позволило улучшить состояние сохранности памятника. Реконструкция утраченных вышитых деталей на тканевом обрамлении вернула плащанице первой половины XIX в. целостное художественное восприятие произведения, а также дала возможность его дальнейшего экспонирования в оригинальном интерьере храма (рис. 13).
- [1] Государственный историко-архитектурный этнографический музей-заповедник «Кижи» инв. № КП-4528.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.