Максимов М.А.
Книжница Русского Севера Vkontakte@kizhi

Рис. 1. Рукописи XVIII–XIX вв. раздела «Выго-Лексинское общежительство и его книжная традиция»Рис. 2. Предметы мелкой деревянной пластики Русского Севера, конец XVIII – начало XX в.Рис. 3. Рукописи XVII–XIX вв. раздела «Лицевые рукописи»

Аннотация: В статье представлен обзор выставки «Книжница Русского Севера. Из собрания старообрядческих рукописей М. А. Максимова», которая работала в музее-заповеднике «Кижи» в здании фондохранилища в 2020 году.

Для большинства филологов, историков, искусствоведов и всех интересующихся историей и культурой старообрядчества, год 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, стал знаменательным. Множество приуроченных к этой дате мероприятий, позволили приобщиться как научной, так и широкой общественности к культурному и историческому наследию поколений.

Одним из первых в году событий посвященных памятной дате, стала организованная музеем-заповедником «Кижи» научно-практическая конференция «Старообрядчество на Русском Севере», в рамках которой состоялось открытие выставки «Книжница Русского Севера. Из собрания старообрядческих рукописей М. А. Максимова», проходившей в фондохранилище музея [1] .

В основе экспозиции, открывшейся 18 марта 2020 г. лежали предметы XVII-XX вв., происходящие из различных регионов Русского Севера – из Карелии, Каргополья, Архангельской и Вологодской земель. Для демонстрации наиболее важных направлений севернорусской книжности и предметов декоративно-прикладного искусства 97 экспонатов, участвующих в выставке были представлены в 8 условных разделах. В данной статье дается краткий обзор данной выставки.

Первый историко-тематический раздел – «Начало церковной реформы. Соловецкий монастырь и сочинения пустозерских узников» в контексте событий года, и истории «церковного раскола» в целом, представляет достаточно редкие сочинения начального периода старообрядчества [2] . Сборник XIX в. содержит миниатюру с изображением патриарха Никона и Павла Коломенского, единственного противника «новин» из числа архиереев, участников собора 1654 г. Другие сборники XVIII-XIX вв. представлены сочинениями «Беседа о нечувственных христьянех» Спиридона Потемкина, «Прение священнодиякона Феодора с митрополитом Афанасием Иконийским о сложении перст в знамении крестном», Пятой соловецкой челобитной и др. Один из старообрядческих сборников 70-х гг. XIX в. включает «Сказку попа Лазаря о духовном деле святейшего патриарха Иоасафа», его же «Роспись вкратце, в чем новые книги со старыми не согласны и не сходятся», Послание диакона Федора «список с епистолии великих отцев и страдальцев за святую соборную и апостольскую церковь», «Список новых страдальцев Пустозерской темницы, Аввакум протопоп Федору диякону» и др. (Рис. 1)[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Центральное место в экспозиции занимает раздел «Выго-Лексинское общежительство и его книжная традиция». Большое внимание уделено памятникам, созданным непосредственно в поморской обители, или продолжающим традицию литературной и оформительской школы Выга.

В рукописях имеются списки сочинений выговских киновиархов «Трактат о титле на кресте» Андрея Денисова, глава о епископе Павле Коломенском из «Винограда Российского» Семена Денисова, отдельные послания из переписки Андрея Денисова и Феодосия Васильева, похвальное слово Семена Денисова «на пренесение мощей» Зосимы и Савватия Соловецких (на 8-е августа). Экспонируется список «Поморских ответов», выговский синодик в списке начала XIX в. Списки духовных стихов (со знаменной нотацией) в честь выговских настоятелей Андрея Борисова и Кирилла Михайлова. В сборнике слов и повестей начала XIX в. «Повесть душеполезна старца Никодима Соловецкого монастыря о некоем иноке» в списке выговской редакция этого памятника.

Представленные выговские рукописи позволяют увидеть красоту книжной орнаментики, созданной в рамках единой стилистики поморского художественного стиля. Заставка-рамка, открывающая богослужебный сборник середины XVIII в., близкая к выговскому орнаменту раннего типа, к тому же периоду относится Обиход на крюковых нотах; украшающие его многочисленные заставки-рамки сохраняют сдержанную цветовую гамму, напоминающую о ранних образцах поморской орнаментики монохромного типа. Чуть позже середины XVIII в. был создан сборник житий, который также сохранил особенности раннего декора, более уравновешенного и не столь изобильно-пышного, как в «классических» выговских рукописях конца XVIII – первой трети XIX в. Образцом выговской орнаментики «классического» периода может служить декор Обихода и Октоиха на крюковых нотах начала XIX в. скульптурно вылепленные лекальные мотивы уступают здесь место более плоским растительным, занимают свое привычное место (в заставках, маргинальных украшениях и больших инициалах) птички, ягодки-малины становятся более крупными, хорошо заметными, колористическое решение становится более ярким, с преобладанием золота, красного и зеленого цветов.

В экспозиции представлены примеры и позднего поморского декора, а также иллюминированные рукописи, продолжающие традицию выговской орнаментики, уже после закрытия обители.

Среди рукописей, относящихся к разделу «Карелия, Петрозаводск» следует отметить сборник-конволют середины XVIII – середины XIX в. содержащий духовно-назидательные сочинения, в том числе «Прение живота и смерти», эта рукопись является знаковой для собрания, поскольку именно она, более 20 лет назад положила начало коллекции представленных рукописей. (Рис. 2).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Широко показано на выставке Каргополье, одноименный раздел экспозиции включает в себя рукописи последнего представителя московской филипповской общины Михаила Юрьевича Орловского. Из книг московского филипповского братского двора, перевезенных им в каргополье, в собрании хранится около 20 рукописей, на выставке представлены три из них, а также печать московской филипповской общины.

Большое количество страннических общин (скрытников, бегунов) Русского Севера проживали в каргополье. Оставив после себя богатую книжную традицию, помимо богослужебных текстов и свойственных для сборников XVII–XIX вв. выписок, страннические рукописи имеют преимущественно эсхатологический либо полемический характер. В состав представленного страннического сборника каргопольского происхождения последней трети XIX в. входит «Изъяснении вин и ересей, находящихся при старообрядцех», в тексте которого осуждаются старообрядцы, «записавшиеся в раскол».

Раздел «Архангельские земли» представлен в экспозиции сборником слов и житий середины XVIII в. происходящим из д. Тойватово, в составе которого памятник ранней старообрядческой литературы – Послание об антихристе и тайном царстве его. В данный раздел выставки также попали два памятника из села Пучуга Верхнетоемского уезда Архангельской губернии, одного из художественных центров Северной Двины. Это миниатюрные лицевые святцы, второй половины XIX в. Из этого же села происходит покров на аналой с вышитым Голгофским крестом, а из д. Юмиж того же Верхнетоемского уезда – пелена подвесная с изображениями двух Голгофских крестов.

Следует отметить, что экспозиция дополнена рядом предметов декоративно-прикладного искусства, происходящих из старообрядческой среды региона, это мелкая деревянная пластика (резные иконы и кресты с изображениями Голгофы), шитье (подвесная пелена, накидка на аналой) и др.

Последний из «географических» разделов выставки «Вологодские земли» представлен рукописями, происходящими из Великого Устюга и Череповца. Ряд представленных памятников имеет непосредственное отношение к региону. Например, сборник апокрифов и повестей конца XVIII в. включает в свой состав Житие Прокопия Устюжского; следует отметить и другой редкий памятник в рукописи, Повесть о Христовом крестнике. Бытовавшие в регионе кодексы так же представлены в экспозиции; Житие Александра Свирского список середины XVIII в. «Страсти Христовы» с комплексом 35 миниатюр, в числе которых весьма редкие, например, состоящая из 12 клейм «Повесть об Иуде Искариотском», и др.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В числе филипповских сочинений можно отметить письма северодвинского старообрядческого наставника, идеолога, историографа и писателя Симеона Гаврилова (И. Г. Квашнина) в собрании их несколько, но памятники эти еще мало изучены, как и само наследие автора. Следует остановить внимание и на уникальном предмете, происходящем из Череповца, это икона «Голгофский крест» XIX в. с чеканной записью, не имеющей на сегодня аналогов - «Сей крестъ чеканилъ последователь отцем соловецким и старопоморским называемаго согласия филипова».

Характеризуя старообрядческую книжность как исключительное явление русской культуры, завершают экспозицию «Книжница Русского Севера» два тематических раздела. Первый из них «Продолжение древнерусской традиции» включает памятники древнерусской книжности, которые в конце XVII–XX в. переписывались уже преимущественно в старообрядческой среде.

В состав экспонирующихся литературных сборников входит целый ряд древнерусских повестей: о бесноватой жене Соломонии, о новгородском посаднике Щиле, о прении живота и смерти и др. Посетители выставки имеют возможность познакомиться и с сочинениями, посвященными святым Русского Севера: списки житий юродивых Христа ради Прокопия и Иоанна Устюжских, преподобных Александра Свирского и Александра Ошевенского, Зосимы и Савватия Соловецких и др.

Свидетельством продолжения старообрядцами древнерусских традиций является и представленная на выставке рукопись на бересте. Сама традиция полууставного письма и использование бересты в качестве писчего материала была сохранена в Сибирской общине старообрядцев часовенного согласия. В собрании хранится 15 единиц подобных рукописей XX в. но в виду сложности их экспонирования, представлен лишь один берестяной кодекс. Продолжая тему старообрядческих традиций современности, нельзя не упомянуть о выставленных письмах Агафьи Карповны Лыковой, хранительнице традиционного уклада жизни, и сегодня проживающей в глухой сибирской тайге. (Рис. 3)

Особое место в экспозиции традиционно занимают лицевые рукописи, в общей сложности более 450 миниатюр XVII–XX вв. содержат представленные кодексы: сборник конца XVII в. с Повестью о Варлааме и Иоасафе, с 24 миниатюрами и «лубочным» изображением птицы-девы Гамаюн; «Слово Палладия мниха о втором пришествии Христове и о Страшном Суде» первой половины XVIII в. с 25 миниатюрами; Синодик литературный середины XVIII в. с 15 миниатюрами; «Страсти Христовы» начала XIX столетия с 35 миниатюрами; три толковых Апокалипсиса с 72, 38 и 73 миниатюрами соответственно; «Страсти Христовы» с 35 изображениями; лицевой сборник, содержащий 41 миниатюру, в его состав входят Повесть о царице и львице, Слово о явлении ангела Макарию Египетскому, Слово Иоанна Милостивого о Петре Мытаре и др.; «Мытарства Феодоры» из Жития Василия Нового с 21 миниатюрой; Четвероевангелие второй половины XIX в. а также сборник, содержащий 66 миниатюр.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Старообрядческая рукописная книга поражает своим разнообразием репертуара и оформлением. Русский Север долее всех сохранил наследие древнерусской культуры и искусства, а среда староверов помогла сберечь его, задав новый импульс в развитии литературы, книжности и декоративно-прикладного искусства.

Для меня как для коллекционера выставка в Карелии, знаковом для истории старообрядчества регионе, уроженцем которого я являюсь, имела особое значение. Проведение ее в столь авторитетном месте не могло бы состоятся без высокой оценки частного собрания руководством музея-заповедника «Кижи». Хочется поблагодарить всех принявших участие в проведении этой выставки, в особенности О.М. Жаринову, А.В. Диброву, М.Г. Бабалык, Н.Г. Павлову. Особую благодарность хочется выразить Е.М. Юхименко и А.В. Пигину за участие в создании каталога выставки.

// Кижский вестник. Выпуск 19
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2021. 338 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф