Колокол
Классификация колокольчиков по В.А.Киму
Метки: колольчик | металлическое | типология
- Форма 1 — классическая (валдайские колокольчики): Ф 1–1 (гладкий); Ф 1–2 (гладкий с граненой юбкой); Ф 1–3 (полугранный).
- Форма 1 п — промежуточная между валдайской и сибирской: Ф 1 п-1 (гладкий).
- Форма — 2 ступенчатая (сибирские колокольчики): Ф 2–1 (гладкий); Ф 2–1 а (гладкий с решеткой по юбке); Ф 2–1 б (гладкий недограненый); Ф 2–3 (полугранный).
- Форма 3 а — коническая с овальной юбкой (гречушные колокольчики, цыганские): Ф 3 а-1 (гладкий); Ф 3 а-2 (гладкий с граненой юбкой); Ф 3 а-4 (граненый).
- Форма 3 б — коническая с круглой юбкой (гречушные): Ф3 б-1 (гладкие).
- Форма 4 — декоративные колокольчики.
- Форма 5 — дверные колокольчики.
Источники:
Колокол судовой
Метки: колольчик | техника использования
Небольшой, от 250 до 500-600 мм, колокол, подвешиваемый на кронштейне на баке как гражданских, так и военных кораблей.
Бьют в К.С., берясь рукой за рында-булинь. К.С. служит для отбивания склянок и рынды, а также для подачи сигналов во время тумана судами, стоящими на якорях. Иногда К.С. неправильно называют рындой.
Источники:
- Сулержицкие М. и Д. Краткий иллюстрированный морской словарь. - М., 1955. — С. 203. [Рында-булинь - С. 183; Кноп - С. 98].
Колокольчик поддужный. Мистификация надписями
Метки: колольчик | металлическое | надпись
Популярность товара заводов и мастерских Валдая «была столь велика, что валдайские колокольчики часто отождествляются с поддужными вообще, а мастера других центров (например, Пуреха и Слободского) порою в рекламных целях отливали на своих колокольчиках надписи: изготовлено, мол, в Валдае».
О надписи «С СЕРЕБРОМ»: «[…] колокольчикам она досталась в нвследство от больших колоколов. Средневековые литейщики убеждали своих заказчиков поставлять для колокольного литья не только медь и олово, но еще и серебро: оно, мол, делает звук колокола чище и красивее. Исследования позднейшего времени показали, однако, что традиционный медно-оловянный сплав становится хуже в акустическом отношении от примеси любого металла — благородного или неблагородного. По-видимому, серебро, жертвовашееся на литье колоколов текло не в литейную яму, а в карманы плутоватых литейщиков. Но поговорка о «чистом» серебряном звоне прижилась. Данью ей и является надпись на колокольчиках».
Источники:
- Наука и жизнь (журнал). — Ганулич А.. Поддужный колокольчик. - №7. - 1982. - С. 151.
Колокольчик поддужный
Метки: XIX век | XVIII век | XX век | колольчик | средство передвижения
Материал: Медно-оловянный сплав. Размер: Высота примерно равна диаметру в пределах от 4 до 16 см.
Назначение: Сигнальное и эмоциональное.
Использование: В почтовых и курьерских тройках, для катания в праздники, на свадьбу, для проводов рекрутов (4).
Время производства. Начало литья — примерно 1770-е гг. (Валдай). Производство продолжалось (Пурех, Слободское) до нач. XX в. Количество видов — более 180.
Колокольчики отливались «из того же бронзового сплава, что и большие колокола».
Свадебные колокольчики (колокольца) в Кировской обл. и других местностях, крупнее почтовых.
Звон колокольчиков обязывал всех уступать дорогу почтовой тройке.
Источники:
- Наука и жизнь (журнал). — А. Ганулич. Поддужный колокольчик. – №7. – 1982. – с.150.
Колокольчик поддужный. Изучение
Метки: колольчик | музееведение
«Сотрудники Валдайского филиала Новгородского государственного объединения музея-заповедника Г.А.Моисеева и Н.П.Яковлева ведут картотеку поддужных колокольчиков, находящихся в музейных и частных коллекциях страны. При ее составлении использованы описи коллекций более 20 музеев и свыше 30 частных собирателей. В картотеке содержаться сведения о более чем 180 видах колокольчиков».
Источники:
- Наука и жизнь (журнал). — А. Ганулич. Поддужные колокольчики. - №7. - 1982.
Колокольчик поддужный. Использование
Метки: 1830-е | XIX век | колольчик | средство передвижения
Поддужные колокольчики использовались главным образом в почтовых и курьерских тройках. Часто вешали их на свои тройках и частные владельцы. Однако в 1836 году вышло постановление Сената, где говорилось: «Воспретить употребление колокольчиков всем тем, которые едет на собственных или вольнонаемных лошадях, предоставив оные одной почтовой гоньбе и чиновникам земской полиции, едущим по обязанности службы».
Запрет этот, впрочем часто нарушался желающим прокатиться «со звоном», когда почтовые тройки нанимались для катания в праздники, на свадьбу, для проводов рекрута. Существовали даже специальные свадебные колокольчики.
Интересно отметить, что в Кировской обл. и в некоторых других местностях до сих пор от почтовых колокольчиков отличают свадебные — они крупнее, называют их колокольцами.
Источники:
- Наука и жизнь (журнал). — А.Ганулич. Поддужный колокольчик. – №7. – 1982. – с.150.
Колокольчик поддужный. Расцвет их производства
Метки: 1820-е | 1830-е | 1850-е | XIX век | XVIII век | железная дорога | заводы и фабрики | колольчик | Москва | Петроград, Петербург | почта
20-40-е гг. XIX в., когда в Валдае действовали 3 колокольных завода и «множество мастерских» по изготовлению колокольчиков поддужных. «Расцвет, по-видимому связан с тем, что в 1817–1834 гг. дорога из Петербурга в Москву первой в стране была снабжена твёрдым покрытием».
Причина заката и вымирания поддужно-колокольчикового промысла — вырождение почтовых трактов, обусловленное развитием железных дорог (1851 — Николаевская железная дорога, к к. XIX столетия в Валдае — 1 мастерская)
Почтовый колокольчик родился одновременно с «тройкой» (1770-е гг., термин «тройка» в почтовых документах появился в 1807 г.).
Источники:
- Наука и жизнь (журнал). — А.Ганулич. Поддужный колокольчик. – №7. – 1982. – с.153.
Колокольчик поддужный. Центры производства
Метки: колольчик
Колокольчик поддужный. Центры производства (города и сёла, в которых находились заводы и мастерские, занимавшиеся изготовлением колокольчиков):
В порядке убывания масшт. пр-ва | Крайние даты | |
---|---|---|
1. Валдай (ныне — Новгородская обл.) | 1802 — Филипп Терский, Алексей Смирнов | к. XIX в.— н. XX в. |
2. Пурех (Горьковская обл.) | 1816 — И. Я. Митюнин | н. XX в. |
3. Словободское (Кировская обл.) | 1806 — Лука Коркин | н. XX в. |
4. Касимов (Рязанская обл.) | 1815 — В. Скарнеков | |
5. Павлово (Горьковская обл.) | ||
6. Рязань | 1833 — Н. И. Гучев | |
7. Тюмень | 1807 | |
8. Елабуга (Татарская АССР) | ||
9. Тула | 1821 — Ченцов | |
10. Кунгур (Пермская обл.) | ||
11. Петербург | ||
12. Суксун (Пермская обл.) | ||
13. Орел* | 1834 |
* Конечно этот список можно было расширить за счет городов и сёл, о которых имеются менее достоверные сведения как о центрах интересующего нас промысла.
Источники:
- Наука и жизнь (журнал). — А.Ганулич. Поддужный колокольчик. - №7. - 1982. - с.151-153.
Колокольчики ямщицкие: мастера
Метки: XIX век | заводы и фабрики | колольчик
г. Касимов Рязанской губернии:
- Евсевий Баранов,
- Иван и Николай Кисловы,
- Александр, Евдоким, Макар, Петр Лабзенковы
- Николай Ленин,
- братья Мазурины,
- Иван Митюнин,
- Влас Скорняков.
г. Слободской Вятской губернии:
- Василий Бородин,
- Василий Желваков,
- Илья и Лука Каркины
- братья Катаевы,
- Михаил и Василий Макушины,
- братья Поповы,
- братья Ситниковы,
- Иван и Семен Шангины.
г. Тюмень Тобольской губернии:
- мастера Василий и Поликарп Гилевы,
- Андрей Парханов,
- Яков Серебрянников,
- Василий Шапошников.
г. Кунгур Пермской губернии:
- Петр Кожевников,
- Василий Святухин,
- Петр Симанов,
- Егор Хренов.
с. Павлово Нижегородской губернии:
- братья Гоммулины,
- братья Горячевы,
- братья Рыженковы.
с. Пурех Нижегородской губернии:
- братья Веденеевы,
- Алексей Ерохин,
- Егор Клюйков,
- Егор Макаров,
- Яков Малышев,
- братья Молевы,
- братья Овечкины,
- Михаил Сироткин,
- Иван Скуров,
- Алексей Сафронов,
- Григорий Тепмнин,
- братья Трошины с наследниками,
- Павел Чернигин.
Источники:
Колокольчики ямщицкие: технология производства
Метки: 1880-е | XIX век | колольчик | металлическое | технология изготовления
Технология производства, описанная Дубининым в 1882 г. в г. Валдае и сообщенная в «Трудах по исследованию кустарной промышленности в России». Вып. 8, 1882 г.:
«В колокольном производстве важное место играет уменье приготовлять металл и придать ему известную форму. Модель колокольчика приготовляется большей частью металлическая. Она кладется в железный цилиндр, называемый опокою, кругом обсыпается сыроватою, тонкою песчанистою землею, которая смачивается квасом к крепко набивается около модели. Все это делается для скрепления земли, набитой в окопе, образующей форму. По приготовлении формы, которая обыкновенно состоит из двух половин, сложенных вместе, производится отливка, состоящая в том, что расплавленную медь выливают в форму, по остывании меди, землю разгребают и получают колокольчики в той форме, какую хотели дать; земля каждый раз приготовляется вновь.
Из низких сортов меди колокольчики выходят темным цветом; для того, чтобы они были светлые, их квасят, т. е. кладут на несколько часов в квасную гущу, разведенную водой; колокольчики из хорошей меди не требуют квашенья. Неровности, оказавшиеся при отливке, спиливаются у краев и уха, затем вещь поступает для обтачивания на обыкновенный токарный станок. Печи для плавки меди употребляют двух родов: шахтные для больших церковных колоколов и горны для мелких сортов. Горючий материал для шахтных печей состоит их сосновых и еловых дров, а в горны идет преимущественно древесный уголь со смологонных заводов, почему и называется смоловым; уголь этот, как дающий более жара, предпочитается углю ямному… Тигли для плавки меди употребляют графитовые, английские, вышиною осьмидюймовые.
Колокольные мастера, работая более по опыту, мало имеют научных сведений о сплавах различных металлов. Достоинство колоколов и колокольчиков определяют по звону: лучшими считаются те, которые соединяют в себе нежность и силу.
Мастера дали названия разным тонам дужных колокольчиков, например, звон малиновый, звон ямской, были попытки дать названия некоторым тонам: звон Шиллеровский, Глинкинский, Валдайский».
Источники:
Отливка колокольчиков
Метки: колольчик | технология изготовления
Если отливки больших колоколов были уникальными, т.е. при помощи специальных шаблонов изготавливалась разовая форма для отливки колокола, которая затем полностью разрушалась, то отливка поддужных колокольчиков была тиражной благодаря специально изготовленному точному образцу (модели) колокольчика, с которого неоднократно формовались разовые формы для отливки. Для получения первой партии использовались модели, выточенные из дерева или отлитые из легкоплавких сплавов на основе олова и свинца.
Для получения формы использовались две опоки, представляющие собой сквозные цилиндрические или квадратные стальные обечайки с боковыми ушками, предназначенными для центрирования опок при помощи штырей. Сами формы изготавливались из песчано-глинистой смеси, содержащей около 20% глины. Для пластичности в смесь вводили ржаную муку и прочие добавки, которые имелись в арсенале каждого мастера. При изготовлении форм использовались две смеси: облицовочная и основная — наполнительная. Облицовочная смесь — это тщательно просеянная через мелкое сито основная смесь, используя которую получается более четкий отпечаток в рабочей полости формы.
Первоначально на гладкую горизонтальную поверхность деревянной подмодельной плиты устанавливалась нижняя опока, по центру которой размещалась модель колокольчика, предварительно протертая угольной пылью для предотвращения прилипания к ней формовочной смеси. Модель присыпалась облицовочной смесью, в опоку до верхнего края насыпалась основная формовочная смесь, и все засыпанное плотно утрамбовывалось. Наполнительную смесь досыпали и опять трамбовали, пока опока не оказывалась полностью и плотно набита, после чего заформованное выравнивали по верхним краям опоки и опоку переворачивали.
Затем на нее устанавливали верхнюю опоку и через соответствующие пары опочных ушей пропускали центрирующие штыри. Будущий разъем между опоками присыпали угольной пылью, в нижнюю часть верхней опоки насыпали облицовочную смесь, устанавливали модель заливочного литника (или стояка), все окончательно досыпали основной формовочной смесью. Затем верхнюю опоку так же, как и нижнюю, плотно набивали.
После окончания формовки опоки разнимались, и из них удалялись модели колокольчика и литника.
Обе полуформы просушивались с рабочих поверхностей в течение 5–10 мин в пламени специально для этого разведенных костерков. При этом форма существенно упрочнялась, нагревалась и покрывалась тонким слоем сажи, что, в совокупности, уменьшало брак отливок по засорам и способствовало более точному воспроизведению металлом форменного отпечатка.
Подсушенные полуформы сразу же собирались вместе (точно по исходным позициям) при помощи центрирующих штырей. При этом в нижнюю полуформу в распор устанавливался глиняный стержень для получения отверстия в ухе колокольчика. Собранная форма заливалась металлическим расплавом из тигля.
После непродолжительного остывания залитого металла формы выбивались, от отливок отрезались литники, и колокольчики передавались на окончательную механическую обработку, для которой использовались токарные станки, как правило, приводящиеся в движение ножным приводом.
Источники:
Пурехские колокольчики
Метки: 1860-е | 1870-е | 1880-е | 1890-е | XIX век | заводы и фабрики | колольчик
Пурехские колокольчики появились в 1860-х годах, и к концу XIX века село Пурех и его окрестности стали главным центром производства ямских колокольчиков в России. Сначала они были похожи на валдайские, но потом приобрели свои отличительные черты: специфические шрифты надписей и их расположение, почти обязательная нумерация, определенные украшения на тулове и т.д.