Шлюпка
Предметы снабжения (на примере ЯЛ-6)
Метки: составные части | средство передвижения
В комплект шлюпки входят предметы снабжения, необходимые для ее нормальной эксплуатации. На рисунке:
- Флажки семафорные и ответный вымпел в чехле (Ответный вымпел представляет собой усеченный красный флаг с белым кружком, посредине. Ткань — флагтух, шток — деревянный. Вместе с двумя красными семафорными флажками служит для сигналопроизводства. Порядок пользования изложен в Шлюпочной сигнальной книге);
- Киса (Парусиновый мешок, в котором хранятся мотки ниток и линя, игла, куски парусины, такелажный нож и свайка, необходимые для работы с тросами. В кисе хранятся также запасная уключина, воронка, ответный вымпел и семафорные флажки. Киса крепится к рыму кормового цепного подъема);
- Кормовой флаг в чехле (Изготовляется из специальной шерстяной ткани, флагтуха, флагшток — из дерева. При движении под парусом флаг, свернутый вокруг флагштока, помещается в парусиновый чехол и укладывается на весла с правого борта. При движении на веслах флагшток с укрепленным на нем флагом вставляется в обойму на транце и в гнездо на кормовом сиденье шлюпки);
- Мат шпигованный (Размером 300×500 мм изготовляется из пеньки и манильского троса. Служит для вытирания ног. Два мата укладываются в шлюпке: один — в носу на рыбине, другой — в корме на люке);
- Нож со свайкой;
- Прямой румпель (рычаг для перекладки руля. Используется при управлении под парусами. Хранится между заспинной и транцевой досками и штертами прихватываются к пиллерсу деревянной кницы);
- Изогнутый румпель (Используется при управлении шлюпкой на веслах. Хранится между заспинной и транцевой досками и штертами прихватываются к пиллерсу деревянной кницы);
- Шлюпочный компас (Необходим для удержания шлюпки на курсе при движении в тумане, ночью или вне видимости берегов. Хранится под загребной банкой в специальном ящике);
- Отпорный крюк длинный со штертом (Служит для задержки шлюпки при швартовке и отталкивания при отходе. Части отпорного крюка: металлический крюк, деревянный шток и его утолщение — клот. Шток изготовляется из дуба. Размеры его таковы, что при падении в воду крюк не тонет. На шлюпке два крюка: один длиной 2,5 м, другой 1,5 м. Длинный крюк через каждые 25 см окрашен в черный и белый цвет и может использоваться для измерения глубины. Короткий не окрашивается. Хранится крюк у бортов на веслах — слева, а после отхода шлюпки от борта корабля кладутся на рангоут — крюком в корму);
- Отпорный крюк короткий со штертом (Хранится у бортов на веслах — справа. После отхода шлюпки от борта корабля кладётся на рангоут — крюком в нос);
- Вёсла (Весло — вальковое. Изготовляется из ясеня, бука или сосны);
- Уключина со штертом (Металлическая развилка для упора весел при гребле. Шесть уключин вставляются в отверстия на подуключинах и крепятся штертами к подлегарсам или шпангоутам. Одна уключина хранится как запасная. Штерты к уключинам и другим предметам снабжения изготовляются из бельного троса окружностью 18 мм.);
- Воронка (Используется для наполнения анкерков водой);
- Сорлинь с кнопом для руля;
- Кранец мягкий (Служит для предохранения борта от повреждения при швартовке. Диаметр кранца — 125 мм. Четыре кранца — по два на борт — хранятся на рыбинах в районе уток);
- Спасательный жилет;
- Штормовое платье (Комплект состоит из куртки, брюк и головного убора. Платье аккуратно свертывается и подвешивается на штертах под банками в тех местах, где сидят гребцы — по комплекту на каждого. Для этого снизу в банки ввернуты специальные обушки);
- Носовой фалинь (12 м, конец бельного растительного троса окружностью 50 мм. Ввязываемый в рым форштевня, хранится на носовом решетчатом люке);
- Кормовой фалинь (8 м, ввязываемый в рым ахтерштевня, хранится на кормовом сиденье в свернутом виде);
- Рангуот с парусом в чехле;
- Якорный канат (дректов) в бухте (Изготовляется из пенькового смоленого троса окружностью 50 мм. Хранится свернутым в бухту под носовым решетчатым люком. Чтобы бухта не распускалась, ее в четырех местах связывают штертами. Длина якорного каната 60 м.);
- Адмиралтейский якорь (дрек) со складным штоком (Служит для удерживания шлюпки на месте. Имеет две лапы, веретено, укладывающийся шток и скобу. Хранится в сложенном виде между мачтовой и носовой банками и прихватывается двумя штертами к кильсону. Вес якоря 20 кг.);
- Топор со штертом (Предназначен для ремонта корпуса и предметов снабжения шлюпки. Хранится под носовым решетчатым люком и прихватывается штертом к подлегарсу);
- Свайка;
- Фонарь аккумуляторный;
- Гоночный номер (Фанерная доска размером 40 на 40 см на деревянном штоке длиной 130 см. На черном фоне доски с обеих сторон накрашен белой краской номер шлюпки. Этот номер соответствует номеру на парусе. При движении шлюпки на веслах гоночный номер вставляется в отверстие для фонарной стойки);
- Лейка (Служит для удаления воды из шлюпки. Две лейки хранятся под кормовым сиденьем);
- Парусиновый чехол со шлюпочной сигнальной книгой (Чехол изготовлен из специальной парусины, скроен по обводам шлюпки и имеет в носовой и кормовой части разрезы, а по бортам — пришитые куски парусины, «ушки»). Вдоль кромок разрезов и на ушках пробиты отверстия — люверсы, в которые с одного борта заделываются штерты. Чтобы чехол не провисал и в нем не скапливалась вода, между форштевнем и ахтерштевнем натягивают леер с талрепом, который крепится в носу за галсовый гак, а в корме — за фасонный обушок. Чехол кладется на леер и с помощью штертов обтягивается и крепится к шлюпке. При спуске шлюпки на воду шлюпочный чехол аккуратно свертывается и оставляется на корабле или берегу. Сигнальная книга используется при переговорах шлюпки с кораблями, постами наблюдения и связи и другими шлюпками, а также является пособием по управлению шлюпкой в различных условиях. Хранится в парусиновом чехле с лямкой);
- Трёхцветный фонарь (Имеет в середине корпуса белое стекло, слева — красное, справа — зеленое. Источником света служит керосиновая или масляная лампа. Фонарь белый — аккумуляторный. Оба фонаря служат для обеспечения безопасности плавания шлюпки в темное время суток. Трехцветный фонарь надевается двумя скобками на кронштейн специальной фонарной стойки, устанавливаемой в носу шлюпки. Хранятся фонари в специальном ящике под загребной банкой. Фонарная стойка хранится на банках с левого борта);
- Остропленный анкер на ростр-блоке (Дубовый бочонок емкостью 25 л, предназначенный для хранения пресной воды. К пробке анкерка снизу прикреплен на цепочке ковшик. Два анкерка (каждый на четыре человека) устанавливаются в диаметральной плоскости шлюпки на специальных подставках — анкер-блоках — и крепятся к рыбинам штертами. При авариях анкерки могут использоваться как спасательные средства. На этот случай их нужно остропить — взять два линя и втугую обтянуть по окружности, срастить концы каждого, а затем оба линя скрепить между собой двумя поперечными стропками, за которые можно держаться, находясь в воде);
- Парусиновое ведро (Служит для удаления воды из шлюпки. Ведро хранится под носовым решетчатым люком);
- Нагель (Металлический стержень с рукояткой. На шестивесельном яле два нагеля: один служит для крепления наметки, другой — фала. Вставляются в отверстия мачтовой банки. Штерты нагелей прихватываются к пиллерсу банки);
- Фонарная стойка с кронштейном.
Источники:
Размещение комплекта (на примере ЯЛ-6)
Метки: составные части | средство передвижения
На рисунке показано типовое расположение предметов шлюпочного снабжения:
- Мачта;
- Паруса с рейком в чехле;
- Якорь (дрек);
- Руль;
- Ящик для компаса;
- Анкерок;
- Ведро парусиновое;
- Фонарь трёхцветный;
- Фонарь переносной аккумуляторный;
- Весло вальковое;
- Крюк отпорный длиной 2,5 м;
- Крюк отпорный длиной 1,5 м;
- Лейка;
- Киса;
- Топор;
- Воронка;
- Кранец мягкий;
- Мат шпигованный;
- Флагшток с флагом;
- Якорный канат (дректов).