Шлюпка

Шлюпка - комплектация / Иллюстрация с сайта eco-ladoga.narod.ru

Предметы снабжения (на примере ЯЛ-6)

Метки: составные части | средство передвижения

В комплект шлюпки входят предметы снабжения, необходимые для ее нормальной эксплуатации. На рисунке:

  1. Флажки семафорные и ответный вымпел в чехле (Ответный вымпел представляет собой усеченный красный флаг с белым кружком, посредине. Ткань — флагтух, шток — деревянный. Вместе с двумя красными семафорными флажками служит для сигналопроизводства. Порядок пользования изложен в Шлюпочной сигнальной книге);
  2. Киса (Парусиновый мешок, в котором хранятся мотки ниток и линя, игла, куски парусины, такелажный нож и свайка, необходимые для работы с тросами. В кисе хранятся также запасная уключина, воронка, ответный вымпел и семафорные флажки. Киса крепится к рыму кормового цепного подъема);
  3. Кормовой флаг в чехле (Изготовляется из специальной шерстяной ткани, флагтуха, флагшток — из дерева. При движении под парусом флаг, свернутый вокруг флагштока, помещается в парусиновый чехол и укладывается на весла с правого борта. При движении на веслах флагшток с укрепленным на нем флагом вставляется в обойму на транце и в гнездо на кормовом сиденье шлюпки);
  4. Мат шпигованный (Размером 300×500 мм изготовляется из пеньки и манильского троса. Служит для вытирания ног. Два мата укладываются в шлюпке: один — в носу на рыбине, другой — в корме на люке);
  5. Нож со свайкой;
  6. Прямой румпель (рычаг для перекладки руля. Используется при управлении под парусами. Хранится между заспинной и транцевой досками и штертами прихватываются к пиллерсу деревянной кницы);
  7. Изогнутый румпель (Используется при управлении шлюпкой на веслах. Хранится между заспинной и транцевой досками и штертами прихватываются к пиллерсу деревянной кницы);
  8. Шлюпочный компас (Необходим для удержания шлюпки на курсе при движении в тумане, ночью или вне видимости берегов. Хранится под загребной банкой в специальном ящике);
  9. Отпорный крюк длинный со штертом (Служит для задержки шлюпки при швартовке и отталкивания при отходе. Части отпорного крюка: металлический крюк, деревянный шток и его утолщение — клот. Шток изготовляется из дуба. Размеры его таковы, что при падении в воду крюк не тонет. На шлюпке два крюка: один длиной 2,5 м, другой 1,5 м. Длинный крюк через каждые 25 см окрашен в черный и белый цвет и может использоваться для измерения глубины. Короткий не окрашивается. Хранится крюк у бортов на веслах — слева, а после отхода шлюпки от борта корабля кладутся на рангоут — крюком в корму);
  10. Отпорный крюк короткий со штертом (Хранится у бортов на веслах — справа. После отхода шлюпки от борта корабля кладётся на рангоут — крюком в нос);
  11. Вёсла (Весло — вальковое. Изготовляется из ясеня, бука или сосны);
  12. Уключина со штертом (Металлическая развилка для упора весел при гребле. Шесть уключин вставляются в отверстия на подуключинах и крепятся штертами к подлегарсам или шпангоутам. Одна уключина хранится как запасная. Штерты к уключинам и другим предметам снабжения изготовляются из бельного троса окружностью 18 мм.);
  13. Воронка (Используется для наполнения анкерков водой);
  14. Сорлинь с кнопом для руля;
  15. Кранец мягкий (Служит для предохранения борта от повреждения при швартовке. Диаметр кранца — 125 мм. Четыре кранца — по два на борт — хранятся на рыбинах в районе уток);
  16. Спасательный жилет;
  17. Штормовое платье (Комплект состоит из куртки, брюк и головного убора. Платье аккуратно свертывается и подвешивается на штертах под банками в тех местах, где сидят гребцы — по комплекту на каждого. Для этого снизу в банки ввернуты специальные обушки);
  18. Носовой фалинь (12 м, конец бельного растительного троса окружностью 50 мм. Ввязываемый в рым форштевня, хранится на носовом решетчатом люке);
  19. Кормовой фалинь (8 м, ввязываемый в рым ахтерштевня, хранится на кормовом сиденье в свернутом виде);
  20. Рангуот с парусом в чехле;
  21. Якорный канат (дректов) в бухте (Изготовляется из пенькового смоленого троса окружностью 50 мм. Хранится свернутым в бухту под носовым решетчатым люком. Чтобы бухта не распускалась, ее в четырех местах связывают штертами. Длина якорного каната 60 м.);
  22. Адмиралтейский якорь (дрек) со складным штоком (Служит для удерживания шлюпки на месте. Имеет две лапы, веретено, укладывающийся шток и скобу. Хранится в сложенном виде между мачтовой и носовой банками и прихватывается двумя штертами к кильсону. Вес якоря 20 кг.);
  23. Топор со штертом (Предназначен для ремонта корпуса и предметов снабжения шлюпки. Хранится под носовым решетчатым люком и прихватывается штертом к подлегарсу);
  24. Свайка;
  25. Фонарь аккумуляторный;
  26. Гоночный номер (Фанерная доска размером 40 на 40 см на деревянном штоке длиной 130 см. На черном фоне доски с обеих сторон накрашен белой краской номер шлюпки. Этот номер соответствует номеру на парусе. При движении шлюпки на веслах гоночный номер вставляется в отверстие для фонарной стойки);
  27. Лейка (Служит для удаления воды из шлюпки. Две лейки хранятся под кормовым сиденьем);
  28. Парусиновый чехол со шлюпочной сигнальной книгой (Чехол изготовлен из специальной парусины, скроен по обводам шлюпки и имеет в носовой и кормовой части разрезы, а по бортам — пришитые куски парусины, «ушки»). Вдоль кромок разрезов и на ушках пробиты отверстия — люверсы, в которые с одного борта заделываются штерты. Чтобы чехол не провисал и в нем не скапливалась вода, между форштевнем и ахтерштевнем натягивают леер с талрепом, который крепится в носу за галсовый гак, а в корме — за фасонный обушок. Чехол кладется на леер и с помощью штертов обтягивается и крепится к шлюпке. При спуске шлюпки на воду шлюпочный чехол аккуратно свертывается и оставляется на корабле или берегу. Сигнальная книга используется при переговорах шлюпки с кораблями, постами наблюдения и связи и другими шлюпками, а также является пособием по управлению шлюпкой в различных условиях. Хранится в парусиновом чехле с лямкой);
  29. Трёхцветный фонарь (Имеет в середине корпуса белое стекло, слева — красное, справа — зеленое. Источником света служит керосиновая или масляная лампа. Фонарь белый — аккумуляторный. Оба фонаря служат для обеспечения безопасности плавания шлюпки в темное время суток. Трехцветный фонарь надевается двумя скобками на кронштейн специальной фонарной стойки, устанавливаемой в носу шлюпки. Хранятся фонари в специальном ящике под загребной банкой. Фонарная стойка хранится на банках с левого борта);
  30. Остропленный анкер на ростр-блоке (Дубовый бочонок емкостью 25 л, предназначенный для хранения пресной воды. К пробке анкерка снизу прикреплен на цепочке ковшик. Два анкерка (каждый на четыре человека) устанавливаются в диаметральной плоскости шлюпки на специальных подставках — анкер-блоках — и крепятся к рыбинам штертами. При авариях анкерки могут использоваться как спасательные средства. На этот случай их нужно остропить — взять два линя и втугую обтянуть по окружности, срастить концы каждого, а затем оба линя скрепить между собой двумя поперечными стропками, за которые можно держаться, находясь в воде);
  31. Парусиновое ведро (Служит для удаления воды из шлюпки. Ведро хранится под носовым решетчатым люком);
  32. Нагель (Металлический стержень с рукояткой. На шестивесельном яле два нагеля: один служит для крепления наметки, другой — фала. Вставляются в отверстия мачтовой банки. Штерты нагелей прихватываются к пиллерсу банки);
  33. Фонарная стойка с кронштейном.

Источники:

Составитель: Шилов Н.И. 
Дата создания: 03.03.2010, дата редактирования: 18.07.2012.

Размещение комплекта (на примере ЯЛ-6) / Иллюстрация с сайта eco-ladoga.narod.ru

Размещение комплекта (на примере ЯЛ-6)

Метки: составные части | средство передвижения

На рисунке показано типовое расположение предметов шлюпочного снабжения:

  1. Мачта;
  2. Паруса с рейком в чехле;
  3. Якорь (дрек);
  4. Руль;
  5. Ящик для компаса;
  6. Анкерок;
  7. Ведро парусиновое;
  8. Фонарь трёхцветный;
  9. Фонарь переносной аккумуляторный;
  10. Весло вальковое;
  11. Крюк отпорный длиной 2,5 м;
  12. Крюк отпорный длиной 1,5 м;
  13. Лейка;
  14. Киса;
  15. Топор;
  16. Воронка;
  17. Кранец мягкий;
  18. Мат шпигованный;
  19. Флагшток с флагом;
  20. Якорный канат (дректов).

Источники:

Составитель: Шилов Н.И. 
Дата создания: 03.03.2010, дата редактирования: 18.07.2012.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф