Символы. Тайное и явное @kizhi
- Часть 1. Фондовые предметы
- Часть 2. Без дна
- Часть 3. Ватерлиния
- Необычная выставка открылась необычно (пресс-релиз от 23.10.20)
- Символы. Тайное и явное (пресс-релиз от 18.10.20)
Часть 1. Фондовые предметы
На выставке представлено более 80 предметов из фондов музея-заповедника «Кижи». Во входной зоне 1-го этажа разместилась экспозиция, посвященная древности. Фотопанно Олега Семененко «Вид на Бесов Нос» и «Петроглифы» погружают посетителей в мир древнейших символов Карелии. В витрине представлены осколки керамики сперрингс конца V тыс. до н. э., украшенной оттисками рыбьего позвонка. Один сохранившийся древний позвонок можно разглядеть на фрагменте сосуда. Использование для декорирования стенок горшков позвонков крупных рыб (лосось, семга, сиг и другие) связано с большим значением лова рыбы в хозяйстве. Считается, что такой способ декора мог иметь и ритуальное значение: он обеспечивал удачу в рыбном промысле. Рыба уже тогда была магическим символом, позже она стала ассоциироваться с христианством. Так, первые христиане вместо нательного крестика носили маленьких рыбок из металла, перламутра, стекла. Слово «рыба» в древнегреческом языке (Ίχθύς) прочитывалось как монограмма «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Рядом с керамикой находятся валун с желобком и грузила из кварцита, сланца и песчаника конца V — нач. III тыс. до н. э., а также рыболовные крючки XV — XIX вв.
Следующая локация
переносит нас в XIX — XX вв., в мир рыболовов из карельских и заонежских деревень. В
развешенной, словно для просушки, сети с аутентичными поплавками запутались гребешки из
Белого моря.
Сеть была привезена из деревни Куйккинаволок, что на озере Ведлозеро. Она принадлежала
Григорию Топпареву. Последние годы сеть хранилась на чердаке родового дома в Юргилице
Пряжинского района. Внук Григория Топпарева, Сергей Минин, передал сеть корреспондентам
карельского телевидения, и она неоднократно была задействована в съемках передач на
карельском языке, а по прошествии времени оказалась в нашем музее.
В фотозоне разместился старинный сундук и невод длиной в 71 м. Этот невод родом из
карельской деревни Вохтозеро Кондопожского района.
В витрине можно увидеть взметнувшуюся стайку рыб — сетевязные иглы первой половины XX в.
На 2-м этаже главный акцент сделан на теме рыбной ловли и приготовления рыбы. В одной из витрин представлены необходимые для рыбалки предметы XIX — XX вв.: льняной мешочек для рыболовных принадлежностей из Южной Карелии, сетевязные иглы и стеклянный поплавок, острога и «дорожка» — предшественник спиннинга, а также рыбацкий нож в ножнах, изготовленный И. И. Набоковым в 2004 г. Важным ритуалом для рыболова было чтение заговоров на рыбную ловлю, например таких, какие представлены в рукописи начала XX в. из коллекции крестьян Корниловых.
В двух других витринах расположились предметы быта: глиняные и деревянные солонки, шумовка для извлечения рыбы из ухи и керамические сковороды рубежа XIX — XX вв.
Кроме этнографических экспонатов, здесь представлены и авторские изделия: солонки XX века Н. П. Галушина и И. И. Набокова, рыбацкий набор Н. П. Галушина, статуэтка «Свежий ветер» Ю. В. Пелепенко, модель парусно-гребной лодки В. Д. Тихонова.
В открытых хранилищах коллекций «Керамика», «Фарфор», «Металл», «Археология» и «Дерево» можно увидеть разнообразные предметы, связанные с символикой воды и рыбы.
Замыкает экспозицию «Большой Водлозерский корабль», построенный в 2008 г. художником Анатолием Титовым. Корабль выставлен для просмотра у входа в хранилище «Дерево» в контексте фотопанно «Мыс Пери-Нос» Олега Семененко.
Линейность (путешествие от древности до наших дней) и цикличность композиции выставки (возвращение к истокам) дают возможности для многомерного прочтения символики воды.