Шелк, атлас и канифас – весь девичий припас Vkontakte@kizhi

Заглянем вглубь веков

Марина Гусева

Музей «Кижи» начинает знакомить с материалами, которые легли в основу выставки «Шёлк, атлас, канифас, весь девичий припас». Заглянем вглубь веков и узнаем, какие материалы использовались для пошива одежды и головных уборов нашими предками, какие одежды они носили, как на развитие шёлковых мануфактур повлияли указы Петра I, в чем сходства и различия крестьянского костюма ХIХ века и боярского костюма XVII века?

Начнем с древности, с ничтожно малых обрывков материи, найденных в древних русских погребальных курганах — черниговских, киевских, полтавских, владимирских. Родина этих тканей — Византия.

На византийских материях, кроме мелких узоров, преимущественно были узоры в больших кругах, в которых чаще всего изображались животные (часто фантастические), например, грифы. Узоры вырабатывались не только с помощью ткацких переплетений, но и с помощью набойки. На образцах тканей из славянских курганов Х — ХIII веков прослеживались печатные узоры из кругов с розетками или крестиками в них, выполненные с помощь. специальных штампиков. Узоры с круглящимися линиями легче выполнимы и поэтому получили наибольшее распространение.

На видео показаны изображения тканей, нарисованные и напечатанные красками (литохромией) К. Прохоровым. Его труд в 4 томах «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной, издаваемые по Высочайшему соизволению К. Прохоровым СПб. 1881 г. «является уникальным источником для изучения древних одежд русских людей.

28 марта 2023 // Автор рубрики: Марина Гусева, народный мастер Карелии, ведущий специалист сектора сохранения, изучения и демонстрации традиционных ремесел музея «Кижи»

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф