Поморская старина @kizhi
- Море — наше поле (пресс-релиз от 28.06.11)
- Море — наше поле (газета «Кижи»)
- Из фондов музея-заповедника «Кижи»
Море — наше поле
Мне всегда хотелось, чтобы в нашем музее наряду с другими архитектурно-этнографическими секторами был и поморский. В 1970-х годах, когда Генеральным планом музея начал заниматься «Мосгипрогор», по этому поводу не раз возникали споры: нужен ли поморский сектор в Кижах, а не лучше ли представить его, скажем, в Кеми, где поморскую культуру можно показать более полно и комплексно. Так и порешили. В Кижах оказались все архитектурно-этнографические зоны Карелии, кроме Поморья.
Тем не менее музей неоднократно и довольно успешно совершал экспедиции в Поморье, занимаясь в основном собирательской деятельностью. И все-таки, экспедиции в Поморье не носили комплексного всеобъемлющего характера. Они были эпизодическими и точечными. В этих поездках мы собрали более 700 экспонатов. Среди них более половины, на мой взгляд, уникальных. И хотя на основании кижских коллекций довольно-таки трудно устраивать какие-то большие тематические выставки на поморскую тематику, представить отдельные наиболее интересные предметы мы можем. Отсюда и название выставки — «ПОМОРСКАЯ СТАРИНА».
Поморами обычно называют русскоязычную группу этноса, заселившую берега Белого и Баренцева морей. Поморы выработали своеобразный культурно-хозяйственный тип жизни, основанный на преобладании промыслового хозяйства (рыболовство и морская охота). Поморы занимались земледелием и животноводством, хотя эти занятия играли у них второстепенную роль. Главная промысловая рыба для поморов — семга.
Отходничество у поморов по сравнению с другими регионами было незначительным и связано почти исключительно с лесной промышленностью. Поморье само притягивало отходников на те же лесопромышленные предприятия. Любимое выражение поморов «Море — наше поле». Поэтому земледелие в некоторых деревнях Карельского Поморья носило «приусадебный характер». А крупного рогатого скота, лошадей и овец в конце XIX — начале XX веков на Карельском берегу было всего 940 голов.
Поморки шили себе одежду из покупных тканей, часто купленных за границей. Несмотря на то, что поморы предпочитали покупать все необходимое, каждый помор владел множеством мужских ремесел, а поморки — женских.
Дом, срубленный помором, — разновидность северорусского дома-комплекса. В самом доме всегда ухожено и чисто. На воронцах — начищенная медь, а в поставцах — «корабельная посуда», привезенная из-за границы: голландский и английский фаянс. Иностранные вещи попадали в поморские дома в результате меновой торговли с Норвегией, начиная с XVIII века. Русские везли в Норвегию хлеб, канаты, парусину, лён, пеньку, железо, мыло, пряники, конфеты и т.д. Из Норвегии привозили рыбу, промтовары, одежду, сахар, кофе, французские вина, сельтерскую воду, ром, посуду.
Господствующей формой православия в Поморье было старообрядчество. Восьмиконечные кресты, поморские иконы и складни, иконы старого письма, рукописные книги, косоклинные сарафаны-костычи, подрусники, лестовки — все это являлось важными чертами культуры поморов.
На нашей выставке будут представлены наиболее интересные предметы материальной культуры Карельского Поморья из фондов музея «Кижи» и Карельского государственного краеведческого музея: сети для ловли семги, приспособления для транспортировки грузов по льду (керёжи), ношения за спиной (крошни), саморослые лопаты для уборки снега, поморские повойники золотного шитья, знаменитые резные и расписные прялки, своеобразные резные подойники, посуда из Англии и Голландии, винная посуда и многое другое, характерное исключительно для Поморья.
Выставка «Поморская старина» будет работать с 1 июля по 25 сентября.