«Красота богоданная, красота рукодельная» Vkontakte@kizhi

Из фондов музея-заповедника «Кижи»

Афиша

Выставка посвящена народным технологиям и ремеслам, связанным с изготовлением крестьянского женского костюма Олонецкой губернии конца XIX — начала XX века.

Открывает экспозицию раздел, раскрывающий представления крестьян о женской красоте. В традиционном обществе красивой считалась женщина здоровая, крепкого телосложения, способная к тяжелому физическому труду и деторождению. Женский костюм жительницы Олонецкой губернии полностью отвечал этому эстетическому образу, начиная от свободного покроя одежды и заканчивая отдельными деталями, придававшими женской фигуре особую значительность и дородность. Такой идеал женской красоты, сложившийся еще в Древней Руси, сохранялся в образе крестьянского и купеческого костюма вплоть до XIX века.

Комплекс женской одежды с сарафаном был распространен в конце XIX — начале XX века в Олонецкой губернии повсеместно. Он состоял из рубахи, сарафана, одной или нескольких юбок и передника. Его обязательными атрибутами являлись пояс, платок (или шаль), головной убор и обувь, а дополнениями могли служить различные по форме и конструкции шейные и нагрудные украшения, ювелирные изделия: серьги, кольца, цепочки, браслеты. В зависимости от ткани и кроя сарафаны имели разное название. Самые древние из них: «костыч», «матурник», «косоклинник» — старинные клинообразные сарафаны; более поздний «круглый» — прямой по конструкции сарафан, сшитый из нескольких прямых полос ткани и собранный вверху под обшивку. Так же, как и сарафаны, женские рубахи различались по конструкции, материалу, из которого были сшиты, характеру декора и по ряду других признаков, отражавших местную специфику. Кроме сарафанного комплекса распространен был и более архаичный юбочный, который включал юбку, рубаху, передник и пояс, дополнявшийся при необходимости кофтой из домотканины или «торговых» тканей. Под влиянием городского костюма в конце XIX века в крестьянской женской одежде появляется новый комплекс, основа которого состояла из юбки и кофты, сшитых из покупной фабричной ткани. Комплект из юбки и кофты, который был выполнен из одного материала, называли «парочка». В первой трети XX века этот комплект распространился почти по всем регионам Русского Севера.

Способы носить и соединять составные части одежды в ансамбли, варьировать элементы зависели от времени года, жизненных ситуаций, связанных с трудом, бытом, праздниками, обрядами, и практически всегда отражали локальную и национальную специфику, придавая своеобразие народному костюму.

Костюм крестьянок Олонецкой губернии издавна представлял интерес для исследователей разного профиля — этнографов, фольклористов, искусствоведов. Красота и разнообразие их нарядов, сложность и архаичность кроя, виртуозность рукодельных техник и богатство приемов декорирования вызывали восторженные отклики путешественников, знакомившихся с карельскими землями.

Традиционные технологии и ремесла, связанные с изготовлением крестьянского женского костюма, были свойственны всем этническим группам, проживавшим на территории губернии. Материалами для изготовления традиционной домашней одежды служили домотканый льняной холст (в южной Карелии также домотканина из конопли), домашнее полусукно, где использовались в равной мере растительные волокна и пряжа из шерсти домашних животных, а также покупные материи.

Лен выращивали для личных нужд повсеместно в деревнях центральной и южной Карелии. Особенно славился лен, выращенный в Пудожском краю. Пряли шерстяную или льняную кудель с помощью веретена и прялки. В Олонецкой губернии формы и вариации украшения прялок были разнообразны и во многом зависели от места их изготовления. На выставке можно познакомиться с типами прялок, характерными для разных этногеографических районов Карелии. Прядением обычно занимались с Покрова и до Великого поста. В зимние вечера замужние женщины часто собирались в одном из домов деревни, в это время звучали беседные песни, романсы, духовные стихи. Записи этих фольклорных произведений в исполнении участников фольклорного коллектива музея помогают почувствовать атмосферу женского крестьянского мира.

Следующий раздел выставки рассказывает о разнообразных техниках плетения, вязания и ткачества, которыми владели крестьянки Олонецкой губернии. Наиболее совершенным приспособлением для изготовления ткани был ткацкий стан. С его помощью изготавливались различные виды текстиля. В технике полотняного переплетения ткали холсты для рубах, станушек; шерстяную и полушерстяную однотонную ткань и пестрядь, которые использовались для шитья женских рубах, сарафанов, юбок и передников. Нередко ткали полотно, где льняная основа переплеталась с утком из лоскутных лент (рибушей), из такой ткани шили рабочие юбки и кофты, обычно используемые в лесу или в поле. На трех-четырех подножках ткали шерстяную и полушерстяную домотканину саржевого переплетения, шедшую на изготовление домашней одежды — кафтанушек и теплых кафтанов. В технике браного ткачества украшались подолы женских рубах. Образцы изделий, выполненные руками северных мастериц, раскроют посетителям выставки красоту крестьянского текстиля.

Вышивка была одним из самых любимых и распространенных женских ремесел в Олонецкой губернии. Для нее не требовались сложные приспособления, холст, нитки, иглы, пяла были в каждом крестьянском доме. Вышивали, как правило, льняными, а со второй половины ХIХ века бумажными нитками по белому льняному холсту или кумачу (красному ситцу). Цветовая сдержанность была характерна для всех регионов Карелии, кроме Пудожья и районов проживания северных карелов, где встречалась многоцветная вышивка с использованием шелковых и гарусных (шерстяных) нитей. Символически красный свет связывался народным сознанием с образом солнца. Существовал традиционный набор изделий, украшавшихся вышивкой: женские рубахи, сарафаны, головные уборы и другой домашний текстиль. Технические приемы исполнения вышивки были весьма разнообразны: двусторонний (называвшийся «русским» или «досюльным»), шов «набором», тамбурный, «настил по сетке». С методикой выполнения этих видов швов посетители выставки могут познакомиться, наблюдая за работой музейных мастериц и знакомясь с образцами вышивок из собрания музея «Кижи».

Вышивание золотными нитями женских головных уборов получило распространение в Повенецком, Пудожском, Каргопольском уездах. В Олонецкой губернии эти старинные технологии сохранялись, по мнению исследователей, преимущественно в среде старообрядцев. Обильная вышивка на головных уборах женщин в сочетании с богатыми нарядами свидетельствовала о зажиточности и состоятельности крестьянской семьи. Помимо головных уборов, украшенных золотным шитьем, на выставке представлены женские и девичьи уборы из коллекции кижского музея, декорированные речным жемчугом, бисером и стеклярусом.

Собрание музея-заповедника «Кижи» подтверждает многообразие форм одежды. Костюмы прибалтийско-финских народов — карелов и вепсов — соседствуют на выставке с традиционной женской одеждой русских Пудожья и Заонежья. Рядом с праздничной парочкой вепсской женщины расположен будничный костюм сегозерской карелки, жатвенный наряд пудожанки соседствует с парадным костюмом состоятельной каргополки. Среди редких памятников, представленных на выставке,— уникальный заонежский свадебный комплекс конца XIX — начала ХХ века, сохранивший черты русской одежды XVIII столетия.

Выставка демонстрирует и образцы работ северных мастериц, и разнообразные традиционные инструменты, необходимые для получения нитей, тканей, для украшения одежды и праздничных полотен узорной вышивкой.

С помощью мультимедийных средств на выставке демонстрируются фильмы, рассказывающие об особенностях женских рукоделий Олонецкой губернии. Сотрудницы музея, владеющие уникальными народными технологиями, готовы поделиться с посетителями секретами мастерства во время мастер-классов.

На выставке каждая дама сможет ощутить себя крестьянкой, примерив народный костюм.

В рамках работы выставки принимаются заявки на интерактивную программу «Красота рукодельная», которая включает экскурсию по выставке и мастер-класс по рукоделию на выбор: «Открытка с элементом „пэчворк“» (6 +), „Звенящий браслет-оберег“ (8 +), „Браслет в технике плетения“ (8 +), „Изделие в технике вязания на пальцах“ (8 +), „Сувенир с элементом традиционной вышивки“ (10 +).

Стоимость программы — 120 руб. с человека.

Презентационно-выставочный центр
адрес:г. Петрозаводск, пл. Кирова, 10а
телефон:(814-2) 79-98-66
e-mail:tokareva@kizhi.karelia.ru
контактные лица:Токарева Анна Алексеевна

Ссылки и документы:

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф