Кижская регата — 2011 @kizhi
- Положение о проведении фестиваля «Кижская регата»
- Кижская регата собирает народные лодки (пресс-релиз от 26.07.11)
- Программа Кижской регаты — 2011 (газета «Кижи»)
- На веслах вдоль острова Кижи (пресс-релиз от 10.08.11)
- Видно мастера по работе (газета «Кижи»)
- Все гребцы на воде молодцы! (газета «Кижи»)
- Победители Кижской регаты – 2011 (газета «Кижи»)
- Кижская регата в лицах (газета «Кижи»)
- Описание праздника
Видно мастера по работе
5 августа на острове Кижи в рамках традиционного праздника народного судостроения и судоходства «Кижская регата—2011» прошел очередной конкурс мастеров-лодочников «Народная лодка».
Если Кижская регата проходила уже в тринадцатый раз, то конкурс — в четвертый.
В нынешнем году конкурс собрал восемь мастеров, представивших на рассмотрение судейской коллегии девять лодок, выполненных из традиционных материалов как по старинным, так и по современным технологиям.
Мастера — народ, как правило, немногословный, но все-таки о своих лодках некоторые из них рассказали. Известный мастер из Петрозаводска Сергей Давыдов представил свое детище: «Свою очередную лодку, уже пятьдесят первую, я сделал для Николая Столярова, хозяина турбазы на Сямозере в деревне Кудома Пряжинского района Карелии, этим летом за две недели из заранее заготовленного материала. Это традиционная деревянная лодка-сямозерка: пять набоев, длина — 7 метров, просмоленная, под две пары весел, одна мачта, но, при желании, может идти и на моторе. В гонке 6 августа на ней будет выступать команда Н. Столярова. В их победе не сомневаюсь, потому что в своей лодке я уверен». На сей раз вне конкурса проходила и пятидесятая лодка С.В. Давыдова, которую он сделал на острове Кижи в 2010 году. Забегая вперед, скажу, что выступавшие на ней Борис Москин и Артем Караваев стали победителями гонки в категории «кижанка с двумя парами весел».
Мастер Владимир Тихонов: «Лодка, изготовленная по моему проекту в заонежской деревне Кузаранда, — это современная дощатая рыбацкая лодка под две пары весел, две мачты и мотор. Я впервые принимаю участие в конкурсе, и в гонке буду участвовать». В гонке команда В.Д. Тихонова заняла второе место в категории «традиционные деревянные лодки с двумя парами весел».
«Гвоздем» конкурса стало чудо невиданное — чукотская байдара, изготовленная специально для Кижской регаты совместными усилиями команды охотников на морского зверя из села Лорино Чукотского АО и мастерами из Плотницкого центра музея-заповедника «Кижи».
Задумка мастера В.Н. Рыпхыргина была проста: заранее подготовленный в окрестностях острова Кижи деревянный каркас обтянуть шкурой моржа, как это и положено по традиционной технологии, но, увы, осуществить замысел в полной мере не удалось… Две моржовые шкуры, а именно столько их необходимо для изготовления байдары, общим весом 140 кг не выдержали перелета от самой восточной границы России до ее западных пределов — кожа во время транспортировки истлела так, что расползалась и рвалась в руках шести членов чукотской команды во главе с капитаном Максимом Тыненеутом.
Но настоящие мастера тем и славны, что горазды на выдумку и импровизацию. Замену испорченным шкурам искали недолго, решили остановить свой выбор на ткани ПВХ, которая используется для изготовления рекламных баннеров. Байдара от этого стала несколько тяжелее, но воля чукотской команды к победе пересилила и это. Забегая вперед, скажу, что молодые чукотские охотники стали абсолютными победителями гонки с рекордным за все годы существования Кижской регаты результатом.
И сама байдара получила хорошую оценку судейской коллегии, поскольку основные принципы ее постройки и конструктивные особенности были полностью соблюдены. Три пары весел были изготовлены мастерами из Плотницкого центра музея-заповедника «Кижи» по предоставленным заранее размерам. Чукотские весла заметно отличаются от традиционных заонежских и своей длиной, и наличием противовеса: вступать в противоборство с морской волной — не только тяжкий, но и крайне опасный труд.
Порадовали судейскую коллегию и долбленая лодка осиновка, сделанная по древним образцам Сергеем Куликовым из деревни Виданы Пряжинского района Карелии, и современные композитные лодки: картоп Сергея Халаимова из Петрозаводска и тримаран Андрея Ковальчука из Кижей.
Лучшей кижанкой единодушно была признана лодка И.А. Савина, изготовленная в мастерской Карельской государственной педагогической академии.
Главным итогом очередного конкурса «Народная лодка» можно считать то, что традиции судостроения живы и продолжают развиваться, что интерес к нему не угасает и опытные мастера передают свой опыт молодым.