Студия «Кижская палитра» @kizhi
- Разноцветный мир «Палитры» (газета «Кижи»)
- «Кижская палитра» в мире вещей острова. Закономерности открытий (газета «Кижи»)
- Музейная детская изобразительная студия «Кижская палитра»
«Кижская палитра» в мире вещей острова. Закономерности открытий
На древнем острове, где главки устремились в синее небо, где соседствует седая старина и сегодняшний день, каждый год в начале июня можно встретить юных художников с альбомами, красками и планшетами. Это детская музейная студия материально-художественного творчества «Кижская палитра». Полные творческих сил, ребята сходят на кижский берег, чтобы продолжить знакомство с музеем под открытым небом.
С 7 по 12 июня на острове Кижи в очередной раз работала группа студийцев, реализуя свои идеи и тему самого проекта «Мир вещей», название которого отражает цель поездки.
Тема проекта была ориентирована не только на решение традиционных задач: эстетического воспитания студийцев, освоение и закрепление материально-художественных навыков, визуальной культуры, но и видение, понимание традиционного мира вещей крестьянского быта. Благодаря занятиям, проводимым для студийцев в крестьянских домах куратором Летней школы Натальей Анатольевной Архиповой, ребята познакомились с интерьерами крестьянских домов, наполненными только нужными и удобными вещами, несущими дух и индивидуальность хозяев того времени. Очень важно, что дети получили через рассказ, игру свое-образное «проживание» и понимание языка предмета крестьянского быта, а именно их практичность, функциональность и наличие союза между человеком и миром вещей.
Такая наполненность впечатлениями дала юным художникам на занятиях возможность выбрать предметы для своих творческих заданий в проекте и попытаться передать через рисунок их форму, характер, а многие в своих набросках нашли связь между предметом и человеком. В новом учебном году ребят студии ждет знакомство с циклом занятий по дизайн-творчеству, где будет представлена для них серия творческих заданий в технике бумага-пластика с ее многообразными приемами работы. Вот тогда и будет возможность использовать уже увиденные и зарисованные формы старых вещей, испытанные временем, как основу для создания современных предметных форм в своих творческих работах.
Очень важны для студийцев и пленэрные занятия, они предусматривают постепенное и целенаправленное знакомство, запоминание характера северной архитектуры и природы острова. Каждое занятие — это совокупность практического и теоретического материала, где ребята продолжают знакомиться с различными художественными материалами, раскрывают их дополнительные выразительные возможности. Обязательно предлагаются новые материалы и показ вариантов их использования. Это всегда пробуждает увлеченное выполнение рисунка с натуры и помогает детям в создании ярких и выразительных образов.
Остров — это не только место, где рождаются художественные образы у юных художников, но и подтверждаются увиденные, отмеченные и понятые закономерности. Первая — «Пропорция, причина красоты» — подтвердилась во время традиционных пленэрных занятий. Действительно, в детских рисунках, передающих архитектуру и природу острова, соединились непосредственность своеобразного впечатления, доброе отношение к миру музея и большое желание уловить пропорции архитектуры, что дало правдивость передачи увиденного. Дети с желанием посещали эти занятия, потому что только здесь у них познается мир архитектуры вокруг себя, а рисунки эмоционально насыщаются красотой, у каждого по-своему.
Итогом работы юных художников на острове стал «Архитектурный хоровод» рисунков, экс-пресс-выставка у церкви Воскрешения Лазаря, главными зрителями которой стали группы иностранных туристов. Более 200 человек из разных стран смогли посмотреть и оценить детское творчество. Подтвердилась и вторая закономерность — «Самое главное для художника — быть востребованным».
Группа студийцев одна из первых познакомилась с новой экспозицией в доме Яковлева, выставкой «Два эпоса — две культуры» и послушала интересный рассказ одного из авторов выставки Ирины Набоковой. В новом учебном году ребят ждут темы с сюжетами русских былин.
Побывав на острове Кижи, дети вывели и свою закономерность: «Остров нас учит самостоятельно реализовывать идеи и проекты, идти к следующим открытиям».