V сессия Всероссийской Летней музейно-педагогической школы на о.Кижи Vkontakte@kizhi

Дата: 23 марта — 10 сентября 2010Google-календарь
Место: Музей-заповедник «Кижи» (о. Кижи)

Презентация инновационного опыта

Презентация инновационного опытаЛюдмила ШляхтинаПрезентация инновационного опытаПрезентация инновационного опытаПрезентация инновационного опыта

С 5 по 10 сентября 2010 года на острове Кижи состоялась V Всероссийская Летняя музейно-педагогическая школа (ЛМПШ). Это проект, реализуемый Детским музейным центром с 1999 г. ЛМПШ нацелена на выявление и презентацию инновационного опыта в сфере музейной педагогики на межрегиональном уровне, создание информационного банка данных в музейно-педагогической области. ЛМПШ — это площадка для творчества и профессионального общения, дискуссий и методологических споров, осмысления лучших российских музейных практик и музейно-педагогических инноваций, определяющих новый образ современного музея.

Тема V сессии ЛМПШ — «Музейно-педагогические технологии — XXI век». Осмысление музейно-педагогических технологий, описание существующих музейных практик и методик – одна из актуальных задач музейной педагогики, которая является и новой музейной дисциплиной и приоритетным направлением практической деятельности музеев. Этим проблемам и была посвящена Летняя музейно-педагогическая школа на о.Кижи, основная задача которой, как сказал известный музейный педагог З. Странский, — «освоить музейную реальность в ее педагогическом аспекте».

Для участия в ЛМПШ на остров Кижи приехали представители 13 российских музеев и 4 вузов РФ и ближнего зарубежья. Среди участников ЛМПШ — известные музеи Российской Федерации: Государственная Третьяковская галерея, Музей политической истории России, Государственный музей истории религии, Кунсткамера, Тверской государственный объединённый музей, Археологический музей-заповедник «Танаис», Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и другие. Научное руководство ЛМПШ осуществляли Людмила Шилова, заместитель директора музея-заповедника «Кижи» по музейно-образовательной деятельности, заслуженный работник культуры РФ и РК, и Людмила Шляхтина, давний партнер Детского музейного центра, автор учебников и многочисленных публикаций по музейной педагогике, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского университета культуры и искусств.

Среди важнейших тем для обсуждения в рамках ЛМПШ были выбраны несколько: специфика музейно-педагогических технологий, методики интерпретации музейного предмета и различных видов памятников, методики средового погружения, технологии социокультурного проектирования, музейного менеджмента и партнерства.

Программа сессии была чрезвычайно насыщенной: доклады и сообщения участников, обмен опытом, круглые столы по актуальным проблемам музейной педагогики в России, музейно-педагогические мастерские, проектная деятельность и, конечно, знакомство с историко-культурным наследием острова Кижи, с опытом работы Детского музейного центра, который и стал инициатором проведения этого представительного Всероссийского музейно-педагогического форума.

Участники ЛМПШ отметили актуальность тематики Школы, высоко оценили её содержание, творческий потенциал и организацию, высказав свои мнения в итоговых анкетах и на Круглом столе.

В частности, научный руководитель V сессии ЛМПШ Людмила Шляхтина, выступая на Круглом столе, сказала: «V Всероссийская Летняя музейно-педагогическая школа «Музейно-педагогические технологии — ХХI век» показала, что проблемы, предложенные для обсуждения, не только актуальны для реалий практической жизни музеев различного профиля (в работе школы принимали участие сотрудники художественных, краеведческих, исторических, искусствоведческих, музеев-заповедников и т.д.), но и стратегически важны для решения задач музееведения как науки.В процессе работы семинара были уточнены такие понятия как «технология», «педагогическая технология», «образовательная технология», «музейно-педагогическая технология». Знакомясь с опытом работы друг друга, анализируя его, музейные сотрудники имели возможность проверить технологичность своей деятельности. Проекты Детского музейного центра ФГУК «Государственного историко-архитектурного и этнографического музея–заповедника «Кижи», включенные в план работы Музейно-педагогической школы, не только продемонстрировали высочайший уровень профессионализма, но и стимулировали развитие творческих инициатив обучающихся, которые затем активно проявились в работе мастер-классов. Атмосфера взаимопонимания, креативного подхода к выполнению заданий, человеческого тепла и доброжелательности отличала все направления работы Школы. Все сотрудники музейно-образовательной службы, принимающие участие в работе Музейно-педагогической школы, проявили себя как современные, мыслящие, самоотверженные хранители историко-культурного наследия, актуализирующие его в жизни подрастающего поколения. Организующим дело и направляющим смыслы, сердцем Школы являлась Л.В. Шилова, которая помогала выдержать профессионально-интеллектуальный спринт на высоком научно-практическом уровне и определить направления для личного совершенствования участников».

Отзывы участников V Всероссийской Летней музейно-педагогической школы «Музейно-педагогические технологии — XXI век»

Полезно, интересно, переживательно! Лекции и выступления коллег помогли сопоставить масштабность собственной работы с лучшими образцами, оценить возможности, стратегии и тактики в работе музейного педагога.
Ирина ДОНИНА, ФГУК «Государственный музей истории религии», заведующая отделом образовательных программ и музейной педагогики
Хотелось бы от всей души поблагодарить коллектив музея-заповедника «Кижи» за организацию и проведение замечательного события в мире музейной педагогики. Самым ценным оказалось знакомство с опытом музейно-педагогической работы музея-заповедника «Кижи» и других ведущих музеев страны, а также получение теоретических знаний в области педагогических технологий и особенностей их реализации в музейной практике.
Елена КОКШАРОВА, Орловский объединенный литературный музей И.С. Тургенева, старший научный сотрудник; Орловский государственный институт искусств и культуры, преподаватель
Поняла, что я нахожусь в самом начале длинной и интересной дороги под названием «музейная педагогика». Благодарю за вдохновение!
Инна ПЕРЕВОЗЧИКОВА, ГУК РО «Археологический музей-заповедник «Танаис», н. сотрудник
Поражает масштаб вашей работы. Появилось желание методику средового погружения приложить к экспозиционной среде нашего музея. Интересна технология партнерства и взгляд на проблемы с большой высоты.
Евгения БУТЕНКО, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, ведущий методист
Опыт обогащает. Поразило разнообразие партнерских связей Детского музейного центра. В нашем музее много делается, но не в таком объеме. Это хорошая школа совместной работы, хорошая школа создания социальных проектов.
Инна ЛАРИНА, ФГУК ГМПЗ «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», зав. отделом музейной педагогики
Вроде достаточно делаем, на уровне, но каждый по-своему. Вы — первые! Опыт знакомства с работой конкретной Летней школы интересен, хорошо, что мы побывали в роли и ребенка, и педагога, и музейного сотрудника.
Наталья БАРАНОВА, Музей политической истории России, заведующая сектором музейной педагогики, кандидат педагогических наук
Идея и процесс ЛМПШ очень понравились и имеют большой эффект для каждого. Значение школы в том, что идеи озвучены, появляются новые идеи и база для сотрудничества.
Алексей КАРАМАНОВ, Львовский национальный университет имени Ивана Франко, доцент кафедры общей и социальной педагогики
Есть впечатление, что делаем большое дело, делаем его с энтузиазмом, творчески и поле «пашем» не зря. Школа — это здорово!
Елена КРЮЧЕК, С-Пб Государственный музей театрального и музыкального искусства, филиал «Мемориальный музей-квартира семьи актеров Самойловых», вед. научный сотрудник

30 сентября 2010 // Светлана ЖУЛЬНИКОВА, ведущий методист сектора развития ДМЦ и работы со школами музея-заповедника «Кижи»

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф