Всероссийский конкурс проектов Летней музейно-этнографической школы — 2008 Vkontakte@kizhi

Дата: 1 ноября 2007 — 1 марта 2008Google-календарь
Место: Музей-заповедник «Кижи» (о. Кижи)

Итоги Летней музейно-этнографической школы – 2008 год «Мы открываем Кижи!»

«Мы открываем Кижи!»Мы открываем Кижи!Итоги Летней музейно-этнографической школы – 2008 год

К – красота И – искусство Ж – жизнь И - интерес (из девиза участников проекта Державинского лицея)

По итогам Всероссийского конкурса проектов «Летняя музейно-этнографическая школа на о.Кижи» принято к реализации 11 проектов, в том числе 9 из РК, 2 проекта из России – из Москвы и Владимира.

Всего в 2008 г. было проведено 11 выездных экскурсий-практик, в которых участвовало 120 детей и 22 педагога. В Летней школе побывали победители конкурса «От Руси до России» участники ИПО «Витязь» г. Санкт-Петербурга.

В реализации программ Летней школы приняли участие 28 сотрудников музея-заповедника «Кижи»; проведены 51 экскурсия и 149 лекций, всего более 400 занятий, включая проектную и культуротворческую деятельность.

В рамках работы ЛМЭШ прошло 4 конкурса: «Открытка с острова», викторина «От праздника к празднику», литературный конкурс, конкурс рисунков, в которых участвовало 164 ребенка.

Автор и научный руководитель проекта «Летняя музейно-этнографическая школа на о. Кижи» – Людмила Васильевна Шилова, заместитель директора музея-заповедника «Кижи» по музейно-образовательной деятельности. Куратор – методист Летней школы – Архипова Наталья Анатольевна, ведущий методист отдела музейной педагогики музея-заповедника «Кижи».

Первыми участниками выездной экскурсии-практики в Летней музейно-этнографической школе на о. Кижи стали пятиклассники из СОШ № 34 г. Петрозаводска. Проект «Северный дом: хозяйственный уклад как отражение самобытности» был направлен на знакомство с традиционной бытовой культурой русских Заонежья и карел. В течение шести дней участники проекта изучали предметный мир крестьянской культуры, интерьер и экстерьер северного дома, знакомились с традиционными женскими и мужскими занятиями жителей Заонежья. Результатом их деятельности стало создание тематического иллюстрированного словарика «Северный дом».

В проекте Республиканского детского эколого-биологического центра «Ландшафтное проектирование и создание экологической садовой группы «Солнечная полянка» на территории входной зоны на о.Кижи» приняли участие школьники из п. Мелиоративный Прионежского района. В ходе подготовки к летней школе участники проекта провели подбор ассортимента однолетних и многолетних цветочных растений и вырастили рассаду в теплице, разработали ландшафтные проекты цветника. В течение практики был проведен конкурс ландшафтных проектов, выбран лучший из них и реализован с учетом экологических условий и требований к объектам, находящимся во входной зоне музея-заповедника «Кижи». Научное руководство проектом осуществили сотрудники отдела мониторинга и сохранения природных ресурсов музея-заповедника «Кижи». Разнообразная музейно-образовательная программа включала в себя музейные занятия, интерактивные экскурсии, экологические игры, викторины, мастер-класс «Народная кукла». Итогом проекта стала клумба на территории входной зоны на о. Кижи, а также панно «Хоровод», переданное в фонд Детского музейного центра.

Проект «Детский пленэр на острове Кижи» Детской музейной студии материально-художественного творчества «Кижская палитра» реализуется в Летней школе на о. Кижи третий год. В музейно-образовательной программе группы специальной задачей смены являлось знакомство с музеем под открытым небом, передача впечатлений после общения с историко-культурным наследием острова Кижи. В ходе практики дети познакомились с культурой и бытом русских Заонежья и карел на примере экспозиций домов Ошевнева, Елизарова и Яковлева, самостоятельно подготовили информацию, посвященную памятникам архитектуры Кижского ансамбля, побывали в фонде «Древнерусская иконопись» музея-заповедника «Кижи», познакомились с работой реставратора икон. Участники проекта приняли активное участие в подготовке праздника «Кижи – мастерская детства». Результатом выездной экскурсии-практики стала коллективная творческая работа – панно «Мой музей», выполненная в необычной технике (полиэтилен, масляные краски). Панно было представлено на празднике «Кижи – мастерская детства».

Проект «Кижи в огнях рекламы» реализован в Летней музейно-этнографической школе группой учащихся Державинского лицея г.Петрозаводска. В музейно-образовательную программу были включены разные по формам организации деятельности мероприятия: музейные занятия, круглый стол, деловая игра, экскурсии, знакомившие ребят с памятниками архитектуры, истории, культуры, природными объектами, заповедным ландшафтом острова Кижи – особо ценным объектом наследия Российской Федерации и памятником Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. С помощью методики «погружения» в уникальную среду музея-заповедника и использования тренинговых форм были созданы условия для получения новых знаний, выражения эмоциональных впечатлений. В заключение смены ребята представили эскизы афиш, рекламных буклетов, материалы для информационных щитов, проекты рекламных кампаний.

Проект «Сам себе Гидрометцентр» был реализован на о.Кижи группой школьников Прогимназии № 1768 г.Москвы. В ходе сессии юные участники совершили путешествие по экологической тропе, познакомились с системой наблюдения за погодой на о.Кижи, узнали об использовании народного календаря в сельском хозяйстве Заонежья. Благодаря переносной метеостанции участники проекта смогли проводить наблюдение за погодой на острове, составили свой календарь погоды и народных примет.

Знакомству с рыболовными традициями Севера был посвящён проект «Ловись, рыбка!» (СОШ №2, г Петрозаводск). Участники проекта познакомились с основными хозяйственными занятиями крестьян, с историей и традициями рыболовного промысла и судостроения в Заонежье. Итогом выездной экскурсии-практики стало создание журнала рыболовных традиций Заонежья. В программу также вошли встречи с местными рыбаками, турнир по рыбной ловле, мастер-класс по приготовлению ухи и представление «Экологической сказки».

Году Семьи посвящен проект «От рассвета до заката» (один день из жизни заонежской семьи), участниками которого стали члены студии «Киношка» СОШ № 1 г. Петрозаводска. В ходе проекта участники изучали историко-краеведческого аспект быта заонежан и создавали игровой фильм, посвященный культурно-бытовым традициям заонежской семьи. Во время выездной экскурсии-практики школьники познакомились с традиционным укладом, обычаями заонежской семьи, побывали на экскурсиях и музейных занятиях, связанных с темой сессии, взяли интервью у носителя традиционной культуры Степановой М.П. Проектный продукт – фильм «От рассвета до заката» - участники сессии представили на творческом отчете.

Участники проекта «Красота поднебесная. Культурологический мост: Суздаль – Кижи» из ДХШ г. Владимира должны были доказать свое право попасть на остров, предварительно пройдя тестирование и творческий конкурс. Программа их пребывания была насыщена музейными и пленэрными занятиями. Руководители проекта по итогам практики организовали выставку творческих работ ребят и участвовали во встрече с сотрудниками музея-заповедника «Кижи». Учащиеся ДХШ г. Владимира передали в дар Детскому музейному центру 17 рисунков, посвященных острову Кижи.

Проект «Народные праздники в Заонежье» (СОШ № 36, СОШ № 40) был направлен на изучение традиций храмовых, часовенных праздников Русского Севера.

В музейно-образовательную программу группы вошли как музейные занятия и экскурсии, во время которых участники проекта знакомились с историко-культурным и природным наследием острова, так и мастер-классы, посвященные традиционным женским рукоделиям Заонежья – вышивке, изготовлению обрядовых кукол, вязанию. Группе побывала на часовенном празднике в д.Воробьи, посвященном св. великомученикам Кирику и Иулите. Участники Фольклорно-этнографического театра музея-заповедника «Кижи» как носители традиционной культуры приняли активное участие в реализации проекта. В ходе выездной экскурсии-практики участники проекта создали путеводитель по народным праздникам, организовали выставку творческих работ, выполненных за время пребывания на о.Кижи: макеты северных домов, куклы-«крупенички», обереги, салфетки.

Тему пленэра продолжила группа детей из п. Великая Губа Медвежьегорского района с проектом «Кижские фантазии». Музейно-образовательная программа пребывания группы была интересной, содержательной, разнообразной. Специальной задачей сессии являлось получение информации по материальной и духовной культуре Заонежья и творческая интерпретация ее в рисунках детей. Музейные занятия, экскурсии, встречи с сотрудниками и жителями острова, пленэрная деятельность юных художников на природе и в интерьерах крестьянских домов позволили ребятам создать свои творческие работы и передать их в фонд ДМЦ.

В конце смены участники выездной экскурсии-семинара оформили выставку «Кижские фантазии», которую посетило более 70 сотрудников музея-заповедника «Кижи» и гостей острова.

Знакомству с семейными традициями жителей Заонежья был посвящён проект «Кижская семья: традиции и современность», реализованный детьми сотрудников музея-заповедника «Кижи». В ходе работы по проекту ребята познакомились с укладом заонежской семьи, с традициями воспитания детей в крестьянской семье. Во время выездной экскурсии-практики участники проекта побывали на интерактивных экскурсиях, познакомились с Фондами музея-заповедника «Кижи», участвовали в трудовом празднике жатвы и в празднике «Кижская регата». В конце смены ребята передали в фонд ДМЦ оформленный альбом «Кижская семья: традиции и современность».

Из «Кижского альбома- 2008»: (Отзывы участников Летней музейно-этнографической школы)

«Все, что мы увидели и узнали, останется не только в нашей памяти, но и в сердце, трепетно стучащем, когда соприкасаешься с чудом человеческой души, ума и рук. Мы прожили замечательные дни, которые надолго останутся в нашей душе. Погружаясь в прошлое, мы бережнее будем относиться к настоящему» (Книга отзывов, группа из СОШ № 2 г. Петрозаводск)

«Неделя, проведенная на острове – одно из ярких незабываемых событий в жизни каждого, кто приехал сюда, кто умеет ценить красоту и талант людей, сотворивших это чудо… Хочется поблагодарить тех, кто доносит эту красоту до других. Удивительные люди, открывающие красоту и неповторимость всех чудес острова!» (Книга отзывов, участники группы из Державинского лицея)

«Мы с гордостью будем вспоминать эти 6 дней, проведенных в Кижах! Это незабываемое впечатление! Эта атмосфера старины окутала нас с головой, и это было чудесно!» (Книга отзывов, группа РДЭБЦ)

Кто на Кижах побывал, тот и счастье здесь узнал!!!

Любовь приходит и уходит, а Кижи будут навсегда!!!

Не надо печалиться! Кижи впереди! Ты чудо увидишь, надейся и жди!

О чудо остров! Боги, славьте! Кижи себе в душе оставьте!

Радости много на острове Кижи – открой только душу и ты их увидишь!

С каждым днем Кижи милей, вы всегда в душе моей! Не могу любить сильнее – просто некуда сильней!

Фантастику откроешь ты, но Кижи лучше, чем мечты!
(из послания следующим группам ребят из Державинского лицея)

«Я была уверена, что остров Кижи – это просто музей, теперь я знаю, что это незабываемое путешествие в прошлое. Мы окунулись в этот омут с головой!» (из анкеты, Лазарева Ксения, группа РДЭБЦ)

«Кижи будет долго у меня в душе лучшим воспоминанием жизни» (конкурс «Открытка с острова» Сибелева Рита, СОШ № 34)

«Дорогая мама!

Мы живем в доме-памятнике Ананьева. Мне очень тут нравится, мы видели многоглавый Кижский ансамбль. Наша группа ходила по экологической тропе и поднималась на Нарьину гору. Я никогда не видела, как доят коров, это было для меня настоящим открытием. Здесь очень красиво! Я обязательно приеду сюда еще раз. Твоя Маша» (Аристова Маша, конкурс «Открытка с острова», Прогимназия № 1768, г. Москва)

«Здравствуйте, ребята! Мы находимся на о.Кижи. Этот остров очень красив и богат своим разнообразием флоры и фауны. Здесь можно испытывать только хорошие чувства. Природа острова очень живописная. О. Кижи – невероятная, неповторимая постройка зодчих» (Волков Егор, конкурс «Открытка с острова», Великогубская СОШ)

«Привет! Я пишу тебе с острова Кижи. Я не представляла, в какое великолепное место попаду. Ты удивишься, но здесь, на этом острове, люди живут вдалеке от компьютеров и интернета, но все они знают, что такое красота с самого детства. Здесь, на острове, небо может быть серым, но таким наполненным свежим родным воздухом; озеро как море, переливается во время заката всеми цветами радуги. А какая тут архитектура – дома, храмы - пронизывают тебя любовью с ног до головы. Просто сказка! (конкурс «Открытка с острова», Кутьменева Ксения, ДХШ г. Владимир)

Мы желаем вам успехов, Счастья, радости и смеха! В игры кижские играйте И детишек потешайте

Чтоб всегда была погода Теплой, ясной, превосходной. Кузю вы не обижайте И печеньем угощайте. В общем, чтобы все всегда Было лучше, чем вчера!

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф