Всероссийский конкурс проектов Летней музейно-этнографической школы — 2011 @kizhi
- Провожая кижское лето — 2011 (пресс-релиз от 11.10.11)
- Кижское лето – 2011
- Положение о конкурсе проектов ЛМЭШ на о. Кижи 2011 года
Кижское лето – 2011
К — красивые И — интересные Ж — живые И — изысканные
В этом году сезон в Летней музейно-этнографической школе на о. Кижи длился 75 дней — с 26 мая по 8 сентября. За это время школа приняла 13 групп — 147 детей и 30 педагогов — из Медвежьегорского и Пудожского районов РК, г. Петрозаводска, а также из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и Ростова Великого. По традиции, в Летней школе побывали победители конкурсов ежегодного праздника «Кижи — мастерская детства» — «Солнечный круг. Народный календарь — традиции и современность».
Новые партнеры — гимназия № 30 г. Петрозаводск, Толвуйская СОШ, Российская гимназия при ГРМ г. Санкт-Петербург, ДШИ г. Ярославля, изостудия «Семицветик» при ГМЗ «Ростовский Кремль»
Среди детских проектов наиболее популярной оказалась тема «Памятники деревянного зодчества о. Кижи». В 2006 году дети из средней школы № 12 г. Петрозаводска уже приезжали на остров заниматься макетированием хозяйственных построек — амбаров. В этом году юных архитекторов заинтересовала тема макетирования северных часовен. Изучив и выполнив обмеры всех часовен острова Кижи, дети остановились на часовне Успения Богородицы в д. Васильево и создали основу макета этой постройки. Дополнением к макету стал альбом, который вошли обмерные чертежи и рисунки часовен, карта, на которой обозначены все часовни острова Кижи.
Два других проекта, посвященных памятникам деревянного зодчества, разработаны совместно сотрудниками Детского музейного центра и педагогами СОШ № 2 и № 43 г. Петрозаводска. Цель совместных проектов — создать такую проектную работу, которую можно будет использовать как основу для школьников разных возрастов.
Проект «Храмовая архитектура» был посвящен культовым постройкам музея-заповедника «Кижи» и был реализован группой из СОШ № 43 г. В основе проекта — комплексный подход к пониманию храма как феномена православной культуры. «Дорога к храму» — так называется созданный участниками проекта альбом с творческими заданиями, загадками, ребусами, кроссвордами, предназначенными для детей младшего и среднего школьного возраста.
Школьники из СОШ № 2 занимались созданием игрового путеводителя «Путешествие в дом заонежского крестьянина Яковлева». Особенности северного дома — комплекса, основные занятия и уклад заонежского крестьянина, духовная жизнь крестьян — вот что интересовало участников проекта. Еще до приезда на остров дети были разделены на группы архитекторов, историков, этнографов, лингвистов и фольклористов. Перед каждой группой стояла задача собрать информацию по своей теме и придумать творческие задания для рабочей тетради по теме проекта. Во время защиты проекта, которая проходила в доме крестьянина Елизарова каждая группа провела мини-экскурсию по своей теме и предложила остальным участникам выполнить творческие задания. Основным «экспертом» выступил ст. н. сотрудник отдела истории и этнографии О. А. Скобелев.
Участники из Школы-интерната № 21 г. Петрозаводск посвятили свой проект «Ожившая биография» 100-летию со дня рождения А. В. Ополовникова. В ходе практики дети встретились с сотрудниками музея-заповедника «Кижи», жителями острова, лично знавшими выдающегося архитектора и реставратора Александра Викторовича Ополовникова. Все, о чем узнали дети на занятиях и экскурсиях, во время встреч с сотрудниками музея, помогло создать видеофильм «Ожившая биография».
На протяжении нескольких лет приезжают на остров школьники из Прогимназии № 1768 г. Москвы. Сфера их интересов разнообразна — от экологических проблем о. Кижи (2008–2009 г.) до интерпретации детьми карело-финского эпоса «Калевала» (2010 г.). В этом году школьники из Москвы погрузились в «Мир северных ремесел». Именно так звучала тема их проекта. За 6 дней юные «подмастерья» провели несколько мастер-классов по бисероплетению, росписи по дереву и гончарному мастерству, создали и озвучили мультфильм «Сказка наяву», посвященный северным ремеслам. Промыслам и ремеслам Карелии посвящен еще один проект, который впервые воплощали в Летней школе дети из старинного заонежского села Толвуя. Огромный интерес вызвали занятия, на которых дети познакомились с плотницким ремеслом, ремеслом мастеров-лодочников, с изготовлением деревянных игрушек, а также с женскими ремеслами: ткачеством, прядением и плетением поясов. Во время мастер-класса, проведенного специалистом сектора ремесел Мариной Гусевой, участники проекта не только узнали о традиционных технологиях изготовления поясов, но и сами сплели пояса. В альбом «Промыслы и ремесла Заонежья», который создали дети, вошла карта с обозначением центров различных промыслов и ремесел Заонежья, а также кроссворды, творческие задания, придуманные детьми.
Пудожская музыкальная школа — давний и постоянный партнер ДМЦ — в этом году реализовала проект «По одежке встречают…» Руководители проекта основательно подготовились к поездке на остров: сшили всем участникам группы народные костюмы. В этом процессе участвовали дети, участники проекта, и их родители. Все занятия, экскурсии, мастер-классы, которые вошли в музейно-образовательную программу группы, дети посещали в народных костюмах, что помогло им еще больше почувствовать атмосферу народной культуры. Особым событием для детей стал концерт ст. н. сотр. О. А. Скобелева, во время которого прозвучали эпические песни Заонежья, духовные стихи. Участники проекта оформили альбом «По одежке встречают…», куда вошли технологические карты деталей народного костюма: сарафана, рубахи, передника, «одели» куклу в традиционный костюм, который сшили в ходе практики в Летней школе, и выступили перед сотрудниками музея-заповедника «Кижи» и гостями острова, представив свою работу. «…По уму провожают» — продолжение пословицы как нельзя лучше отражает итоги проекта этой группы.
Полотенце как элемент заонежской культуры, семантика орнамента на резных и вышитых полотенцах, обряды, в которых использовалось полотенце,— предметы исследования учащихся Медвежьегорской школы № 3, тема проекта которых «Полотенце в обрядах и жизни заонежан». Дети познакомились с назначением полотенец и технологией их изготовления, обрядами, в которых использовалось полотенце, приняли участие в мастер-классе по заонежской вышивке, побывали в фондах музея и рассмотрели узоры на старинных полотенцах. Все это помогло детям не только создать два альбома по теме проекта, приложением к которым стали образцы заонежской вышивки и полотенце, но и сочинить и инсценировать сказку «Как полотенца дом делили».
Большая исследовательская работа по выявлению частотности использования образов природы в различных фольклорных жанрах (загадках, пословицах, поговорках, детском фольклоре Заонежья) предшествовала и поездке на остров учащихся из гимназии № 30 г. Петрозаводска. В ходе практики школьники из гимназии № 30 познакомились с обрядовой культурой Заонежья, нематериальным наследием Карелии. Специальные занятия по теме сессии провели сотрудники отдела фольклора, участники Фольклорно-этнографического театра музея-заповедника «Кижи». Итогом проектной деятельности детей стало создание композиции «Катилася яблуня круг огороды…», которая была представлена сотрудникам музея-заповедника «Кижи».
«Разговор по душам» провели на острове Кижи дети из Российской гимназии при ГРМ г. Санкт-Петербурга. Участники проекта подготовились к поездке на остров: нашли много литературных произведений, посвященных острову Кижи и памятникам историко-культурного наследия Заонежья и Карелии. Песню о Кижах, музыку к которой дети из Российской гимназии придумали сами, услышали не только сотрудники нашего музея, но и гости острова Кижи во время презентации проекта во входной зоне музея. Итогом работы детей стал альманах «Кижи: разговор по душам», в который вошли литературные произведения, посвященные легендарному острову.
Второй год подряд приезжают на остров Кижи дети из Эколого-биологического центра «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных. В прошлом году дети создали игровой путеводитель по экологической тропе о. Кижи, в этом — настольную познавательную игру «Все о растениях и животных острова Кижи», с помощью которой можно в увлекательной форме познакомиться с флорой и фауной Заонежья. Первыми поиграли в эту игру юные жители острова, дети сотрудников музея-заповедника «Кижи».
Два проекта было посвящено теме «Пленэр на острове Кижи». Один из них воплощали студийцы «Кижской палитры» с проектом «Мир вещей». Как всегда, необыкновенная творческая продуктивность отличала проектную деятельность этой группы: коллективная творческая работа — домино «Мир вещей», серия самодельных книг «Жизнь замечательных вещей», а также рисунки.
Завершили сезон школьники из ДШИ г. Ярославля и изостудии «Семицветик» при ФГУК ГМЗ «Ростовский Кремль» — новые партнеры ДМЦ. Тема их проекта — «Остров Кижи глазами детей». Юные художники приняли участие в экологической акции «Очистим планету от мусора», благодаря чему смогли увидеть живописные окрестности Кижских шхер и побывать на острове Букольников. Руководитель группы Е. Ю. Мельникова провела два мастер-класса по технике акварели — один для участников проекта, второй — для сотрудников музея во время презентации творческих работ детей. Всего участниками проекта было создано более 100 рисунков, большая часть из которых была представлена на итоговой выставке «Заонежская сказка» во входной зоне музея-заповедника «Кижи».
В этом году свое отношение к музею-заповеднику «Кижи» дети могли выразить, не только реализуя свои проекты, но и участвуя в «сквозных» конкурсах Летней школы, один из которых был посвящен 45-летию музея: «Праздничная открытка», второй — конкурс «Солнечный круг. Народный календарь — традиции и современность». Всего на конкурсы было представлено около 200 работ, а за 75 дней в Летней школе было создано более 400 детских творческих работ.
Дети поздравляют…
45-летию музея-заповедника «Кижи»
О прекраснейший, мудрейший, Святейший, пестрейший, Необычнейший, популярнейший, Уникальнейший, милейший, Великолепнейший, величайший, Роднейший, знаменитейший! Поздравляем! Уважаем! Благодарим! Любим! Внимаем! Учимся! Удивляем! Изучаем! Учащиеся 5 бкл. Российской гимназии при Государственном Русском музее г. Санкт-Петербург
На палубу все высыпали сразу. И закричали все: «Кижи! Кижи!» Волшебный храм тогда открылся глазу И куполов резные этажи. Мы все притворы обошли с почтеньем. И с теплохода посмотрели вслед, Как только выделяться в отдаленье Стал двадцатидвухглавый силуэт. И не пойму я, в чем тут подоплека, Но этот храм, единый на Руси, Вблизи прекрасней был, чем издалека, А издали прекрасней, чем вблизи… Войтенко Светлана, детская музейная студия материально-художественного творчества «Кижская палитра
Дорогие сотрудники музея-заповедника «Кижи»! Поздравляю Вас с 45-летием музея-заповедника Кижи»! Счастья! Радости! Улыбок! Здоровья! Добра! Удачи! Веселья! Везения! Долголетия! Михайлова Катя, детская музейная студия материально-художественного творчества «Кижская палитра»
Дорогой музей-заповедник «Кижи»! Поздравляю тебя с 45-летним юбилеем! Желаю тебе много туристов, новых интересных экспонатов и всего-всего лучшего. С наилучшими пожеланиями из Толвуи. Помни, что мы гордимся тобой! Сабуркина Полина, Толвуйская СОШ
Кижи — самый таинственный и красивый остров. И я желаю ему остаться таким навсегда. Басов Вася, СОШ № 12, г. Петрозаводск
Самому необычному месту, которое в свой юбилей, впрочем, и каждый день, делает мир красивее!!! Дорогой мой остров! Учитывая то, что остров Кижи — это не единственный остров музея, я хочу поздравить всех людей, кто трудится здесь или трудился! Вы огромные молодцы! Вы делаете огромную работу для этого замечательного музея! Будьте счастливы и берегите себя! Такие люди, как Вы, нужны нам! Кирсанова Галина, Эколого-биологический центр «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных
Остров Кижи — это волшебное место. Чем дольше ты тут находишься, тем меньше хочется уезжать. Из коллективной работы детей из Эколого-биологического центра «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных
Зеленый, желтый, голубой — Цвета музея «Кижи» Вот остров весь перед тобой Все ближе, ближе, ближе.
А что музею пожелать? Конечно, процветанья. Природу эту сохранить Для большего вниманья.
Спасибо Вам мы говорим За радость, вдохновенье. И снова Вас благодарим, И снова — с Днем рожденья! Савинова Юлия, Захарова Валерия, гимназия № 30, г. Петрозаводск
Дорогие сотрудники кижского музея! Мы хотим поздравить вас с 45-летием музея и пожелать дальнейших успехов и новых начинаний в вашей работе! Мы хотим поблагодарить вас за все, что вы сделали для сохранения и развития народной культуры — а значит, для людей! Пусть птица счастья принесет вам благополучие и радость! Из коллективной работы детей из Медвежьегорская СОШ № 3
В этот прекрасный день я желаю вам долгой жизни, здоровья и творчества! Пусть в любую погоду вам будет уютно на острове, и счастье переполняет ваши дома! Гаврилов Стефан, Якушкин Сергей, Медвежьегорская СОШ № 3
Спасибо, что сберегли для нас, спасибо, что бережете для всего мира! Табуркина Милена, Пудожская музыкальная школа
Дорогой музей! Поздравляем тебя с Днем рождения. Хотим пожелать вам успехов в работе, и чтобы те, кто приходит к вам, уходили счастливыми!!! Ваши дети. Правикова Настя, Черных Василиса, Прогимназия № 1768, г. Москва
Кижи — ты лучший остров, красивее тебя никого нет! Как бы мне хотелось остаться здесь навсегда, ведь ты — это душа наша русская. Мы гордимся тобой. Кижи, мы навсегда запомним тебя! Зорина Александра, школа-интернат № 21, г. Петрозаводск