Конкурс «Лучший костюм начала XX века» @kizhi
- «Иллюзии Старого города». Мода — 1915 (газета «Кижи»)
- Положение о конкурсе «Лучший костюм начала XX века»
«Иллюзии Старого города». Мода — 1915
27 июня Петрозаводск в очередной раз отметит День города. В этот же день по сложившейся с 2009 года традиции музей-заповедник «Кижи» и его партнёры уже в седьмой раз оживят квартал исторической застройки костюмированным театрализованным праздником «Иллюзии Старого города». С 14:00 до 16:00 часов на территории квартала от ул. Федосовой до ул. Куйбышева и от Малой Слободской до Неглинской наб. на площадках праздника будут реконструироваться картины губернского города Петрозаводска вековой давности, разыгрываться сцены повседневной и праздничной жизни провинциального города начала XX века, а точнее — один летний день 1915 года. Самым оживленным местом станет Петровская ярмарка, на которую традиционно съезжаются со своим товаром жители окрестных деревень, а также заезжие купцы. В этот день в Старом городе открыты кинотеатр и библиотека, почта и чайная, работают фото- и ремесленные мастерские, кружит карусель, веселит народ Петрушка, забавляют зрителей фокусники и циркачи, в общественном саду соберутся литераторы и музыканты. Музей-заповедник «Кижи» приглашает всех желающих принять участие в конкурсе на лучший костюм.
Первая мировая война не только сломала привычный уклад жизни и перекроила географическую карту Европы, но и изменила фасоны одежды.
В период между последним десятилетием XIX века и 1914-м годом в Европе властвовал стиль модерн. Эпоху модерна называли «Belle Epoque» или «Прекрасной эпохой» — к 1915-му году, в самый разгар военного пожара ей пришел конец. Конечно, не только в женской моде, но и вообще. Ничего удивительного: какая уж тут «Прекрасная эпоха» с её «духами и туманами», блёстками и бисером, когда кругом такое творится…
Суровая реальность вошла в жизнь. Наступила эпоха практичной, а не романтической моды. Хотя и в этот период встречаются достаточно интересные, элегантные наряды.
Надо заметить, что иллюстративного материала по модному периоду 1915 года в разы меньше, чем по эпохе модерна. И это понятно: любители исторической моды безумно обожают модерн, а более поздние, переломные эпохи — уже нет. Если заглянуть в модные журналы того времени, можно сразу заметить разительное отличие предлагаемых моделей от «довоенных».
Следует отметить, что и сейчас, и сто лет назад мало кто одевался точь-в точь по журнальным картинкам, но общие тенденции, направления или как сейчас принято говорить — «тренды», безусловно, учитывались. Достаточно взглянуть на фотографии реальных людей, чтобы убедиться, что за модой и в провинции следили даже в трудные военные годы. Итак, 1915 год можно отнести к переходному периоду от зауженного силуэта 1911 года через расширенные «юбки-бочонок» к прямому силуэту 1920-х годов.
К 1915 г. уже сильно ощущалось влияние войны на моду. Юбки стали шире и не ограничивают движений. Они были расклешенные или с мягкими складками, поднялись на 15 см от уровня земли — это была настоящая «революция»: дамы показали лодыжки, представить такое еще несколько лет назад было просто невозможно. Юбки укорачиваются и расширяются — это так называемый «военный кринолин». Талия свободна и слегка завышена. Вошли в моду черные чулки, в том числе и при светлом платье.
Военная форма привнесла в женский костюм отделку тесьмой, большие накладные карманы, пояса с пряжками. В моду вошел трикотаж — джемпер-блуза с поясом или без, более длинный джемпер-платье.
Форменная одежда военных оказалась такой удобной, что ей стали подражать и в мирной жизни. Так появился плащ тренчкот, который ранее носили военные британской армии, это «траншейное пальто», сшитое в то время из водонепроницаемого габардина, женщины продолжали носить и в 20-е годы.
Прозорливая тогда еще модистка Габриэль Шанель вводит в моду «роскошную бедность». Главным критерием одежды, по ее мнению, были удобство и практичность, а лучшим материалом — трикотаж джерси, из которого она еще в 1913 г. стала шить первые спортивные модели.
Модели были скроены лишь немного шире и свободнее, чем повседневные костюмы, но благодаря эластичному материалу предоставляли невероятную свободу движений. И с этих пор в повседневную одежду стали проникать вещи, которые ранее носили только для занятий спортом.
Причёски дам, которые ранее были очень пышные, постепенно становятся простыми — пучок или узел. Появляется перманент, загубивший немало прекрасных кос. Женщины стали стричь, укорачивать волосы, а в конце войны появляются совсем короткие стрижки.
Дополняла ансамбль шляпа, теперь, это были аккуратные береты, токи, а также в моду вошли тюрбаны. Шляпки кардинально меняют форму и размер и делаются в основном из бархата или мягкого фетра, декоририруются перьями и бантами из лент и ткани, причем эти детали чаще всего лихо торчат вверх.
Все женщины носили сумочки. Особо модной была кожаная сумка под саквояж.
Ушли в прошлое кружевные зонты. Зонт-трость из плотной ткани стал большей частью однотонным и более практичным. Обувь в зависимости от ситуации могла быть нарядной — открытые туфли на тонком изогнутом и высоком каблуке, или повседневной — открытые туфли на невысоком каблуке, высокие ботинки на пуговицах и шнурках.
В женскую моду стали проникать вещи из мужского гардероба: брюки и брючные костюмы, смокинги, мужские сорочки и галстуки, шляпы и кашне, закрытые туфли типа мужских полуботинок.
После войны женщины не пожелали вернуться к прежним модным стандартам. Новый ритм жизни задавал соответствующие тенденции в моде. Женщины почуствовали удобство и комфорт свободных платьев, нового белья и отсутствие корсета. Жесткий корсет со шнуровкой на спине ушел из моды навсегда. Его место к 1915 году занял корсаж.
Корсаж — это одежда, которая несет в себе исключительно декоративный характер. Бесспорно, корсаж чем-то напоминает корсет, но его функция заключается в том, чтобы просто прикрыть тело. Корсаж не создан для того, чтобы поддерживать грудь и убирать живот. Такого влияния на фигуру как корсет он не имеет. Корсаж — это часть платья, или элемент, пришитый к юбке.
Крой платьев стал укороченный, расклешенный или прямой, с заниженной линией талии, с застежкой спереди, которая позволяла обойтись без посторонеей помощи при одевании. В такой одежде удобно на работе, в гостях, общественных местах, городском транспорте.
Описывая моду 1915, можно смело сказать, что она была продолжением поисков новых средств выражения, необходимых при столь быстро сменяющих друг друга формах.
Главной чертой моды этих лет была своего рода свобода силуэта и фантазийность. Свободно висели на плечах блузки навыпуск, их баски и широкие пояса не облегали стан. Висели короткие и широкие рукава, иногда фантастических очертаний, удлиненные спереди, напоминающие готические. Свисали оборчатые юбки и прикрепленные к ним фартучки, шали, платки.
Просторность в одежде маскировала естественное очертание фигуры. Женщина того времени «вешала на себя» платье. Этот эффект усиливался применением мягких тканей, чьи пластические свойства обусловливали создание мягких, расплывчатых форм. Все это было комплексным сопротивлением жестким и рафинированным формам одежды начала XX века.