Фондовые коллекции музея-заповедника «Кижи» VkontakteFacebook

Интерьер Покровской церкви Кижского погостаИнтерьер дома Яковлева

Комплексы хозяйственной жизни крестьян в XIX - начале ХХ вв.

Крестьянские постройки – дома, амбары, бани, часовни, – образуют архитектурно–этнографические комплексы, моделирующие поселения, характерные для разных районов Карелии. Интерьеры строений воссоздают детали повседневного быта крестьян разных этнических групп.

1. Основная экспозиция посвящена культуре русских Заонежья

В Покровской церкви Кижского погоста формируется интерьер зимней северной церкви с тябловым иконостасом. В трапезной церкви, на выставке древнерусской живописи, представлены иконы из церквей и часовен острова Кижи и его окрестностей. В сенях церкви — небольшая выставка, посвященная истории Кижского православного прихода. Начиная с 1995 года в Покровской церкви проводятся богослужения. Для проведения служб часто используются предметы церковного обихода, сохраненные в фондах музея.

В трех заонежских усадьбах, расположенных вблизи от погоста, воссозданы интерьеры жилых и хозяйственных строений, оборудованы выставки, посвященные разным аспектам крестьянской культуры.

За пределами основной экспозиции, в однодворной усадьбе карела–ливвика и в пудожской деревне, развернуты подобные экспозиционные комплексы.

Обычное экспонирование предметов дополняется новыми формами показа. Изучение фондовых коллекций позволило восстановить ряд традиционных ремесленных процессов и трудовых умений. В экспозиционных интерьерах мастера демонстрируют искусство ткачества, вышивки, бисероплетения, изготовление посуды и игрушек. На мельницах-крупорушках мелется зерно, в избах готовятся знаменитые заонежские пироги, точатся веретена, плетутся сети. Реконструкции элементов духовной обрядовой жизни крестьянства, представленные музейным этнографическим театром, происходят в костюмах, которые являются точной копией подлинных нарядов, хранящихся в фондах музея.

2. Коллекция этнографии городского населения

Этнография городского населения Карелии стала объектом изучения только в последнее десятилетие. Коллекция предметов бытового уклада горожан невелика. Однако уже сейчас в нее входят образцы мебели, хозяйственной утвари, одежды и украшений, а также значительное число семейных фотоальбомов, отдельных фотографий и документов, принадлежащих жителям г.Петрозаводска.

3. Образцы народного декоративного искусства

На лесных просторах Карелии дерево служило основой хозяйственной жизни крестьян. Из дерева строили дома и храмы, тяжелогрузные корабли и подвижные быстрые лодки. Домашняя утварь, мебель, орудия ремесленного труда и земледелия — везде был необходим этот легкий в обработке, прочный в использовании, имеющийся всегда под рукой материал.Искусство его обработки развивалось с глубокой древности и выработало свой северный стиль, органично связанный с народной эстетикой, представлением о красоте вещей. В предметах, сделанных крестьянскими руками проявляется обостреное чувство силуэта и формы, сдержанное и уважительно отношение к орнаменту, исполненному глубоким смыслом.

В коллекции музея–заповедника «Кижи» можно найти самые разные образцы резьбы по дереву, отражающие и этапы развития мастерства, и этническое своеобразие приемов: прялки, детали ткацких станов, мебельная и архитектурная резьба, праздничная и повседневная посуда.

В конце XVIII — 1–й половине XIX вв на территории Карелии, бывшей Олонецкой губернии, распространилась мода на расписные изделия из дерева. Возникли отдельные центры росписи. Наиболее известным стали работы мастеров Заонежья. На становление Олонецкой школы росписи оказало значительное влияние искусство старообрядцев Выговского (Даниловского) общежительства.В фондах музея хранится большое количество расписных прялок, бытовых предметов, мебели. Цветущие ветви, сказочные львы, райские птицы сулили счастье и несли поучение владельцам предметов. Сюжетная роспись на одном из поставцов представляет народное толкование библейского сюжета о грехопадении.

Одно из самых древних умений — плетение из коры деревьев, корней и ветвей, — представлено большой коллекцией предметов. Среди них — корзины разной формы и назначения, заплечные сумки — кошели, берестяные ларцы, люльки, бутыли и бочки для хранения зерна, детские игрушки и рыболовные снасти.

Искусство обработки дерева позволяло олонецким крестьянам зарабатывать своим мастерством немалые средства. После летних крестьянских работ, на зимнее время, сколачивались плотницкие артели, известные не только в губернии, но и в других местах России. Столяры уходили на заработки в Санкт–Петербург и Москву. Разнообразные орудия плотницкого и токарного ремесла составляют важную часть собрания музея.

Искусством обработки дерева владели не только мужчины, но и женщины. Однако исконно женским занятием было изготовление одежды, бытового текстиля и праздничного льняного убранства избы. В фондах музея–заповедника «Кижи» хранится около 2000 предметов, свидетельствующих о мастерстве прядильщиц, ткачих, вышивальщиц. Среди них — отдельные элементы и полные комплексы повседневной и праздничной, зимней и летней одежды, головных уборов и украшений карел, вепсов, русских. Постельники и настилальники, праздничные полотенца и будничные рукотерки, скатерти, половики, одеяла представляют ткани, обычные в крестьянском быту. Старинные приемы говорят о высокой традиционности женских ремесел, а древние орнаменты вышивок и узоров браного ткачества позволяют проникнуть в тайны мировоззрения прошлых веков.

4. Колокола, поддужные колокольчики, бубенцы

Для северных крестьян колокольные звоны были средством передачи информации, тревожным сигналом или знаком великих праздников. В каждой местности колокола звонили по особому, а если колоколен было много, торжественные звуки сливались в стройный музыкальный поток. В Заонежье, всегда отличавшемся изобилием колоколен, прихотливое искусство звонарей помнят до настоящего времени. Колокола, сохраненные в фондах музея, позволили приступить к восстановлению кижских колокольных звонов. Уже несколько лет посетители острова Кижи слышат перезвон колокольни Кижского погоста и часовни Архангела Михаила, а в недалеком будущем к ним присоединятся другие часовни, расположенные на о.Кижи и в его окрестностях.

В коллекции музея — более 100 предметов. В их составе не только церковные колокола, но и певучие поддужные колокольчики и бубенцы, чей звон украшал унылые версты долгих дорог, а также колокольчики — «ботала», мерный перестук которых сопровождал скот, пасущийся в лесу.

5. Древнерусская живопись

Основу коллекции древнерусской живописи составляют иконы из храмов Кижского погоста, а также церквей и часовен Обонежья. В большинстве своем иконы написаны в 16—18 вв северными мастерами и представляют особую ветвь русского иконописания — северные письма.

Особая ценность коллекции — в полноте иконостасных комплексов, что в музейных собраниях встречается крайне редко. В северных храмах логическим продолжением иконостаса была роспись на потолке, который назывался «небо». Музей хранит одну из лучших в России коллекцию «небес», происходящих из церквей и часовен окрестностей о.Кижи, Заонежья и Пудожья.

Кроме того, в состав коллекции входят расписные или резные детали старинных тябловых и резных золоченых иконостасов, кионы, божницы. Музей хранит также значительное количество «домашних» икон, украшавших красные углы, и даже целые стены, в крестьянских избах и горницах.

Сдержанная и немного наивная манера северного письма подкупает своей искренностью и мудрым спокойствием.

6. Меднолитая пластика

В Карелии, как и во всей Руси, были широко распространены миниатюрные меднолитые иконы, складни, кресты. С течением времени изделия мастеров–литейщиков Севера объединили общим названием «поморское литье». Однако наиболее известный центр их производства — Выговское старообрядческое общежительство. В литых миниатюрах мы видим стилевое единство графики и орнаментики, композиционную продуманность, своеобразную трактовку канонических сюжетов.

Коллекция меднолитой пластики музея–заповедника «Кижи» позволяет проследить развитие искусства старообрядческих мастерских, начиная с ранних этапов существования киновии.

7. Старопечатные и рукописные книги

Почти в каждом крестьянском доме можно было встретить бережно хранимые старинные книги. Ингда их было несколько, иногда — целые библиотеки. Книги занимали почетное место — в горницах, на особых полках рядом с иконами или в сундуках. Переписывание книг считалось одним из самых полезных для души и почитаемых занятий.

Книжная культура населения сложилась под влиянием традиционного представления о полезности религиозного чтения. Кроме того, сказалась и близость крупнейших монастырей Севера, в том числе Соловецкого, а также Выговского старообрядческого общежительства, где книги не только перписывались, но и создавались новые.

В конце 18—19 веках в крестьянском быту рядом с рукописными и старопечатными книгами религиозного содержания все чаще стала появляться новейшая светская литература московских, петербургских, киевских издательств. Это учебники, научно–популярные издания, календари, журналы, художественная литература. Иногда рядом с книгами хранились дневники крестьянской семьи, которые велись на протяжении нескольких поколений. В фондах музея хранятся рукописные и старопечатные книги 17–18 веков, являющиеся списками, оригинальные сочинения «поморских старцев» , хроники жизни заонежских семей, фрагменты крестьянских библиотек.

Коллекция этнографии городского населения

Этнография городского населения Карелии стала объектом изучения только в последнее десятилетие. Коллекция предметов бытового уклада горожан невелика. Однако уже сейчас в нее входят образцы мебели, хозяйственной утвари, одежды и украшений, а также значительное число семейных фотоальбомов, отдельных фотографий и документов, принадлежащих жителям г.Петрозаводска.

Образцы народного декоративного искусства

На лесных просторах Карелии дерево служило основой хозяйственной жизни крестьян. Из дерева строили дома и храмы, тяжелогрузные корабли и подвижные быстрые лодки. Домашняя утварь, мебель, орудия ремесленного труда и земледелия – везде был необходим этот легкий в обработке, прочный в использовании, имеющийся всегда под рукой материал.Искусство его обработки развивалось с глубокой древности и выработало свой северный стиль, органично связанный с народной эстетикой, представлением о красоте вещей. В предметах, сделанных крестьянскими руками проявляется обостреное чувство силуэта и формы, сдержанное и уважительно отношение к орнаменту, исполненному глубоким смыслом.

В коллекции музея–заповедника «Кижи» можно найти самые разные образцы резьбы по дереву, отражающие и этапы развития мастерства, и этническое своеобразие приемов: прялки, детали ткацких станов, мебельная и архитектурная резьба, праздничная и повседневная посуда.

В конце XVIII – 1-й половине XIX вв на территории Карелии, бывшей Олонецкой губернии, распространилась мода на расписные изделия из дерева. Возникли отдельные центры росписи. Наиболее известным стали работы мастеров Заонежья. На становление Олонецкой школы росписи оказало значительное влияние искусство старообрядцев Выговского (Даниловского) общежительства.В фондах музея хранится большое количество расписных прялок, бытовых предметов, мебели. Цветущие ветви, сказочные львы, райские птицы сулили счастье и несли поучение владельцам предметов. Сюжетная роспись на одном из поставцов представляет народное толкование библейского сюжета о грехопадении.

Одно из самых древних умений – плетение из коры деревьев, корней и ветвей, – представлено большой коллекцией предметов. Среди них – корзины разной формы и назначения, заплечные сумки – кошели, берестяные ларцы, люльки, бутыли и бочки для хранения зерна, детские игрушки и рыболовные снасти.

Искусство обработки дерева позволяло олонецким крестьянам зарабатывать своим мастерством немалые средства. После летних крестьянских работ, на зимнее время, сколачивались плотницкие артели, известные не только в губернии, но и в других местах России. Столяры уходили на заработки в Санкт–Петербург и Москву. Разнообразные орудия плотницкого и токарного ремесла составляют важную часть собрания музея.

Искусством обработки дерева владели не только мужчины, но и женщины. Однако исконно женским занятием было изготовление одежды, бытового текстиля и праздничного льняного убранства избы. В фондах музея–заповедника «Кижи» хранится около 2000 предметов, свидетельствующих о мастерстве прядильщиц, ткачих, вышивальщиц. Среди них – отдельные элементы и полные комплексы повседневной и праздничной, зимней и летней одежды, головных уборов и украшений карел, вепсов, русских. Постельники и настилальники, праздничные полотенца и будничные рукотерки, скатерти, половики, одеяла представляют ткани, обычные в крестьянском быту. Старинные приемы говорят о высокой традиционности женских ремесел, а древние орнаменты вышивок и узоров браного ткачества позволяют проникнуть в тайны мировоззрения прошлых веков.

Колокола, поддужные колокольчики, бубенцы

Для северных крестьян колокольные звоны были средством передачи информации, тревожным сигналом или знаком великих праздников. В каждой местности колокола звонили по особому, а если колоколен было много, торжественные звуки сливались в стройный музыкальный поток. В Заонежье, всегда отличавшемся изобилием колоколен, прихотливое искусство звонарей помнят до настоящего времени. Колокола, сохранённые в фондах музея, позволили приступить к восстановлению кижских колокольных звонов. Уже несколько лет посетители острова Кижи слышат перезвон колокольни Кижского погоста и часовни Архангела Михаила, а в недалёком будущем к ним присоединятся другие часовни, расположенные на о. Кижи и в его окрестностях.

В коллекции музея — более 100 предметов. В их составе не только церковные колокола, но и певучие поддужные колокольчики и бубенцы, чей звон украшал унылые версты долгих дорог, а также колокольчики — «ботала», мерный перестук которых сопровождал скот, пасущийся в лесу.

Древнерусская живопись

Основу коллекции древнерусской живописи составляют иконы из храмов Кижского погоста, а также церквей и часовен Обонежья. В большинстве своём иконы написаны в 16–18 вв северными мастерами и представляют особую ветвь русского иконописания – северные письма.

Особая ценность коллекции – в полноте иконостасных комплексов, что в музейных собраниях встречается крайне редко. В северных храмах логическим продолжением иконостаса была роспись на потолке, который назывался «небо». Музей хранит одну из лучших в России коллекцию «небес», происходящих из церквей и часовен окрестностей о. Кижи, Заонежья и Пудожья.

Кроме того, в состав коллекции входят расписные или резные детали старинных тябловых и резных золочёных иконостасов, киоты, божницы. Музей хранит также значительное количество «домашних» икон, украшавших красные углы, и даже целые стены, в крестьянских избах и горницах.

Сдержанная и немного наивная манера северного письма подкупает своей искренностью и мудрым спокойствием.

Меднолитая пластика

В Карелии, как и во всей Руси, были широко распространены миниатюрные меднолитые иконы, складни, кресты. С течением времени изделия мастеров–литейщиков Севера объединили общим названием «поморское литье». Однако наиболее известный центр их производства — Выговское старообрядческое общежительство. В литых миниатюрах мы видим стилевое единство графики и орнаментики, композиционную продуманность, своеобразную трактовку канонических сюжетов.

Коллекция меднолитой пластики музея–заповедника «Кижи» позволяет проследить развитие искусства старообрядческих мастерских, начиная с ранних этапов существования киновии.

Старопечатные и рукописные книги

Почти в каждом крестьянском доме можно было встретить бережно хранимые старинные книги. Иногда их было несколько, иногда — целые библиотеки. Книги занимали почётное место — в горницах, на особых полках рядом с иконами или в сундуках. Переписывание книг считалось одним из самых полезных для души и почитаемых занятий.

Книжная культура населения сложилась под влиянием традиционного представления о полезности религиозного чтения. Кроме того, сказалась и близость крупнейших монастырей Севера, в том числе Соловецкого, а также Выговского старообрядческого общежительства, где книги не только переписывались, но и создавались новые.

В конце 18–19 веках в крестьянском быту рядом с рукописными и старопечатными книгами религиозного содержания все чаще стала появляться новейшая светская литература московских, петербургских, киевских издательств. Это учебники, научно–популярные издания, календари, журналы, художественная литература. Иногда рядом с книгами хранились дневники крестьянской семьи, которые велись на протяжении нескольких поколений. В фондах музея хранятся рукописные и старопечатные книги 17–18 веков, являющиеся списками, оригинальные сочинения «поморских старцев», хроники жизни заонежских семей, фрагменты крестьянских библиотек.

Ссылки и документы:

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф