Всероссийский конкурс проектов Летнего университета — 2012 VkontakteFacebook

Дата: 20 декабря 2011 — 31 марта 2012Google-календарь
Место: Музей-заповедник «Кижи» (о. Кижи)

Положение о Всероссийском конкурсе проектов Летнего университета на острове Кижи 2012 года

Группа студентов из Ставропольского государственного университета. 2011 годГруппа студентов из Ставропольского государственного университета. 2011 годСтуденты Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. 2011 годСтуденты Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университетаСтуденты Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена

Летний университет на острове Кижи (ЛУ) действует с 2003 года в структуре музейно-образовательного блока ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи». Принимает группы с 1 июня по 20 сентября.

Летний университет располагается в традиционном крестьянском доме-комплексе, памятнике архитектуры начала XX века, в исторической деревне Ямка на о. Кижи.

Автор и научный руководитель проекта – Л.В. Шилова, руководитель Межрегионального центра музейного образования, заслуженный работник культуры Российской Федерации, заслуженный работник культуры Республики Карелия.

В 2003-2011 гг. участниками 62 сессий стали 886 человек (518 студентов, 368 специалистов сферы образования и культуры, сотрудников музеев), которые представляли более 100 организаций, в том числе 16 учреждений высшего и среднего профессионального образования, 32 школы, 4 учреждения дополнительного образования, 36 музеев, 2 национальных парка. За эти годы в Летнем университете обучались студенты и специалисты из 12 городов и районов Республики Карелия, 24 городов Российской Федерации, 2 стран Ближнего Зарубежья (Белоруссия, г. Минск, Украина, г. Львов).

Летний университет на о. Кижи – это:

В 2012 году Летний университет на о. Кижи объявляет набор групп студентов средних специальных учебных заведений и ВУЗов, специалистов системы культуры (музеев), образования и управления из России и зарубежных стран для участия в выездных экскурсиях-семинарах «погружения в культуру» на конкурсной основе.

Задачи конкурса:

Способствовать:
  • изучению, познанию и актуализации историко-культурного и природного наследия Карелии молодежью и взрослым населением, используя в процессе музейной коммуникации образовательный потенциал заповедного острова, памятников музея-заповедника «Кижи», включенного в Государственный свод особо ценного наследия народов Российской Федерации, уникального Кижского архитектурного ансамбля, входящего в Список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
  • личностному развитию через эмоциональные переживания в ходе «погружения» в историко-культурную и природную среду о. Кижи и соприкосновения с предметным миром культуры.
  • выявлению и развитию передовых технологий в области музейной педагогики, интерпретации культурного и природного наследия, традиционной народной культуры; современных информационных, средовых, культуротворческих, интерактивных, деятельностных и других методик и форм музейно-педагогической деятельности. Содействовать повышению квалификации музейно-педагогических кадров и обмену опытом «музейного образования».
Стимулировать:
  • научно-исследовательскую и проектную деятельность студентов, педагогов и работников культуры.
  • творческую, социальную активность молодежи; формировать чувство сопричастности к сохранению отечественного и мирового культурного наследия через осмысление и творческую интерпретацию историко-культурного и природного наследия музея-заповедника «Кижи»; создавать условия для личной культуротворческой деятельности.

В основе учебного музейно-образовательного процесса Летнего университета лежит методика «средового погружения» в историко-культурную и природную среду острова Кижи, а также методики и технологии музейного образования, основанные на обращении к музею как институту познания и к памятнику как источнику знаний, эмоций и ценностных ориентиров.

Структура выездной экскурсии-семинара (сессии ЛУ) строится с учётом выбранной темы «погружения» и конкретного проекта. Программы сессий Летнего университета состоят из тематических блоков с использованием различных форм обучения, включают психологический мониторинг участников.

Тематика практик «средового погружения» 2012 года:

  1. Кижский архитектурный ансамбль – памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО
  2. Деревянное зодчество Русского Севера. Проблемы сохранения и реставрации памятников гражданской и культовой архитектуры музея-заповедника.
  3. Материальная и духовная культура народов Европейского Севера (русские, карелы, вепсы). Межкультурный диалог (исторический и современный аспекты взаимодействия культур).
  4. Народный архив («устная история», воспоминания местных жителей и очевидцев исторических событий).
  5. Православная культура Русского Севера. История и современность Кижского прихода.
  6. Изучение и сохранение нематериальных форм культурного наследия Русского Севера (фольклор, ремесленные технологии, традиции и т.д.). История и современность.
  7. Археологические памятники о. Кижи и Заонежья. Археология средних веков и нового времени.
  8. Природа и экология о. Кижи. Экологические проблемы сохранения и презентации природного, историко-культурного ландшафта, разработка экологических троп, ландшафтный дизайн и пр.
  9. Музыка Кижей (в т.ч.практика для студентов музыкальных училищ и консерваторий).
  10. Кижи в зеркале прессы (в т.ч. журналистская практика).
  11. Пленэр в Кижах. Историко-культурное наследие музея-заповедника в современном изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и дизайне.
  12. Основы музейного дела и памятниковедения.
  13. Музей-заповедник «Кижи». История и современность.
  14. Музей и туризм: инфраструктура, маркетинговые технологии, экскурсионно-туристская деятельность. Разработка проектов новых экскурсионно-туристических маршрутов по различным видам туризма (образовательный, событийный и пр.)
  15. Музей и посетитель. Изучение музейной аудитории (социологический и психологический портрет).
  16. Музейная педагогика. Образовательный ресурс заповедного острова. Проектирование музейно-образовательных программ и пр. форм культуротворческой деятельности.
  17. Историко-культурное наследие как ресурс развития территории.
  18. Мои Кижи. Остров вдохновения и творчества. Проекты личностного роста.

Сроки и условия проведения конкурса:

Сдать заявки и проекты на конкурс, получить консультацию можно по адресу:

Россия, Республика Карелия. 185035, г. Петрозаводск, ул. Федосовой, 15, каб. 15, тел./факс: 76-70-91, 78-48-51 (ежедневно, кроме субботы и воскресенья).

Руководитель проекта «Летний университет на о. Кижи» - Шилова Людмила Васильевна, руководитель Межрегионального центра музейного образования, заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Карелия; тел. (8142)78-26-96, доб. 1433

Куратор конкурса – Гырнец Татьяна Ивановна, ведущий методист Межрегионального центра музейного образования музея-заповедника «Кижи», тел. (8142)78-26-96, доб. 1433 e-mail: gyrnets@kizhi.karelia.ru

Оргкомитет

Ссылки и документы:

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф