Всероссийский конкурс проектов Летнего университета — 2014 VkontakteFacebook

Дата: 1 ноября 2013 — 31 января 2014Google-календарь
Место: Музей-заповедник (о. Кижи)

Положение о Всероссийском конкурсе проектов Летнего университета на острове Кижи 2014 года

Логотип

Летний университет на острове Кижи (ЛУ) действует с 2003 года в структуре ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник „Кижи“. Автор проекта — Л. В. Шилова, заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Карелия.

Летний университет располагается в традиционном крестьянском доме-комплексе, памятнике архитектуры начала XX века, в исторической деревне Ямка на о. Кижи. Принимает группы с 1 июня по 20 сентября. Летний университет является уникальной формой обучения студентов и повышения квалификации работников образования, культуры и управления в процессе музейной коммуникации, в условиях активного воздействия историко-культурной и природной среды острова Кижи.

В 2003–2013 гг. участниками 78 сессий стал 1090 человек (611 студентов, 479 специалиста сферы образования и культуры, сотрудников музеев), которые представляли более 100 организаций, в том числе 19 учреждений высшего и среднего профессионального образования, 32 школы, 6 учреждений дополнительного образования, 36 музеев, 2 национальных парка. За эти годы в Летнем университете обучались студенты и специалисты из 12 городов и районов Республики Карелия, 27 городов Российской Федерации, двух стран Ближнего Зарубежья (Белоруссия, г. Минск, Украина, г. Львов).

В 2014 году Летний университет на о. Кижи объявляет набор групп студентов средних специальных учебных заведений и ВУЗов, специалистов системы культуры (музеев), образования и управления из России и зарубежных стран для участия в выездных экскурсиях-семинарах «погружения в культуру» на конкурсной основе.

Задачи конкурса:

Способствовать:
изучению, познанию и актуализации историко-культурного и природного наследия Карелии молодежью и взрослым населением, используя в процессе музейной коммуникации образовательный потенциал заповедного острова, памятников музея-заповедника «Кижи», включенного в Государственный свод особо ценного наследия народов Российской Федерации, уникального Кижского архитектурного ансамбля, входящего в Список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО;
личностному развитию через эмоциональные переживания в ходе «погружения» в историко-культурную и природную среду о. Кижи и соприкосновения с предметным миром культуры;
выявлению и развитию передовых технологий в области музейной педагогики, интерпретации культурного и природного наследия, традиционной народной культуры; современных информационных, средовых, культуротворческих, интерактивных, деятельностных и других методик и форм музейно-педагогической деятельности. Содействовать повышению квалификации музейно-педагогических кадров и обмену опытом «музейного образования».
Стимулировать:
научно-исследовательскую и проектную деятельность студентов, педагогов и работников культуры;
творческую, социальную активность молодежи; формировать чувство сопричастности к сохранению отечественного и мирового культурного наследия через осмысление и творческую интерпретацию историко-культурного и природного наследия музея-заповедника «Кижи»; создавать условия для личной культуротворческой деятельности.

В основе учебного музейно-образовательного процесса Летнего университета лежит методика «средового погружения» в историко-культурную и природную среду острова Кижи, а также методики и технологии музейного образования, основанные на обращении к музею как институту познания и к памятнику как источнику знаний, эмоций и ценностных ориентиров.

Структура выездной экскурсии-семинара (сессии ЛУ) строится с учётом выбранной темы «погружения» и конкретного проекта. Программы сессий Летнего университета состоят из тематических блоков с использованием различных форм обучения, включают психологический мониторинг участников.

Тематика практик «средового погружения» 2014 года:

  1. Кижский архитектурный ансамбль — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО (к 300-летию Преображенской церкви)
  2. Деревянное зодчество Русского Севера. Проблемы сохранения и реставрации памятников гражданской и культовой архитектуры музея-заповедника.
  3. Материальная и духовная культура народов Европейского Севера (русские, карелы, вепсы). Межкультурный диалог (исторический и современный аспекты взаимодействия культур).
  4. Народный архив («устная история», воспоминания местных жителей и очевидцев исторических событий).
  5. Православная культура Русского Севера. История и современность Кижского прихода.
  6. Изучение и сохранение нематериальных форм культурного наследия Русского Севера (фольклор, ремесленные технологии, традиции и т. д.). История и современность.
  7. Природа и экология о. Кижи. Экологические проблемы сохранения и презентации природного, историко-культурного ландшафта, разработка экологических троп, ландшафтный дизайн и пр.
  8. Музыка Кижей (в т. ч. практика для студентов музыкальных училищ и консерваторий).
  9. Говорим и пишем о Кижах (в т. ч. журналистская практика).
  10. Пленэр в Кижах. Историко-культурное наследие музея-заповедника в современном изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и дизайне.
  11. Основы музейного дела и памятниковедения.
  12. Музей-заповедник «Кижи». История и современность.
  13. Музей и туризм: инфраструктура, маркетинговые технологии, экскурсионно-туристская деятельность. Разработка проектов новых экскурсионно-туристических маршрутов по различным видам туризма (образовательный, событийный и пр.)
  14. Музей и посетитель. Изучение музейной аудитории (социологический и психологический портрет).
  15. Музейная педагогика. Образовательный ресурс заповедного острова. Проектирование музейно-образовательных программ и пр. форм культуротворческой деятельности.
  16. Историко-культурное наследие как ресурс развития территории.
  17. Мои Кижи. Остров вдохновения и творчества. Проекты личностного роста.

Сроки и условия проведения конкурса:

  1. Конкурс проводится с 01 ноября 2013 года по 31 января 2014 года.
  2. К участию в конкурсе приглашаются группы студентов, учащихся средних профессиональных учебных заведений, участников молодежных объединений, клубов, студий и пр., группы сотрудников государственных, муниципальных, ведомственных и общественных музеев, учреждений культуры, педагогов учреждений дошкольного, основного и дополнительного образования и общественных объединений по интересам, специалистов управлений культуры, образования и информационно-методических кабинетов, психологов, социологов из регионов России и зарубежных стран. Количество участников в группе — 15 человек. Продолжительность сессии — 3–6 дней.
  3. Для участия в конкурсе необходимо:
    • Подать заявку на участие в конкурсе (см. Приложение 1) до 16 декабря 2013 года и представить до 1 февраля 2014 года авторский проект выездной экскурсии-семинара, практик «средового погружения» по избранной теме на основе вышеперечисленной тематики.
    • В проекте отразить цели, задачи, дать описание проекта и ожидаемых результатов (см. Приложение 2).
  4. Итоги конкурса подводятся до 15 февраля 2014 г. Ход конкурса и участие в Летнем университете освещаются в региональных СМИ, на сайте музея и музейной газете «Кижи».
  5. Победителям конкурса предоставляется возможность реализации проекта на о. Кижи в согласованные сроки в период с 1 июня по 20 сентября на платной основе по абонементу.
  6. Цена абонемента на выездную экскурсию-практику на 1 день для одного человека на общих основаниях составит в 2014 году 1600 рублей. Музей-заповедник «Кижи» заключает договоры с организациями-победителями Всероссийского конкурса авторских проектов и предоставляет скидки до 50% на расходы по пребыванию группы в Летнем университете, в том числе скидки на оплату проживания, стоимость экскурсий и занятий. Для работы с группой музей предоставляет музейного педагога — куратора, повара и обеспечивает 4-х разовое питание. Проезд до о. Кижи и обратно участники группы оплачивают за свой счёт.

Основные критерии оценки проекта:

  1. Соответствие тематике и задачам конкурса.
  2. Оригинальность идеи.
  3. Инновационный характер проекта.
  4. Ценностные ориентации.
  5. Профессионализм исполнения проекта.
  6. Исследовательский характер.
  7. Уровень и качество включения в проект музейного памятникового, предметного, средового потенциала музея-заповедника «Кижи».
  8. Использование музейных, педагогических, культуротворческих, информационных и прочих технологий, раскрытие (описание) их в проекте.
  9. Эффективность, результативность проекта, в т. ч. для развития музея-заповедника «Кижи».

Сдать заявки и проекты на конкурс, получить консультацию можно по адресу: Россия, Республика Карелия. 185035, г. Петрозаводск, ул. Федосовой, 15, отдел «Детский музейный центр» музея-заповедника «Кижи».

Руководитель проекта «Летний университет на о. Кижи» — Павлова Ирина Викторовна, заместитель директора по музейно-образовательной и презентационно-выставочной деятельности, тел: (8142) 76-70-91

Куратор конкурса — Гырнец Татьяна Ивановна, ведущий методист отдела «Детский музейный центр» музея-заповедника «Кижи», тел: (8142) 78-26-96 e-mail: gyrnets@kizhi.karelia.ru

Ссылки и документы:

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф