Заметки собирателя Vkontakte@kizhi

Страница из модного журналаБ.П. Фофанов

Много километров проезжено, много деревень обхожено, много людей поспрошено великими собирателями. Вливаясь в их ряды, и мы встаем на тропу «Гильфердинга и Рыбникова» и отправляемся на поиски чудесного кладезя исконной народной культуры.

Дни экспедиций пролетают незаметно. Оглянешься, а в наследство от встреч тебе остаются стопки кассет с видеозаписями, сотни фотографий, десятки часов песен, быличек и рассказов о старинном житье - бытье. Это- «мудрое» наследство, которое сберегая, мы преподнесем грядущим поколениям.

Люблю я заглядывать в старые экспедиционные дневники, будто вновь распахивают свою душу за электрическим чайником милые бабушки и дедушки. Хочу поделиться с тобой, дорогой читатель, своими впечатлениями о тех встречах.

Знакомьтесь, Борис Павлович Фофанов, родился 1 декабря 1932 года в деревне Усть-Колода Пудожского района. С восемнадцати лет звали его в округе уважительно «по изотчине» - по имени- отчеству. Заслужил он почет от стариков тем, что служил «механиком гужевой кинопередвижки» и был важной и ожидаемой персоной в глухом Колодозерском краю. «Милости просим и к нам в гости»- зазывали его отовсюду. Вместо подводы, полагавшейся по должности, с пудовым рюкзаком за плечами и «гужевыми» валенками на ногах обошел он весь Пудожский край. Поначалу крутил отечественные и трофейные ленты, а потом и сам увлекся киноделом. В д. Кубово Борис Павлович вел кружок юных киномехаников, организовал детский кинотеатр. Он снимал на видеокамеру нехитрую деревенскую жизнь и , благодаря своей неуемной энергии и искреннему интересу к истории, стал летописцем родной деревни и автором одного из первых этнографических фильмов о быте односельчан.

Познакомилась я сначала с его книжкой «Вот моя деревня», как оказалось, изданной на собственные пенсионные деньги. Трогательное признание в любви к Пудожскому краю вызвало огромное желание лично свидеться с этим человеком. И вот в Пудоже при случае разыскали мы его через работников краеведческого музея.

При первой же встрече он спросил: «А знаете, почему говорят «Пудож- маленький Париж». Да потому, что наш край самый красивый. Не верится! Снег белоснежный, как сахарный песок!». С юности Борис Павлович собирал деревенские рассказы от стариков и , будучи человеком по природе любознательным, много «досюльнего» сохранил в памяти. Несколько его рассказов я преподношу на суд читателей.

Как стать счастливым

Вот я расскажу сначала про деревню Кубово. Церковь Смоленская, значит, там. Она построена в 1888 году на пожертвования односельчан. Староста был в ней Григорий Фокин. Он мастер был на все руки, и вот назначили старостой. Придет в церковь утром, а смотрит, в иконостасе нет иконы Николая Чудотворца. А рыбаки на Нигозере, неподалеку рыбачат и на мысу ее находят. Опять принесут (икону) в эту церковь. И так случалось три раза, эта икона исчезала из церкви. И тогда на мысу односельчане построили часовню имени Николая Чудотворца. Раньше была тропа из деревни Кубово в эту деревню Нигозеро. Озеро чистое, как родниковая вода! Видно, как там плавает рыба, значит. Но еще это озеро называлось Счастливое. Если в этом озере выкупаешься, то будешь всю жизнь счастливый. Но счастливый-несчастливый, а летом я был там тоже, в этом озере купался.

Святой ручий

Ручий этот, он между деревьями вытекает из- под земли, значит. И он, хоть тридцать градусов мороз - не замерзает! И этот святой родниковый ручий, он так и течет, впадает в реку Водлу. И там в тысяча восемьсот девяносто шестом году был сооружен Иордан. У этого Иордана все летние праздники, все проходили у этого святого ручья. Значит, брали воду, обливали коров. Когда корова телиться, мыли вымя. Мыли подойники, чтобы было чисто молоко. А жители, это... умывалиси, и обливались. Летом дак обливались все водой. Как это старики говорили - молоды девушки сдавали грехи перед замужеством, если был грех... Ну вот. А парни обливалиси, чтоб были сильными, здоровыми. Брали воду с собой. Вода чистая, пили, она лечебная. Дак вот... отец Николай поставил крест, и ведь туда еще на этот крест ложили заветы, полотенца, ткани, дальше, значит, в этот ручей святой монету кидали- загадывали!

А как загадывать?

А взяла монету, на орел и на решку. И кинула в ручей! И подняла, там, орел или решку. Если загадала на решку, так сбудется, а если орел, то кука - ничего. Вот.

Золотая бочка

Лежала как-то в больнице соседка, Вера Васильевна Соколова, я ее пришел проведать, говорю: "Кончай болеть! Ну-ка расскажи чего-нибудь для истории!". И она мне рассказала историю про бочку золота.

В нашей деревне раньше была пекарня, а за пекарней этот порог... Щелика, скалистое место. Там в старое время в конце мая лето встречали. Место красивоё! На то время, значит, Савин Федя век на деревне жил. Жил не богато, бедновато, потому что пятеро детей. И как-то ночью постучалось в его дом... И человеческим голосом ему говорит:

Федя, открой дверь, богатым будешь!
Не надо мне никакого богатства, богатство - мои дети.
И не открыл. А любопытно. Как это так? В окошко посмотрел и увидел- бочка золотая покатилась. Он оделся, вышел следом, пошел, куда она катитсе. А она покатилась в Щелику, вот, остановилась, и говорит Феде: «Вот не открыл мне, мол, дверь, а был бы богатым!». И за остров ушла туда. Он стоит, думает, весь расстроился, весь нервничает - вот дурак! Вот дурак! А она, значит, оттуда, из-под острова кричит человеческим голосом:
Будет твое золото! Если ты придешь ко мне по однодневному льду на однодневном жеребеночке - то бочка золотая твоя!
Вот постоял, подумал: «По однодневному льду и на однодневном жеребеночке». Ушел в деревню Усть-Колода и мужикам рассказывает: «Вот дурак! Был бы я в деревне самый богатый!» А они говорят: «Осел ты! Не открыл дверь-то!» И дали прозвище в дерене ему - Оселкин. И уже остался он Федя Оселкин. Ведь раньше очень много такого было, давали каждому прозвище.

***

Льётся рассказ Бориса Павловича, перетекая от одной истории к другой, от деревенских бывальщин к не менее интересной для нас истории семьи. Как работал отец в приказчиках, как мать, выучившись шить по городской моде, наряжала всю деревню, подглядывая модели в потрепанном журнале «Парижская мода», как нежно любили друг друга родители до глубокой старости.

Словно Алладин в волшебной пещере наш собеседник с удовольствием находил в памяти замысловатые истории, перемежая их веселыми присловьями, сказочками и поговорками. А мы все слушали, слушали, слушали...

Быстро проходят экспедиционные дни, и мы вновь садимся за привычную работу. Не разгибая согбенной спины, кропотливо расшифровываем драгоценный материал, перелистываем страницы человеческой памяти, выбирая фольклорные изумруды и любуемся сказочными богатствами народного таланта.

Ирина НАБОКОВА, зав. сектором «Фольклорный архив»
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф