Другая культура глазами других детей Vkontakte@kizhi

Другая культура глазами других детейДругая культура глазами других детейДругая культура глазами других детей

Детские проекты, результатом которых являются различные информационные продукты: тексты экскурсий, справочники, путеводители, журналы и т.п. — традиционно занимают важное место в содержании деятельности Летней музейно-этнографической школы на острове Кижи.

Впервые в этом году дети из школы-интерната для слабовидящих учеников г. Тольятти реализовали в Летней школе на о. Кижи проект «Другая культура глазами других детей» («Остров Кижи в интеллект-картах»). Руководители группы планировали изучить возможности применения метода интеллект-карт (ИК) в практике Летней музейно-этнографической школы на о. Кижи и разработать методические рекомендации по систематическому использованию метода интеллект-карт в музейных практиках.

Целью проектной группы школьников было создание комплекта интеллект-карт по итогам изучения различных музейных объектов в ходе экскурсий. Проект выполняли семь учеников четвертого класса и пять восьмиклассников. Младшие школьники были знакомы с методом ИК, он активно использовался учителем на уроках литературного чтения.

Восьмиклассники осваивали метод непосредственно во время выполнения проекта. Предварительно на примере карты «Летний отдых» был проведен короткий инструктаж для старшеклассников. Затем на вводном занятии руководители актуализировали знания детей на основе готовой карты, задав ряд вопросов: «Что означает объект в центре? Что такое ключевые слова? Почему стрелки на карте имеют разную толщину?» и т.д. После этого обсудили темы для создания карт. Дети разбились на группы. Когда возникали трудности с выделением ключевых слов, группы прибегали к помощи взрослых. Первоначально было запланировано работать двумя группами по шесть человек, однако очень скоро группы стали дробиться. Например, создавая карту «Кижский архитектурный ансамбль», дети решили, что «ветка» «Иконы» может быть выделена в отдельную карту, которую рисовали двое детей, наиболее заинтересовавшихся этой темой.

Презентация проекта проходила в виде рассказов о музейных объектах на основе ИК. Рассказ большая часть детей готовила самостоятельно. Затем выступление заслушивал учитель, давал советы, после чего дети продолжали подготовку. В целом на подготовку рассказов ушло от 15 до 30 минут. В итоговой презентации, на которой присутствовали сотрудники музея-заповедника «Кижи», все дети продемонстрировали осознанную и уверенную речь. Заметим, что участниками группы были ученики коррекционной школы, некоторые из детей испытывали серьезные трудности в обучении.

Составленные детьми интеллект-карты и рассказы на их основе позволили сделать выводы о том, как воспринималась и усваивалась информация, полученная в ходе экскурсий, что запомнилось, на что дети обратили больше внимания, что оказалось для них более ценным. По итогам проекта готовится методическая разработка для педагогов Летней музейно-этнографической школы.

В ходе реализации проекта были высказаны следующие предложения по эффективному использованию метода ИК в деятельности Летней музейно-этнографической школы на о. Кижи:

Пословицы и поговорки детей из города Тольятти

Про низкую притолоку

Если хочешь быть здоров, Поклониться будь готов!
Если хочешь дольше жить, Надо голову клонить!

Про баньку

В баньке попаришься — кому-нибудь понравишься.
Веником попаришься — счастлив останешься.

Стихи

* * *

Кижи… Онежский ветер. Синие волны. Чистый и открытый взгляд вдаль. Золотой луч солнца меж куполов…

Кижи… Человек и природа. Древность и современность. Кижанка и метеор. Дерево, воздух, вода и земля. Солнце…

Кижи… Необъяснимое чувство Прекрасного. Молчаливое и благодарное созерцание Созданного. Очарование, биение сердца, дыхание Несказанного…
Светлана Войтенко

Кижи

В воде отразился луч первый заката, Поля утопают в мерцающей ржи. Святая земля так добра и богата, Как дивен тот остров известный — Кижи. Онего студеной водой угощает. Глядишь, а вокруг красота, красота… Живет и поет, и смеется, мечтает Тот остров, что будто живая вода. И здесь пристают теплоходы, кометы, И как замечает приезжий турист, Прекрасны здесь осень, зима, весна, лето, Как остров тот свят, как он дивен, как чист. Елизавета Гусарова

* * *

Волшебный остров, День прекрасный. Хотя он не совсем уж ясный, И берег омывается волной, И ветер свищет над водой. Сегодня мы в часовне побывали, А комары нас там атаковали. Там хлеб и соль отведал брат, Пока комарный тучный стад Не выгнал путников оттуда, Как кактус бедного верблюда, Прилегшего в оазисе поспать, Пока несметная людская рать В тени деревьев старалась укрепиться, Дабы от настигающего противника отбиться. А после случая такого Двинулись путники в сторону родного дома… Иван Романов

Алла Нестеренко, к.п.н., руководитель проекта «Остров Кижи в интеллект-картах» Наталья Архипова, куратор Летней школы на о. Кижи
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф