Лучшее в культурном наследии Vkontakte@kizhi

Конференция «Лучшее в культурном наследии»Конференция «Лучшее в культурном наследии»Конференция «Лучшее в культурном наследии»

«The Best in Heritage», или «Лучшее в культурном наследии»,— международная конференция, которая проводится в г. Дубровник (Хорватия). Ежегодно эта конференция собирает на одной площадке лучшие музеи со всего мира, музеи, ставшие победителями международных и национальных конкурсов в сфере новых достижений музейного дела.

В сентябре 2012 года конференция «Лучшее в культурном наследии» собрала своих участников уже в одиннадцатый раз. Конференция имеет внушительный список партнеров и спонсоров, что действительно придает ей совершенно особый статус и свидетельствует о большой значимости этого события для международного сообщества.

Инициатором и основателем этой ежегодной конференции является профессор Томислав Зола, заведующий кафедрой музееведения университета города Загреб, директор Европейской Ассоциации Культурного Наследия.

В этом году было представлено 23 проекта из 17 стран. В конференции участвовали 133 специалиста из 31 страны. Программа конференции была очень насыщенной. Конференция проходила в Национальном театре Марин Држич, в атмосфере, располагающей к общению, с действительно заинтересованной и высокомотивированной публикой в зале.

Докладчики не только представляли свой музей и свой проект, но и делились секретами подготовки и реализации своих идей: какие ресурсы были задействованы, какие технологии использованы, какие проблемы возникали и как они преодолевались. Были представлены истории успеха, достигнутые трудом, профессионализмом и творческим отношением к своему делу.

Россию в этом году представлял музей-заповедник «Кижи». Музей был приглашен для участия в конференции как победитель и обладатель Гран-при Всероссийского фестиваля «Интермузей — 2011». А также в 2011 году музей в результате конкурсного отбора вошел в состав Официальной программы года Российской культуры в Италии, что также стало для нас новым и очень важным достижением.

Для презентации на конференции был выбран проект «Небеса Заонежья». Именно этот проект был выбран по нескольким критериям — аттрактивный, раскрывающий сразу несколько важнейших направлений деятельности музея (изучение и сохранение уникальной коллекции из фондов музея, восстановление интерьера памятника деревянного зодчества, выставочная и издательская деятельность, использование современных информационных технологий для презентации культурного наследия и обращения к разной целевой аудитории) и уже вышедший на международный уровень проект.

На конференции было представлено много проектов, которые не могли не заинтересовать слушателей. Хочется рассказать о каждом из них, но попытаюсь выделить наиболее интересные для нашего музея и раскрыть многообразие представленных жанров.

Ряд проектов был связан с реставрацией и консервацией. Так, к примеру, музей из Китая представил проект реставрации водяной мельницы и организацию показа ее работы. Еще один проект, связанный с реставрацией, представил Новый музей из Берлина — Философский подход к сохранению памятника. Проект подразумевал скрупулезное восстановление руинированного здания Neues Museum при постоянном процессе взвешивания и сохранении баланса между фрагментом и целостным образом исторического памятника. Оригинальные фрагменты и восстановленные, реставрация и внедрение сливаются вместе в единое целое. Постоянная дискуссия о соотношении ремонта, реставрации и восстановления, обращение с сохранившимися фрагментами руин были неотъемлемой частью работы архитекторов.

Интересный для нашего музея проект представил музей под открытым небом из Великобритании, разработавший Программу обучения сохранению исторических зданий. Музей не только сохраняет памятники, но и формирует для этого новое поколение квалифицированных кадров, в то же время создает условия для вовлечения в процесс сохранения большого количества волонтеров. Цели программы сохранения исторических зданий отражены в одном из четырех пунктов миссии музея: обеспечить непрерывное обучение на основе музейных коллекций и других ресурсов. В 2012 году Музей построил современную реставрационную мастерскую, где имеет возможность проводить крупные реставрационные проекты и одновременно обучение.

Вниманию участников конференции было представлено несколько амбициозных проектов полной реконструкции существующих музеев или создания новых, начиная с архитектурной концепции зданий, проектов сохранения городской среды с учетом новых современных вызовов. К примеру, проект реконструкции Центральной железнодорожной станции XIX века в Бельгии предусматривал сохранение старого здания вокзала с его огромным куполом и формирование трех уровней железнодорожных путей, благодаря чему удалось объединить новое и старое, современное и историческое слилось в удачном симбиозе друг с другом. В результате не только были сохранены исторический вокзал и городской ландшафт, но и решены современные транспортные проблемы.

Совершенно необычный и неожиданный проект представил Музей кладбища Гласневин в Дублине — «Город мертвых». Это кладбище является национальным некрополем Ирландии. Авторы проекта максимально использовали в экспозиции возможности современных мультимедийных технологий. Это не только электронная карта и электронный архив. В экспозиции прослеживается весь путь социального, исторического, политического и художественного развития Ирландии. Музеям подобного рода особенно сложно представлять свой материал в привлекательной и интересной для посетителя форме, удержать баланс между созданием и проведением образовательных программ на богатейшем историческом материале и соблюдением достойной данного места атмосферы. Грамотное использование всех возможностей мультимедиа помогло справиться с этой задачей.

Еще несколько проектов было обращено к новым современным технологиям. К примеру, проект Музея города Торино из Италии, представившего online музей своего города.

Буквально всех зрителей покорила Презентация из Сингапура. Основатель и владелец небольшого частного музея — Алвин Япп — рассказал идею и историю его создания. Музей находится прямо в доме хозяина, где живет его семья. Он называет свой музей «случайным», т. к. он отражает поиск своей культурной идентичности одного конкретного молодого человека. Музей представляет культуру и наследие малочисленного народа Сингапура — перанакан. Посещение музея включает в себя чайную церемонию и обед, содержащий аутентичные восхитительные блюда национальной кухни перанакан, приготовленные матерью Элвина. Он разработал также несколько образовательных программ для разной аудитории. Вся увлеченность в изучении культуры своего народа, азарт в поиске вещей, свидетельствующих о жизни этого народа, вылились в очень эмоциональный рассказ на сцене. Если бы было голосование за самую артистично представленную презентацию, то победа, безусловно, была бы за Сингапуром.

Лучшим был признан проект «Сохранение методов сухой каменной кладки Восточной Адриатики» из Хорватии. Лучший проект выбирался методом голосования всех участников конференции. В фокусе внимания были качество профессиональной работы и новизна проектных решений. Нам тоже именно этот проект показался наиболее интересным, и именно за него мы и голосовали. «Сухая кладка» является нематериальным наследием Средиземноморья, уходящим своими корнями во времена неолита. Этот метод строительства был доминирующим на территории Хорватии до середины XX века, что подтверждает на каждом шагу окружающий ландшафт, полный каменных оград и террас. Этим методом строительства ранее владел практически каждый трудоспособный житель региона. С середины XX века в Хорватии все шире стало развиваться массовое производство промышленных строительных материалов — кирпича и бетона. И сегодня культурный ландшафт находится под угрозой исчезновения от чрезмерного увлечения бетонными конструкциями. Созданная изначально небольшой группой студентов Ассоциация поставила своей целью восстановление актуальности традиционного метода строительства, сохранение и восстановление исторических ландшафтов. Ассоциация восстанавливает разрушенные строения, широко используя силы студентов и труд волонтеров. Для этого разработаны специальные программы обучения методам сухой кладки. Умелая работа с молодежью позволяет действительно значительно продвигаться в направлении, казалось бы, невыполнимой задачи. Их «коллекция» воистину огромна, но они упорно трудятся, чтобы сохранить наследие, созданное их предшественниками. Этот проект стал лауреатом премии Европейского союза по культурному наследию (Europa Nostra) в 2011 году в категории «Образование, обучение и повышение осведомленности общественности».

Безусловно, участие в этом международном Форуме — это огромная честь и ответственность для каждого участника. А также — новый опыт и знания, новые контакты и друзья и, надеюсь, новые идеи и проекты. Проекты и музеи, которые участвуют в конференции, а значит являются победителями различных национальных и международных конкурсов в области наследия, принимаются в Клуб Мастерства (The Excellence Club), который в итоге представляет собой сеть передового опыта в области наследия. Музей-заповедник «Кижи» также получил Сертификат и членство в Международном клубе профессионального мастерства.

Хочется отметить и то, как была организована сама конференция, все ее мероприятия. Организаторы побеспокоились не только о высокой организационной четкости, но и об особой атмосфере, располагающей к общению, особом отношении к каждому участнику. Информационные материалы, сборник материалов конференции, предложенный ее участникам, является также образцом качества и профессионализма.

Ну и, конечно, с собой мы увезли контакты всех участников конференции, а ныне — членов Международного Клуба Мастерства.

Кроме профессиональной информации о лучших проектах в области культуры в мире, мы получили бесценный опыт участия в подобных международных форумах, что может помочь нам в будущем более точно готовиться в нужном формате мероприятия, а также — пример организации международных встреч и конференций и необходимые новые контакты для продолжения работы.

***

Конференция проходит при поддержке Организации по охране культурного наследия EUROPA NOSTRA, под специальным патронажем Международного совета музеев (ICOM), а также под патронажем ICOMOS (Международная неправительственная организация профессионалов, направленная на сохранение мировых исторических памятников и мест), ICCROM (Международный центр по изучению вопросов сохранения и реставрации культурных ценностей), WFFM (Международная Федерация Друзей Музеев), IFLA (Международная Федерация библиотечных ассоциаций и Институтов), ICOM EUROPE (Международный Совет музеев в Европе), Министерства культуры республики Хорватия, Европейского представительства UNESCO, ICOM Хорватии, Европейской Ассоциации Культурного Наследия, Администрации города Дубровник.

Ольга ТИТОВА, зам. директора музея
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф