Экскурсионный сезон: итоги, проблемы перспективы @kizhi
Летний сезон 2012 года завершился раньше, чем мы планировали. Три последние теплохода не зашли на остров по погодным условиям. Поэтому не было традиционного прощания: мы не стояли на кижском причале с ожиданием команды: «Отдать швартовы!»,— не видели печально покачивающегося на волнах корабля, уходящего все дальше от острова, не слышали последнего в сезоне гудка. Осталось ощущение незавершенности… Но, тем не менее, пора подводить итоги.
В 2012 г. музей принял 108 судов на подводных крыльях, 21 вертолет, 11 судов на воздушной подушке и 665 теплоходов, что на 104 меньше запланированных. Из них 9 теплоходов не дошли до острова в связи с ледовой обстановкой: в начале мая их просто не пустили в еще замерзшее Онежское озеро. Поэтому летний туристический сезон начался в музее только 13 мая с приходом т/х «Викинг Ингвар» с американскими туристами на борту. Кроме того, из-за штормов и туманов к нам не пришли 29 теплоходов, а 66 были сняты из графика в связи с низкой продажей туров.
142 337 (данные на 01.11.2012) человек посетили музей под открытым небом в 2012 г., из них 60 528 российских и 81 809 иностранных туристов. Уменьшение числа посетителей прослеживается по всем категориям граждан, и причиной тому экономический кризис, отражающийся на потребностях людей. Все накопленные сбережения уже потрачены в предыдущие сложные годы, поэтому в настоящее время речные круизы привлекают, как правило, людей далеко не бедных или настоящих фанатов подобного отдыха. Большинство же россиян теперь предпочитают путешествиям летний отдых на даче. Снижение интереса иностранных посетителей обусловлено также финансовыми проблемами и несоответствием цены и качества предлагаемой услуги. Конечно, меньше стало на теплоходах французов, англоговорящих туристов, но особенно заметен спад туристического потока из Германии (на 31% в сравнении с 2011 г.), Испании (на 28%) и Италии (на 32%).
Вероятно, нам следует быть готовыми и в следующем году к продолжению снижения туристического потока. Об этом можно судить по результатам последних сезонов на примере самых крупных партнеров музея. В течение многих лет около 60% посетителей нашего музея прибывает на круизных теплоходах, принадлежащих 4 туристическим компаниям, испытывающим сейчас не лучшие времена. Флот стареет и требует капитальных вложений, ужесточаются требования судоходства. Кроме того, из-за ежегодной инфляции повышаются цены на топливо, продукты, услуги, что ведет к увеличению цен на туристические путевки. Чтобы как-то удержать этот рост компании вынуждены сокращать не только время стоянок теплохода, но и длительность круиза за счет исключения отдельных пунктов (например, Кострома, Ярославль и др.) некогда хорошо продаваемого круиза «Москва — Санкт-Петербург». Кроме того, компании сокращают расходы на содержание штата сотрудников, что, в свою очередь, ведет к снижению уровня сервиса.
Уже в начале навигации 2012 года было видно, насколько плохо идут продажи для российских туристов, несмотря на то, что май-начало июня — период скидок на путевки. Еще пару лет назад теплоходы, привозившие в музей до 250–300 посетителей, стали ходить с загрузкой по 100–150 человек. Когда же к середине июля количество пассажиров снизилось до 40–60, теплоходы просто сняли с маршрута и отправили в затон.
Уже давно нормой стало начало рабочего дня на острове Кижи в 7:30, 7:45, а в этом сезоне музей все чаще открывался для посетителей в 7 часов утра. Мы шли навстречу компаниям, у которых стоянки теплоходов были слишком короткие, потому что заинтересованы в том, чтобы посетители музея получили возможность спокойно прогуляться по острову и полнее познакомиться с нашими достопримечательностями.
По-прежнему самыми востребованными экскурсиями оставались «Традиционная культура русских Заонежья» с посещением дома Ошевнева, а также «Традиционная культура русских Заонежья и карел-ливвиков» с посещением дома Яковлева. Благодаря работе с директорами круизов возросло количество заказов экскурсии «Деревни острова Кижи», которую брали туристы с круизных теплоходов, не первый раз посещающие музей, вместо экскурсии по основной экспозиции. Так же ситуация складывается и с аудиогидами. Востребованной была аудиоэкскурсия «Традиционная культура русских Заонежья» на русском, английском и финском языках,— ею воспользовались 124 раза.
С января по ноябрь 2012 г. на острове Кижи проведено 5627 экскурсий. Из них 732 экскурсии провели штатные сотрудники музея на английском, французском, финском и, в большей степени, русском языках. Впервые в этом году на экскурсию вышли Марина Гусева, Наталья Михайлова, Иван Воробьев. Мы благодарны всем сотрудникам музея за отзывчивость и помощь.
Как и в предыдущие годы, большую часть экскурсий проводили внештатные экскурсоводы, владеющие иностранными языками. Ирина Подгорная, наш многолетний лидер, 261 раз вышла на экскурсионный маршрут. Ненамного отстали от нее Наталья Кузьмина и Елена Савченко. В общей сложности, втроем они провели столько же экскурсий, сколько все штатные сотрудники вместе взятые.
Еще до начала летнего сезона завершились ежегодные Курсы подготовки и повышения квалификации экскурсоводов, на которых обучалось 48 чел. Курсы 1 года посещало 35 человек, из них после проведения экзамена 10 слушателям предложили подписать контракт на работу в летний период.
Кроме организации традиционных Курсов подготовки в 2012 г. после 20-летнего забвения возобновилась дистанционная форма обучения, которая позволяет расширить поиск экскурсоводов, владеющих иностранными языками. Совместно с отделом компьютерных технологий мы начали работу по организации виртуального методического кабинета, благодаря чему уже в нынешнем сезоне к нам приехали гиды с французским, итальянским и финским языками. Также наметились абитуриенты, готовые учиться и работать на Кижах в следующем году. Кстати, победительницей традиционного конкурса экскурсоводов «Гид Вселенной — 2012» стала Вера Репина — гид с итальянским языком, обучавшаяся дистанционно в Калининграде.
Конкурс, как всегда, прошел весело и задорно. Интересные задания, придуманные Светланой Матвеевой, Ольгой Викулиной и целым коллективом экскурсоводов, сценки, замечательная реклама на кижскую тематику, озвученная Анастасией Шеменевой и Дарьей Барановой, музыкальное оформление вечера оказались выше всяких похвал.
Завершая отчетный год, мы начинаем подготовку к следующему сезону. В зимний период главной задачей отдела является подготовка экскурсоводов. Особое внимание будем уделять новому направлению — дистанционному обучению. Для пополнения виртуального методического кабинета отобраны материалы, сделаны черновые аудиозаписи лекций с очных Курсов подготовки, требующие редакции или перезаписи и дополнения их видеоматериалами. Кроме того, сейчас необходимо проанализировать работу экскурсоводов: сроки контрактов, владение иностранным языком, востребованность данного языка в прошедшие сезоны для определения схемы подписания договоров в сезон 2013 г.
Сейчас мы имеем первый вариант графика заходов теплоходов на остров Кижи в навигацию 2013 г., который еще дважды будут корректировать. Но уже в настоящее время из бесед с представителями туристических фирм мы знаем, что некоторые из заявленных кораблей зимой ставят на капитальный ремонт, некоторые меняют наше направление на круизы по югу России и в Украине. Кроме того, крупные фирмы выставили на продажу для российских туристов туры на теплоходах с иностранными туристами. По всей видимости, это вызвано тем, что иностранные компаньоны не могут продать путевки в полном объеме. Но есть и оптимистичные прогнозы по поводу увеличения потока внутреннего туризма, о котором туроператоры судят по предварительным продажам.
Поэтому будем надеяться, что большинство теплоходов с туристами летом дойдут до острова, и мы сможем подарить им незабываемые кижские красоты, где величие северной природы венчает сила духа и плотницкое мастерство простых крестьян.