Спецвыпуск «Образование культурой» №2. Конференция в цифрах. Анализ анкет участников @kizhi
В рамках конференции было проведено анкетирование участников, целями которого являлось выявление наиболее актуальных проблем экспозиционно-выставочной работы в контексте детской музейной педагогики, получение оценки составляющих конференции и новых форм представления выставочного опыта музеев, сбор предложений по проведению следующей межрегиональной научно-практической конференции по музейной педагогике. В анкетировании приняло участие 39 респондентов, большая часть которых является сотрудниками музеев – 92,3%, 7,6 % заняты в сфере образования.
Первый блок вопросов, содержащихся в анкете, выявил наиболее проблемные темы и направления экспозиционно-выставочной работы с детской аудиторией. 55,9% опрошенных выделили как проблему тему «Музейно-педагогические подходы к созданию постоянной экспозиции. Детское пространство в рамках «взрослой» музейной экспозиции. Развитие форм и методов работы с детьми на выставке»; 50% опрошенных выделили для себя тему «Выставка – пространство диалога (в контексте теории музейной коммуникации)», «Интерактивная выставка для детей: методика, теория, практика» является проблемной темой для 44, 1%; «Музей и посетитель: совместный выставочный проект как форма сотворчества и партнерского взаимодействия» – для 41,1% опрошенных, социологическое и психологическое сопровождение выставочных проектов. Работа с различными категориями посетителей на выставке» – отметили, как проблему 38,2% опрошенных.
63,6% респондентов дают оценку уровню разработанности проблем создания выставок и экспозиций для подрастающего поколения в контексте музейной педагогики в своём регионе как среднюю или низкую. В качестве обоснования своего выбора участники конференции приводили следующие аргументы: «Выставки для детей есть, но их немного, они мало рекламируются и иногда не доступны для посещения индивидуальному посетителю», «Не хватает площадок для работы», «Все эти выставки уже устарели», «Необходимы специальные знания по проектированию детских выставок, подготовка специалистов».
Оценивая итоги конференции, респонденты отметили ее инновационный характер и то, что они почерпнули новые идеи из выступлений своих коллег. В анкетах отмечается: «Очень важная идея узаконить коллекции детских выставок и право на существование фондов детских музеев», « Не всегда необходима специальная детская выставка. Возможна особая «детская интерпретация» вполне взрослой по теме экспозиции», «Прекрасные выставочные проекты: «Петроглифы Карелии», методическое оформление выставки «Кижи – мастерская детства», методические материалы по фестивалю «Детские дни».
Второй блок вопросов, содержащихся в анкете, позволил оценить саму конференцию. Ее актуальность получила высший бал у 85% респондентов, организация – у 86,9%, практический интерес у 56,5%, информационно - методическое содержание: у 60,8%; атмосфера у 82,6%, результативность - у 47,8% . Также высоко были оценены новые формы представления выставочного опыта музеев - методическая выставка-презентация «Выставка для детей «от А до Я» и «Музейный Экспоцентр». Их актуальность оценили 85% опрошенных, практический интерес – более 70%; организацию – 65%.
Кроме того, были получены интересные предложения по проведению следующей конференции. Это включение интерактивных элементов в выступления и проведение мастер-классов – у 32,4% респондентов, 29,7% опрошенных предложили проводить конференцию по секциям. Среди актуальных тем будущей конференции многие отметили тему партнёрства.