Листая журнальные страницы... @kizhi
В фондах музея-заповедника «Кижи» хранится полугодовая подшивка за 1895 год еженедельного журнала «Нива» — популярного русского периодического издания 1869-1918 гг. В февральском номере журнала (№ 5, с. 122-123) опубликована малоизвестная статья этнографа Ф. М. Истомина «Ирина Андреевна Федосoва, Олонецкая стиховодница», репродуцирована гравюра Ю. Шюблера с фотопортрета И. А. Федосовой, выполненного Е. Л. Мрозовской (с. 125). Предлагаем вниманию читателей газеты полный текст этой статьи. Текст цитируется в современной орфографии с примечаниями публикатора.
Ирина Андреевна Федосова, Олонецкая стиховодница
Похоронные причитания, связанные с надгробными плачами, и плакальщицы, их производившие, искони были у всех народов. Древность происхождения похоронной причети измеряется древностью самой смерти. С течением веков, с видоизменением форм жизни и религиозных воззрений, менялся у различных народов и характер причитаний. Самое сильное влияние на этот род творчества оказано, однако, тою эпохой, когда народы олицетворяли окружающую природу и в её силах искали объяснения явлений непонятных. Эта эпоха внесла богатый запас поэтических образов в непосредственные проявления глубокого чувства, связанного с потерею близкого человека. Видоизменяясь постепенно, этот род поэзии иссяк уже совершенно на Западе, но он хранится ещё на Руси, не утратив первобытных поэтических образов и принимая в то же время последовательные наслоения религиозных воззрений и бытовых форм. Перестав быть достоянием общенародным, этот поэтический дар имеет на Руси своих отдельных представительниц, именуемых на Севере стиховодницами, — крестьянских женщин, одарённых особыми способностями и обширною памятью, благодаря которой причет воспринимается от одного поколения другим. На Руси этот причет, можно сказать, получил и дальнейшее развитие. Чувство вечной разлуки, лежащее в основе похоронной причети, послужило основанием и для причети свадебной, где оплакивается разлука с девичьей волею и привольным житьём пред неизвестным будущим, и основанием для причети рекрутской, где оплакивается разлука молодого крестьянина с его домашней жизнью и семьёй пред долгим и тяжёлым в прежнее время солдатством. Немало представительниц этого рода поэзии на великой Руси, но нигде их нет столько, как в Олонецком крае, этом хранителе нашего эпоса, и ни одна из них не пользуется такой широкой известностью, как крестьянка деревни Кузаранды, Петрозаводского уезда, Олонецкой губернии, Ирина (Арина) Андреевна Федосoва, портрет которой представлен здесь на стр. 125. Из предыдущего уже ясно, какого внимания заслуживает старушка, сохранившая в своей памяти и воочию передающая нам «преданья старины глубокой». Несмотря на преклонный, почти 75-летний возраст, И. А. обладает довольно звучным голосом и неослабевающею памятью. На вопрос: сколько тебе лет? И. А. ответит: «Сколько вчера было, того нет! — Под стол ходила — хворост носила; стол переросла — коров доить пошла; кoсу отпустила — в работницах служила; пора настала — с мoлодцем гуляла; пора пришла — замуж пошла; замужем двадцать лет жила — тяжко горюшко несла; овдовела — осиротела! Вот тебе и весь сказ, а когда родилась — память извелась!». В этих немногих правдивых словах — и вся её биография; однако И. А. может рассказать о себе и подробнее.* Дочь зажиточных крестьян, И. А. уже с малых лет была незаменимой в доме работницей. Шести годов, уводя лошадь на пастбище, она упала с коня и с тех пор осталась хромою посейчас. В детстве уже она отличалась замечательной памятью: «где што слышала, пришла домой, всё рассказала, быдто в книге затвердила, песню-ли, сказку-ли, старину-ли какую». Особенно любила слушать причитанья, и уже в ранней молодости, хотя и случайно, начала «ходить с причетью». 19-ти лет вышла она замуж по своему выбору за 60-летнего вдовца, и 13 лет хорошо с ним прожила; овдовев, вскоре вышла снова замуж за молодого столяра, который оказался пьющим, и много горя натерпелась с ним, пока вновь не овдовела. Теперь И. А. Федосова живёт в своей деревне и стиховодничает на всю округу, пользуясь уже с молодости добытым почётом и славой незаменимой вершительницы всех выдающихся в крестьянском быту событий. В 1867 году познакомился с ней в Петрозаводске Е. В. Барсов и больше года записывал её причитанья похоронные и рекрутские, составившие впоследствии его известный 2-томный труд: «Причитания северного края». Тогда же получила известность в науке и И. А. Весною 1886 г. члены песенной экспедиции Императорского Русского Географического общества Ф. М. Истомин и Г. О. Дютш разыскали Федосову в Петрозаводске и приступили к записыванию её песнопений на пароходе. К несчастию, буря заставила ограничиться лишь одною свадебной песней, которая и вошла в изданный экспедициею сборник.** Осенью того же года О. Х. Агренева-Славянская пригласила И. А. в своё имение в Тверской губернии, где она прожила семь с половиной месяцев и щедрою рукой делилась с гостеприимной хозяйкой своим богатым поэтическим запасом, сообщая подробности свадебного обряда с его песнями, причитаниями, причитания похоронные и рекрутские, былины, духовные стихи, легенды, старинные песни, сказки, пословицы, загадки, прибаутки и даже экспромты на разные случаи. Всё это, вместе с нотами, издано г-жей Агреневой-Славянской в 1887-1889 гг. под заглавием: «Описание русской крестьянской свадьбы», в 3-х частях. Наконец, в нынешнем году П. Т. Виноградов представил её в Петербург, для ознакомления с нею публики и учёных людей, ещё её не видавших. По приблизительному подсчёту г. Виноградова, память Федосовой измеряется количеством до 19 000 стихов. Мы полагаем, что феноменальная память И. А. превышает и это измерение. 11 января сего года Федосова пела свои стихи и песни в Императорском Русском Географическом обществе, которое и оценило по достоинству эту хранительницу русского народного эпоса, присудив ей серебряную медаль с исходатайствованием права на её ношение.
Её автобиография записана Е. В. Барсовым в труде «Причитания северного края», ч. I. М., 1872 г., стр. 313.
«Песни русского народа, собранные в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 году».
Примечания
- Истомин Фёдор Михайлович (1856, Архангельск —1920) — русский этнограф. Закончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. С 1883 г. — секретарь этнографического отдела Императорского Русского Географического общества. Участвовал в этнографических экспедициях по Архангельской губернии (1884 г.), в Печорский край (1889 и 1890 гг.), в 1886 и 1893 гг. — в экспедиции, отправленной на средства императора для сбора народных песен в северных губерниях.
- Дютш Георгий Оттонович (08.01.1857, С-Пб. — 16.09.1891, С-Пб.) — музыкант, собиратель русских народных песен, член-сотрудник Императорского Русского Географического общества. Летом 1886 г. вместе с Ф. М. Истоминым участвовал в экспедиции, снаряженной Географическим обществом для собирания старинных русских песен вместе с мелодиями, причем на него возложена была точная запись этих мелодий. Они объехали Архангельскую, Олонецкую и часть Вологодской губернии и записали до 180 песен. Труды их были изданы в 1894 г. под следующими заглавиями: «Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г. Записали: слова — Ф. М. Истомин, напевы — Г. О. Дютш» (С-Пб. 1894) и «30 песен русского народа для одного голоса из собранных в 1886 г. Г. О. Дютшем и Ф. М. Истоминым, гармонизовал M. Балакирев».
- Агренева-Славянская (урождённая Позднякова) Ольга Христофоровна (1847, с. Макарино Костромской губ. — 20.12.1920, Ялта) — русская фольклористка и этнограф. Составитель двух сборников народных песен, исполнявшихся «Славянской капеллой», автор статей о народной музыке, печатавшихся в периодических изданиях, в т. ч. в журнале «Русская мысль». Написала «Воспоминания» («Новое время», 1908, №№ 11664, 11685, 11692).
- Виноградов Павел Тимофеевич — учитель словесности Петрозаводской женской Мариинской гимназии. Организатор выступлений Ирины Андреевны Федосовой в Петербурге (1894 г.), на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (май 1896 г.), а также в Москве и Казани. Сам записал от Федосовой более 2000 строк. После 1902 г. переехал на службу в Томск. В Томске издал брошюру «И.Т. Рябинин и моя с ним поездка» (1906 г.). В августе 1912 года побывал в Петрозаводске, читал лекции на тему «Былинная традиция Олонецкого края». «И не только читал, но и пел былины, научившись, видимо, этому искусству у И. Рябинина. В газетах отмечалось, что П. Виноградов — единственный в России культурный (т. е. образованный) певец былины». «Говоря о вкладе П.Т. Виноградова в фольклористику, необходимо отметить, что он был одним из тех, кто ввел в традицию публичные выступления сказителей. Благодаря ему И. А. Федосову и И.Т. Рябинина узнали писатели, композиторы, музыканты, сделавшие от них записи текстов и напевов» (С.М. Лойтер). В годы Гражданской войны часто менял место жительства. По словам родственницы, скончался Виноградов от эпидемии в Ростове-на-Дону.
- Мрозовская Елена Лукинична — первая в России женщина-профессиональный фотограф. В 1894 г. открыла собственное ателье в С.-Петербурге на Невском пр. у Полицейского моста. В 1897 г. Мрозовской было присвоено почётное звание «Фотограф Императорского Русского музыкального общества и Консерватории», позже она становится «Фотографом двора Их Величеств Великих князей Черногорского и Болгарского».
- Шюблер Ю. — гравёр. В Адресной книге С.-Петербурга за 1901 г. (с. 667) значится Шюблер Юлиан Карл, проживающий по адресу: Бассейная, 22.