Печатное слово в музейном деле. О работе Издательского центра отдела продвижения музейных услуг музея-заповедника «Кижи» в 2013 году Vkontakte@kizhi

Издательская продукция музея-заповедника «Кижи»

Издательская продукция музея-заповедника «Кижи» пользуется спросом среди посетителей музея, вызывает интерес у гостей ежегодного фестиваля «Интермузей» и имеет положительные отзывы коллег из других музеев, а также помогает торговой сети нашего музея наращивать товарооборот. Печатные издания отражают всё многообразие деятельности музея. Книги выпускаются как на базе внешних издательств, в первую очередь, это монографии и периодические сборники научных статей, давно пользующиеся авторитетом в научной среде, такие как «Рябининские чтения» и «Кижский вестник», так и силами собственного Издательского центра (ИЦ).

Издательская деятельность в музейном сообществе

Издательская деятельность — одно из основных направлений работы отдела продвижения музейных услуг, развивающееся с 2007 г. Помимо рекламно-информационной продукции ко всем музейным событиям, выпускаются и книжные издания. Виды и тематика этих изданий отражают главные направления работы музея и учитывают интерес посетителей. Поскольку ИЦ функционирует в составе отдела продвижения музейных услуг, то и выпускаемая им продукция отвечает посетительскому спросу и ориентирована на самую широкую аудиторию: это и научно-популярные, научные и методические издания для специалистов в области разнообразных музейных направлений, для гостей острова Кижи, для участников музейных праздников и мероприятий, для посетителей музейных выставок, для детей и их родителей. Тематика изданий широка, она включает вопросы сохранения и реставрация памятников; научно-популярные этнографические, исторические, археологические темы; проблемы изучения и охраны природного наследия региона; музейно-педагогическое, методическое и детское направления. Виды изданий также отличаются разнообразием. Большая часть музейных изданий ежегодно представлена на республиканском конкурсе «Книга года», который проводит Книжная палата Республики Карелия. Некоторые книги и брошюры, изданные в музее, были отмечены дипломами в различных номинациях.

Годовой издательский план отдела продвижения музейных услуг формируется на основе заявок от руководителей структурных подразделений, а Редакционно-издательская комиссия (РИК) определяет приоритетную тематику учебно-методических, научных, рекламно-информационных, справочных, а также других видов изданий, исходя из обеспеченности литературой основных направлений музейной работы.

Как правило, в музеях годами складывается индивидуальная форма организации музейного издательства, которая более всего соответствует потребностям конкретного музея в определенной печатной продукции. Это либо книжное издательство в структуре музея (например, Издательство Государственного Эрмитажа с разветвленной структурой, наиболее точно отвечающее классическому типу издательств); либо книжное издательство как самостоятельное предприятие (например, официальное издательство Русского музея «Palace Editions»); либо редакционно-издательская структура или полиграфический музейный комплекс для подготовки и выпуска рекламно-информационной и другой малотиражной печатной продукции (например, Российский этнографический музей — только редакторская подготовка изданий; Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» — редакционно-издательская подготовка книжных изданий; Государственный музей истории Санкт-Петербурга, частично Русский музей — выпуск рекламно-информационной продукции на собственной базе, редакционно-издательская подготовка книжных изданий). Наиболее часто встречается смешанная форма музейного издательства. Организация внутренней издательской работы музея «Кижи» выглядит довольно типичной в сравнении с издательствами других крупных музеев России: в составе ИЦ трудятся два специалиста (редактор и дизайнер), имеется небольшая полиграфическая база.

Следует отметить, что качество и эффективность издательской работы каждого конкретного музея напрямую не связаны с его бюджетным статусом, а зависят исключительно от потребностей самого музея. Так, Российский этнографический музей — музей федерального уровня — не отличается масштабностью издательской работы (в структуре музея работает небольшая редакторская группа, для оформления книг привлекаются сторонние издательства), в то время как муниципальный музей — Государственный музей истории Санкт-Петербурга — активно развивает издательскую деятельность силами собственного издательского коллектива, успешно участвует в книжных выставках и ярмарках — как российских, так и зарубежных. Из общей картины выбивается, естественно, Издательство Государственного Эрмитажа, издательская работа которого выделена отдельной строкой в Федеральном бюджете, что позволяет издательству, в котором трудятся свыше 40 человек (это редакторы, корректоры, переводчики, дизайнеры, художественные редакторы, верстальщики, фотографы, полиграфисты, менеджеры, продавцы-кассиры), свободно располагать значительными средствами для выпуска книг улучшенной полиграфии. Особняком стоит и форма издательской работы Русского музея, в рамках которого действует и свой редакционно-издательский отдел, готовящий материалы со стороны музея и выполняющий дизайнерскую работу по созданию макетов книг, и при этом имеется официальное издательство «Palace Editions», которое специализируется на оформлении и выпуске книг улучшенной полиграфии под грифом Русского музея в тесном сотрудничестве с его редакционно-издательским отделом и чаще всего на базе зарубежных типографий.

Таким образом, музейные издательства различаются особенностями структуры и функционирования, которые зависят в первую очередь от целей образования издательства (коммерческие, научно-просветительские, рекламно-информационные и др.), от интенсивности научной, методической, экспозиционной и иных направлений музейной деятельности, а также от размеров финансирования музеем собственных издательских нужд. ИЦ музея «Кижи» пытается находить разумный баланс между выпуском столь необходимой рекламно-информационной продукции и подготовкой книжных изданий, которые являются в определенном смысле лицом музея.

Основные книжные издания, выпущенные ИЦ в уходящем году

Готовится к выпуску

* * *

Все основные издания, выпущенные отделом продвижения музейных услуг, передаются в фонды музея, их можно приобрести в музейной торговой сети, а также увидеть в «кижской» библиотеке и в Национальной библиотеке Республики Карелия. Музейные издания представляют вниманию широкой общественности результаты работы в первую очередь научных сотрудников музея, архитекторов, экологов и музейных педагогов — эти направления деятельности всегда актуальны и интересны гостям музея. Издательский план 2014 г., разумеется, будет в значительной мере посвящён подготовке к 300-летию Преображенской церкви Кижского погоста — главного памятника музея-заповедника «Кижи», объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Развитие музейной издательской работы напрямую отражается на создании привлекательного для посетителей и партнеров имиджа музея, на презентации музея на российском и международном уровнях как эффективной научно-исследовательской, фондовой и образовательной структуры, как успешной издающей организации, как современного учреждения культуры, развивающего реставрационное, рекреационное, экспозиционное, маркетинговое, торговое и другие направления деятельности.

Татьяна РАДЧЕНКО
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф