Уж замуж невтерпеж, или Как поднять лемби @kizhi
Современные молодые люди не торопятся создавать семью. Возможно, они об этом и мечтают, но предпочитают быть независимыми, связывая себя узами брака лишь годам к тридцати. В традиционном патриархальном обществе о двадцатилетней незамужней девушке сказали бы «засиделась в девках», а спустя десять лет называли бы уже старой девой. Таким девушкам могли достаться лишь незавидные женихи — вдовцы или калеки. Поэтому все стремились вовремя выйти замуж или жениться, стараясь выбрать себе «ровнюшку». Возможность выбора предоставлялась лишь тем, кто имел «большую славу», или «славутность», как говорили в Заонежье, или «высокое лемби» — по-карельски.
Карелы верили, что каждый человек, будь это парень или девушка, обладает лемби (фин. Lempi) — эротической, сексуальной привлекательностью. По мнению филологов, в финской мифологии слово «Lemрi» происходит от названия древнего финского божества любви — «lempo», покровителя молодых людей различных полов в их взаимоотношениях. Со временем понятие лемби утратило значение божественного существа, и стало обозначать репутацию и спрос девушки как невесты. Но даже при таком значении слово «лемби» сохраняет в себе непонятную таинственную силу, обладая которой, будучи даже бедной, глуповатой, не очень красивой, девушка могла понравиться любому парню и, в конечном счете, быстрее добиться главной цели — выйти замуж.
Шкала личной привлекательности юных карелок определялась по количеству молодых людей, претендовавших на ее руку. Наибольшее число претендентов противоположного пола придавало девушкам не только высокую лемби, но и давало выбор из множества поклонников того единственного, кто ей был по душе. Поэтому каждая карельская девушка строго следила и заботилась о своём лемби, часто прибегая к различным магическим действиям, чтобы поддержать или поднять его.
Особым временем для поднятия своей эротической привлекательности был период между Ивановым и Петровым днями (по кар. viandoit — летние святки). За неделю до Иванова дня девушки шли в лес и собирали там чудодейственный веник из 27 ветвей, сорванных с 27 различных берез. Затем парились им в бане. После использования веник не выбрасывали, а вместе с берестяной коробочкой, в которую складывали кусочек мыла, полотенце, коровье масло, старую серебряную монету и ленту с косы, прятали в ржаном поле до Иванова дня. Пропитанные росою этих святых дней, эти предметы девушки потом таили дома в своих сундуках, где лежали наряды для торжественного выхода в общество. В праздничные моменты своей жизни барышни открывали сундуки и для поднятия лемби использовали эти «волшебные» средства.
В ночь на Петров или Иванов дни девушки шли в ржаные поля. Там раздевались и катались по росистой ржи или траве, предпочитая поля тех крестьян, у которых в семье много сыновей — молодых людей. В эти же ночи девушки собирали в чашки или миски росу, приносили ее домой и переливали в небольшую бутылочку — пузырек. И на протяжении всего года девушки использовали сокровенные капли, как «дорогие духи». Собираясь идти куда-либо на праздник или на гулянье, юные создания выливали несколько капель этой росы в воду, которой затем умывались или мылись. Самое главное здесь — расходовать целебную воду экономно, чтобы ее хватило до следующего viandoit, особенно если ты не успела запастись другими средствами для поднятия своей таинственной любовной силы.
Кроме viandoit, поднимали лемби еще и в Крещение. Когда духовенство с крестами, хоругвиями и иконами шло к иордани, девушки, заботящиеся о своем лемби, следовали за процессией, пытаясь ступать в след священника. Придя на прорубь, карелки снимали с себя одежду, разувались и оставались стоять в одном ситцевом платье и чулках. В таком виде, дрожа от холода и стуча от стужи зубами, они стояли до окончания молебна. Затем трижды окунались в холодную воду и бежали на колокольню, где звонили в колокола с надеждой, что их репутация будет разноситься так же далеко, как и звон колоколов.
Для поддержания высокого лемби существовали и ежедневные способы: одеваться надо было непременно в большом углу, окончить раньше всех свое дело, даже выйти из-за стола первой, независимо от того, наелась или нет; не выбрасывать оставшиеся на гребне волосы, не скручивать их в комок, а складывать их в отдельный коробочек. Кроме того, прибегали к помощи колдунов или знахарей.
После совершенных обрядов задабривания таинственной любовной силы лемби уверенность в своей привлекательности у карельских девушек возрастала, что благоприятно сказывалось на их отношениях с противоположным полом.
Благодаря ли этой «народной магии» или просто «по судьбе», но большая часть девушек к двадцати годам уже выходила замуж. Девичья борьба за счастье заканчивалась и начиналась её женская доля — часто очень нелёгкая. И на этот счет, в свою очередь, было немало обрядов и ворожбы, но это уже другая история — как говорится в известной русской пословице: «Выйти замуж — не напасть, как бы замужем не пропасть».