Пространство диалога и эксперимента @kizhi
14-18 апреля 2008 года в г. Петрозаводске Республиканский детский музейный центр музея-заповедника «Кижи» при поддержке постоянных учредителей и партнеров центра провел традиционную VIII научно-практическую конференцию по музейной педагогике «Музейная выставка для детей: пространство диалога и эксперимента». В 2008 году республиканская конференция, приобрела статус Межрегиональной, так как в ней принимали участие специалисты из ведущих музейных центров России. Научный руководитель конференции: Людмила Васильевна Шилова, зам. директора музея-заповедника «Кижи» по музейно-образовательной деятельности, заслуженный работник культуры РФ и РК.
Главная задача конференции – рассмотреть одну из актуальных проблем музейно-образовательной деятельности – создание выставок для детей. Музейная выставка – это современная динамичная форма экспозиционной деятельности. Сегодня выставка – это не только публикация музейной коллекции и приобщения детей к культуре, но и место общения поколений. Во время конференции произошел очень полнзный обмен опытом музейного сообщества государственных, школьных, ведомственных и частных музеев, других учреждений культуры и образования в области создания выставок для детской аудитории.
В конференции 2008 года принял участие широкий круг специалистов музеев и системы образования, так как проблема создания выставки, а тем более для детей, в настоящее время актуальна. В контексте музейно-педагогических подходов тема впервые так широко рассматривается музейным сообществом. Новым в организации конференции стала работа «Детской выставки от А до Я». Это выставка-презентация выставочных концепций, музейных сценариев, тематико-экспозиционных планов, дизайн-проектов, интерактивных комплексов, афиш, рекламных листовок, путеводителей, маршрутных листов и других материалов участников конференции. Параллельно с выставкой работал «Музейный Экспоцентр», где проходила демонстрация мультимедийных и видеопрезентаций выставочных проектов, виртуальных образовательных музейных услуг. Кроме этого, новшество в проведении конференции – заочная форма, которая позволяет решить проблемы географической удаленности, финансовых и временных затрат. Материалы заочной и очной форм работы конференции впервые будут обобщены в виде итогового электронного сборника докладов, который будет выслан всем участникам.
Тематика конференции широка и разнообразна: «Выставка для детей и подростков как уникальное культурно-образовательное пространство», «Выставка – пространство диалога: ребенок – музейный педагог, ребенок – памятник, ребенок – культура, ребенок – общество», «Научное и художественное проектирование выставки», «Музейно-педагогические подходы к созданию постоянной экспозиции», «Музейно-образовательное выставочное пространство в школе», «Интерактивная выставка для детей: теория, методика, практика», «Инновационные формы музейных экспозиций для детей», «Нематериальное культурное наследие в музейной экспозиции для детей», «Интерактивная экспозиция под открытым небом. Специальные средовые программы «погружения в культуру» для детей, подростков, семьи», «До и после»: программы подготовки к посещению выставки и последействия», «Выставка как социокультурный проект. Направления и формы выставочного маркетинга», «Портрет посетителя музея. Психолого-педагогическая специфика работы музейного педагога с разной аудиторией. Особые дети на выставке. Специфика работы с семьей и индивидуальным посетителем в музейной экспозиции», «Информационные и мультимедийные средства в музейных экспозициях».
Участие в конференции приняли ведущие музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Каргополя, Калининграда, Казани, Самары, Новосибирска, Тулы, Калуги, Старой Русы, Львова. Непосредственно в работе конференции приняло участие 45 гостей из регионов России и 116 - из Карелии. Ещё 26 российских участников приняли участие в работе конференции заочно. Всего в конференции очно и заочно участвовали 84 учреждения России и Карелии: из них 39 музеев и 9 учреждений образования России, 11 музеев и 25 образовательных учреждений Карелии.
В течение пяти дней конференции было заслушано 68 докладов, презентовано 8 выставочных проектов и программ, просмотрено 13 мультимедийных программ, проведено 8 экскурсий. В ходе конференции участники посетили 5 музеев и 2 музейно-образовательных комплекса музея-заповедника «Кижи».
От Карелии свой опыт представили РДМЦ и музей-заповедник «Кижи», Карельский государственный краеведческий музей, музей ИЗО, Музей народного образования РК и другие.
Как и на предыдущих семи конференциях её организаторы принимали представителей из ведущих школ по музейной педагогике – Санкт-Петербурга и Москвы. В этом году заявки на участие поступили от более, чем 50 специалистов российских музеев: Российский этнографический музей, Государственный Русский музей, Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, Государственный Дарвиновский музей, ГИМ, Музей Антропологии и Этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный музей истории религии, Государственный Эрмитаж, Археологический музей – заповедник «Танаис».
- Марина Юрьевна ЮХНЕВИЧ, Российский институт культурологии, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, г. Москва:
- Очень много людей высочайшего класса приехало на эту конференцию. И каждый привез свой какой-то уникальный опыт, который он сможет передать своим коллегам. Опыт необходим, так как человек не может сидеть в своем футляре и в своей оболочке, и что-то выдумывать. Очень важен контекст, в котором мы творим, чем шире контекст, тем творчество продуктивнее, а конференция этому способствует. Удивительно то, что актуально выбрана тема, еще никогда так конкретно не обсуждался вопрос создания выставки для детей. У музейного сообщества должны быть единые точки отправления. Конференция – это та возможность о чем-то договориться. Мы все равно все двигаемся разными путями, но в одном направлении. Я очень рада, что все это проходит в Петрозаводске, я имею ввиду и музей «Кижи», и РДМЦ, так как здесь накоплен огромный опыт и есть продвинутая площадка для развития подобного рода всяких начинаний. У меня иногда бывает такое ощущение, что уже все сказано, все написано, а с другой стороны, мне кажется, что нужно больше уделять внимание рекреационным программам для детей. Музей – это место для удовольствия, именно в радости нужно учиться.