Татьяна Незвицкая: музей меня не отпускал Vkontakte@kizhi

В Кирилло-Белозерском монастыре. 2007г.Дом Березкиной. Март 2008г.Татьяна Незвицкая: музей меня не отпускалСтуденческая практика на о.Кижи. 1990г.

18 апреля - День памятников и исторических мест. Для музея-заповедника «Кижи», на территории которого находятся более восьмидесяти памятников деревянного зодчества, сохранение культурного наследия является одной из главных задач. Под сохранением объектов культурного наследия понимается реставрация, консервация, ремонт и приспособление памятника к современным условиям. Принимая ответственное решение по сохранению объекта, необходимо четко понимать, кто будет выполнять работы по реставрации памятника, кто будет контролировать выполнение работ. Сегодня мы беседуем с Татьяной НЕЗВИЦКОЙ, заместителем директора музея-заповедника «Кижи» по сохранению недвижимых памятников, культурного и природного наследия.

Татьяна Викторовна, Вы строитель-реставратор по образованию. Что определило выбор профессии?
В 18 лет мало кто может четко определиться в своем выборе. Моя мама по специальности землеустроитель и экономист, папа работал старшим научным сотрудником в сфере лесного хозяйства. Профессии родителей мне были не очень интересны, хотелось творчества, реальных конечных результатов. Поступала в ленинградский кораблестроительный, но судьба распорядилась по иному. В 1987 году на факультете промышленно-гражданского строительства в Петрозаводском госуниверситете впервые набирали группу реставраторов, туда я и поступила. Учиться было интересно, нашим главным наставником был академик Вячеслав Петрович Орфинский. Группа была интересная и творческая, к сожалению, из всего нашего выпуска я одна сегодня занимаюсь делом, которому нас учили в университете, работаю по специальности. 90-е годы сделали свое дело – реставрационная деятельность в тот период приостановилась из-за отсутствия финансирования. От распределения в Ижевск я отказалась, отправилась в «свободное плавание». Никто из нашего выпуска и представить себе не мог, что наше «плавание» станет настолько «свободным»: работы не было, так что выбирать не приходилось. Каждый устраивался, как мог, кто-то подался в коммерцию. Мой сокурсник Александр Кузнецов, недолго поработав в музее «Кижи», решил уйти и предложил меня на это место – это была судьба, и я Саше до сих пор благодарна за это.
Насколько Вам интересно руководить подразделением, которое курирует реставрацию памятников музея? С чего Вы начинали?
В 1992 году я стала инженером технического надзора по реставрации. С музеем я была знакома, во время учебы мы бывали на Кижах не один раз, проходили там практику, но у меня было много иллюзий. Начинать работу было тяжело главным образом потому, что не было финансирования, и работа, в основном, сводилась к рассмотрению бумаг, а хотелось видеть какие-то конкретные результаты, поэтому по предложению директора М.В. Лопаткина я занялась капитальным ремонтом и строительством. Первым объектом стал для меня дом Кучевского (Неглинская наб, 23). Это историческое здание – дом лесничего Кучевского - было законсервировано в течение почти 15 лет. Сегодня в этом доме располагаются научные отделы музея. В 1995-1996 гг. я работала заместителем директора по строительству и МТО. Круг моих обязанностей был очень широкий: капитальное строительство, инженерные сети, снабжение и совмещение должностей главного механика и главного энергетика. Это стало для меня хорошей практикой и закалкой. Накапливался опыт работы с подрядчиками. Во второй половине 90-х годов на острове Кижи активизировался капремонт, прокладка инженерных сетей, строительство причалов, административного здания. Были ошибки, но я всегда старалась выполнять свою работу как можно лучше и соблюдать интересы музея. Так сложилось, что за все годы работы в музее я занималась вопросами собственности земли, зданий. Земля и здания в квартале исторической застройки были остро востребованы, поэтому их передача осуществлялась сложно - всеми правдами и неправдами. В 1997 году я ушла из музея – очень устала: тяжелая работа, большая ответственность и постоянное напряжение. Правда, музей не отпускал меня, и уже через год я вернулась. В конце 90-х годов в связи с реставрацией Преображенской церкви, встал вопрос о главном инженере музея. Если честно, я не очень хотела возглавлять службу главного инженера, так как считала и считаю, что для этого необходимо специальное образование. Самой ответственной работой для меня на тот момент стала разработка, согласование и утверждение проекта «Комплексной защиты Преображенской церкви». Работа была выполнена частично, в этом вопросе было и остается очень много сложностей. Одновременно в 2000 году началась работа над новым административным зданием в центре города Петрозаводска, пл. Кирова,10а, за его реконструкцию я получила почетную грамоту Республики Карелия. Параллельно с работой в 2001 году я закончила с отличием Институт международного права и экономики им. Грибоедова, мое второе, юридическое образование помогает сегодня мне во многом. С переменами в обществе жизнь музея постепенно оживлялась. С 2000 года государство начало обращать внимание на проблемы реставрации памятников, Министерство культуры РФ стало выделять финансовые средства на реставрацию. Изменилась структура музея, Юрий Михайлович Попов перешел на должность главного архитектора, и должность заместителя директора по реставрации освободилась. Я сама предложила свою кандидатуру на освободившуюся должность. Кому-то этот шаг мог показаться чересчур самонадеянным, но я была уверена в своих силах и я хотела реализовать себя и знания, полученные в университете по первой моей специальности. С 1 апреля 2003 года я стала заниматься реставрацией памятников архитектуры и сохранением природного наследия - новым для меня направлением работы. Когда начала вникать в дела, поняла, что не с кем работать: за 10 лет накопился не только огромный фронт реставрационных работ, но отсутствие в Карелии серьезных реставрационных подрядных организаций. Подрядчики не были готовы к серьезной работе, надо было начинать с «удобных» для производства работ объектов. Кадрового состава технического надзора в музее не было, в тот период в музей пришли опытный специалист - Е.В. Чухлеб, через какое-то время Ю.Л. Маринина. К тому времени в квартале исторической застройки на балансе музея числилось 5 объектов, из которых только 2 были восстановлены. На моих глазах силами отца Николая возрождалась церковная жизнь и внутреннее убранство церкви Святого Духа. Но остальные объекты были в плачевном состоянии. С 2004 по 2006 год была проведена реставрация и приспособление зданий на Неглинской набережной, 3, и улице Федосовой, 19, под научную библиотеку и лекционно-выставочный комплекс. Появилась финансовая и организационная возможность по реставрации объектов на острове Кижи. В 2004 году начали с реставрации и консервации кровельных конструкций, а также с реставрации часовен в Кижском ожерелье. На работу в музей пришел опытный специалист, начальник отдела реставрации Татьяна Львовна Левиаш, которое много сделала в области реставрации. Основной упор в работе на о. Кижи до сих пор делается в сохранении кровельных конструкций. Без надежной кровли сохранность памятника гарантировать невозможно, а если учесть, что на протяжении предыдущих лет кровли не ремонтировались, задача перед нами стояла очень сложная. 16 909 м. кв. – общая площадь кровель памятников, требующихся к консервации, реставрации. Одна из проблем заключалась в отсутствии необходимого материала. Исторически на Русском Севере тесовые кровли герметизировались с помощью бересты. Между двумя тесовыми настилами прокладывались маты, сшитые из пластов бересты. Такая кровля была очень надежной, могла простоять лет 50. Сегодня у нас в Заонежье просто негде взять бересты в таком количестве, поэтому для ремонта кровель используются современные гидроизоляционные материалы, которые, увы, далеко не всегда способны заменить этот природный материал. Пробуем разные способы, ищем варианты. На сегодняшний день отреставрированы четыре часовни в Кижском окружении. Директором музея Эльвирой Валентиновной Аверьяновой создана новая структура и система сохранения объектов культурного наследия. Она уникальна для музеев и заключается в том, что основной упор в сохранении объектов культурного наследия делается на профилактические работы, которыми занимается служба главного хранителя возглавляемая А.Ю. Любимцевым. Сохранение Кижского погоста и работа плотницкого центра выделены в отдельное направление, возглавляемое Н.Л. Поповым. Всеми работами по реставрации памятников подрядными реставрационными организациями занимается подразделение, возглавляемое мною. В музее «Кижи» создана система сохранения объектов культурного наследия, которая позволила преодолеть многолетний период утрат и вынужденного фактического бездействия. Усилиями специалистов музея и наших партнеров обеспечивается сохранение памятников деревянного зодчества.
Из каких источников финансируются работы?
Финансирование из федерального бюджета по статье 225 «Капремонт и реставрация» постепенно увеличивается: в 2007 году на эти цели нам было выделено 12,4 млн. рублей, в 2008 году – 14 млн. рублей. Из этой же статьи финансируются работы по реставрации Преображенской церкви и здания фондохранилища в Петрозаводске. Финансово это очень затратные проекты, поэтому в период их реставрации необходимо уделить особое внимание финансированию остальных памятников на острове Кижи.
Какие конкретно памятники будут реставрироваться в этом году?
В 2008 году будут сданы дом Березкиной в деревне Ямка и дом Сергеева на южной оконечности острова Кижи. Начнутся работы на доме Щепина в основной экспозиции под открытым небом, на доме Яковлева и прилегающих к нему постройках сектора «Пряжинские карелы», на доме Васильева в деревне Васильево, а также доме Беляева (Пудожский сектор), который будет приспосабливаться под мастерскую для реставрации иконостаса Преображенской церкви. Завершится работа на всех этих объектах уже в 2009 году. Выполняются также проектные работы по реставрации и приспособлению под фондохранилище здания в Петрозаводске, пл. Кирова, 10.
В сотрудничестве с какими подрядными организациями работает музей сегодня? Оцените качество их работы.
Проведение реставрационных работ - не самое прибыльное дело в экономической деятельности России в отличие от Европы. Поэтому в Карелии не так много фирм занимающихся реставрацией памятников деревянного зодчества. Сборники сметных норм на реставрационно-восстановительные работы 1984 года не позволяют реально оценивать стоимость работ по сохранению объектов культурного наследия в сегодняшних ценах, а существующие индексы рассчитаны на основе строительных норм, что существенно снижает стоимость работ и не позволяет развиваться подрядным организациям. Мы работаем с постоянными, проверенными подрядчиками. Нашим надежным партнером при проведении реставрации в квартале исторической застройки и здания на пл. Кирова 10а стала Строительная компания «ВЕК» (директор Е.М. Воскобойников). Работы по реставрации часовен, кровель и домов-памятников на острове Кижи выполняют подрядные организации, заинтересованные в конечном результате: ООО «Реставрация» (директор Ю.С. Тойко), ООО АРЦ «Заонежье» (директор В.А. Скопин) и ООО «Экситон» (директор И.М. Осипов). К подрядчикам у нас двоякое отношение. С одной стороны, мы обязаны требовать соблюдение технологий, качество исполнения работ и качество используемого материала в исторических традициях. С другой стороны, мы знаем сложности в ценообразовании и те проблемы, с которыми подрядчики сталкиваются при заготовке леса. Поэтому мы стараемся строго требовать ответственного отношения к заготовляемому материалу для реставрации и проверяем его еще до транспортировки на остров. Одна из приоритетных задач технического надзора - четкое исполнение проектных решений и выполнение объема реставрационных работ. К сожалению, мы не можем в полной мере требовать с подрядчиков соблюдения во многом утраченной технологии традиционного исполнения работ. Не только вследствие низких расценок на производство подобных работ, но и потому, что нынче просто нет специалистов такого уровня. Хотя, например, мы бдительно следим за тем, чтобы подрядчики убирали все следы электроинструмента - приминали волокна дерева топором. Прежде чем говорить о качестве работ, надо отметить, что в России нет института реставрации, нет системы повышения квалификации специалистов. Мы надеемся, что пройдет некоторое время, и совместными усилиями мы сможем добиться культуры сохранения памятников архитектуры на международном уровне. Стараемся делать лучше, чтобы результат удовлетворял всех: не только реставраторов, но и историков, и этнографов, а этого достичь очень трудно, поэтому часто подготовительные работы занимают гораздо больше времени, чем сам ремонт и реставрация. И здесь важен опыт работы специалистов С.В. Воробьевой, О.А. Набоковой и других специалистов с большим опытом работы. С годами понимаю, как важно прислушиваться к мнению опытных специалистов.
Появятся ли в нынешнем летнем сезоне новые партнеры?
Привлечение новых партнеров в области строительства и реставрации в этом году не планируется. Предложения есть, но мы не можем, не проверив, на что способны новые подрядные организации, доверить им такую серьезную работу, как капитальный ремонт и реставрация памятников деревянного зодчества. Здесь нужен осторожный и внимательный подход, поскольку на нас лежит очень большая ответственность.
Есть ли у Вас самый любимый памятник в музее? За какой из памятников вы переживаете больше всего?
Из 87 семи памятников, расположенных на территории музея-заповедника «Кижи» самый дорогой для меня – церковь Воскрешения Лазаря. За нее я переживаю больше всего, чувствую свою личную ответственность за принятие решений. Меня очень волнует дальнейшая судьба этого самого древнего на Русском Севере памятника деревянного зодчества и планы по его сохранению.
Что для Вас значит восстановление Преображенской церкви, как памятника архитектуры и в будущем - как действующего храма?
Судьба Кижского архитектурного ансамбля с его главным памятником – Преображенской церковью – находится в надежных руках. Все сотрудники музея прямо или косвенно причастны к восстановлению этого шедевра деревянного зодчества. Жду того момента, когда Преображенская церковь вновь растворит свои двери для прихожан и гостей острова Кижи, и все увидят ее уникальный золоченый иконостас.
Беседовала Татьяна НИКОЛЮКИНА
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф