История Русского Севера - в коллекции тканей музея @kizhi
В конце1960-х годов Карельский государственный краеведческий музей передал только что созданному музею-заповеднику «Кижи» 122 тканевых предмета. Они были собраны на острове и в его окрестностях Кижским отделом краеведческого музея, с них и началось формирование коллекции тканей в собрании нашего музея.
- От 122 к 2000 предкам
- Благодаря сотрудникам нашего музея, выезжавшим в экспедиции в различные районы Карелии, удалось создать коллекцию, которую сейчас составляют около 2 тысяч предметов, из них более 1800 – входят в основной фонд музея. В ее состав вошли предметы: домашнего обихода, крестьянская и городская одежды, церковные облачения, произведения современного прикладного искусства. Значительная часть предметов датируется второй половиной XIX – началом XX веков.
Большая часть этнографических предметов этого времени поступила в 70 – 80-х годах XX столетия. Ежегодно экспедиции музея привозили удивительные вещи, которые бережно хранились жителями деревень, как память о прошлой жизни. Например, выезды сотрудников в Медвежьегорский и Пудожский районы в 1972 - 74 гг., позволили приобрести такие предметы, которые, в последствии, уже больше в фонды не поступали. Среди них, девичий головной убор, состоящий из короны, сетки-поднизи и ленты, женский кокошник, душегреи и так далее, (от Кирилловой А.П., д. Каршево), из деревни Паяницы (от Меньшиковой Е.Н.), праздничный штофный сарафан и душегрея; из деревень Пряжинского р-на, от разных сдатчиков – десять полосатых юбок, типичных для Южной Карелии. В 1975 году были приняты десять сарафанов и несколько женских рубах сегозерских карел. В эти же годы поступили женские и мужские кафтаны и балахоны. Обычно верхняя одежда - традиционные кафтаны, кафтанушки, балахоны, шубы и так далее, по мере старения, использовалась и донашивалась, как повседневная рабочая одежда; часто ее перешивали детям, особенно, в трудные времена до и после войны. Найти подобные предметы довольно трудно, и удивительно, что такого рода находки все-таки пополняли коллекцию музея. Хочется также отметить привозы 1980-81 гг. предметов из вепсских районов - Подпорожского (бывший Лодейнопольский уезд Олонецкой губернии) и Шелтозерского - более 50 тканевых предметов, в том числе прекрасные образцы вышивок на закрайках полотенец и подолах станушек, костюм- «парочка», свадебные мужские рубахи. (Фото 1) - Кто носил? Кто хранил?
- Для изучения нам очень важно: кому принадлежали вещи, кто их изготовил, кто бережно хранил, кто носил и как носил, знать все о бытовом укладе семьи и прочие подробности, касающиеся любого предмета, ведь только тогда можно представить образы тех людей, которые жили в наших деревнях. Вот краткие примеры записей, сопровождающие предметы при поступлении в музей.
В 1985 и 1987 годах от Коробовой Е.Ф. (г. Петрозаводск) к нам поступили вещи, которые принадлежали ее маме – Савельевой Анастасии Васильевне, жительнице д. Телятниково (Заонежье) и в основном они вышиты, сшиты ее руками до ее замужества в 1928 году, тогда же она переехала жить в д. Петры. Покупные платки, (по свидетельству Коробовой Е.Ф.) привозил отец, «который ездил к морю (за сельдью, треской)». Подарки дочерям, а их было четыре, шли в приданое и носились по праздникам. Во время Великой Отечественной войны, в годы оккупации Заонежья, семья эвакуировалась в Пудожский р-н, взяв с собой только некоторые вещи, которые таким образом и сохранились до нашего времени (24 предмета). Среди них четыре сарафана, один из которых из красного кумача сдатчица назвала «праздничным», одевался на сенокос, и женская рубаха – «подвенечная», а также юбки, передники, кафтан и т.д. (Фото 2)
Вот еще одна история, которую записала старший научный сотрудник музея Л.В. Трифонова, когда принимала вещи в музей от жительницы Петрозаводска (Тимиргалеевой Г.А.). В 1998 году она передала часть праздничного поморского наряда, принадлежащего её маме и фотографию 1930 года, на которой владелица вещей (Богданова С.М.) в поморском костюме. «Сарафан, повойник, косынка, шаль принадлежали матери сдатчицы, Богдановой ( в замужестве Коньковой) Серафиме Михайловне (1908 г.р.), которой в свою очередь они достались от её матери, Богдановой Марии Андреевны (1882 г.р.). Мария Андреевна получила (их) в 10 летнем возрасте по смерти своей матери, жительницы села Шуерецкое – Старковой (имя, отчество, год рождения неизвестны). Семья Богдановых – староверческая. Муж Марии Андреевны – помор, часто ходивший в Норвегию и Швецию – Богданов Михаил Афанасьевич (1872 – 1955 г.р.)». Таким образом, вещи переходили по наследству, их хранили несколько поколений одной семьи. (Фото 3)
С середины 90-х годов прошлого столетия, в фонды музея все больше поступают предметы 40-50-х годов – вязаные подзоры, скатерти, покрывала и т.д., которые и сейчас, вероятно, многие помнят в домах. Традиционные предметы, веками используемые в крестьянском быту, после 20х годов постепенно отходили в прошлое, и поступления их в собрание музея в конце XX века значительно сократилось. Несмотря на это, замечательную коллекцию (более 20 предметов) в 2004 году представила в фонды сотрудник музея Регина Борисовна Калашникова, она же написала (со свойственной ей тщательностью) подробнейшую историю семьи. А принадлежали вещи семье епископа Кронштадского Венедикта (в миру Виктора Васильевича Плотникова, родом из с. Лижма Петрозаводского уезда, 1872-1937). Впервые, в коллекцию тканей нашего музея поступили городские наряды (платья, юбка и другие предметы) начала XX века. (Фото. 4) - Образники, костычи, чепцы, кафтаны и др.
- Теперь о коллекции в целом. В настоящее время основу ее составляют предметы крестьянского быта – полотенца и закрайки, подзоры, настилальники, скатерти, одеяла и постельники, мотогузы, станушки, образцы ткачества, вышивки, вязания (всего около тысячи предметов). Только различных полотенец с вышитыми концами (закрайками) - обрядовых (свадебных, поминальных, «образников» на иконы и т.д.), «утиральников» или просто «рукотерок», мы имеем около четырехсот предметов. Определенные приемы в ткачестве, орнаменты вышивок, архаические по форме и языческие по своим истокам, относят эти изделия к многовековой традиции крестьянской культуры. Многообразие узоров вышивок на полотенцах, подзорах, которыми украшали кровати, изделия ткачества на домашних ткацких станах, присутствовавших в прошлом в каждом крестьянском доме, служит бесконечным источником информации о традиционной бытовой культуре народов бывшей Олонецкой губернии. (Фото 5)
Вторая по значимости часть коллекции (около 500 предметов) – традиционная крестьянская одежда, которая в ряде образцов донесла до нас свои локальные особенности. Женская одежда представлена как праздничными, так и повседневными видами. Прежде всего, это значительное количество сарафанов (около 70 предметов). Обычно их названия происходили от вида ткани или от покроя. Например, среди сарафанов из Заонежья хранятся два «штофника», «гарусники» и «кумачники». Из Пудожского района поступил набивной повседневный сарафан - «печатник». Три сарафана - «костыча», привезенные из деревень северной Карелии и Поморья, имеют наиболее старинный крой - косоклинный. Сарафаны сегозерских карел - ситцевые, сатиновые, репсовые, кашемировые, - отличаются яркой цветовой гаммой, а самой любимой тканью «поморянок» (по рассказам жительниц Поморья) – была шелковая шуршащая тафта (муар), они называли ее тканью «с морями». В сарафанный комплекс входили также рубахи с пышными короткими или длинными рукавами, передники или пояса. На нарядные праздничные сарафаны одевались душегреи. В коллекции музея хранятся семь душегрей из Заонежья и Пудожья. (Фото 6)
Из других элементов женской одежды большой интерес представляют повседневные полосатые юбки Южной Карелии (33 предмета), а также праздничные или повседневные юбки Заонежья и Пудожья (17 предметов). Юбки шили из тканого на домашнем ткацком стане - льняного холста, шерстяного или полушерстяного сукна, при этом нитки для полосатых и клетчатых изделий красили, как правило, заранее. До середины XIX века, т.е. до появления в продаже искусственных красителей в России, в деревнях использовали красители природные, которые сами заготавливали, а затем красили, при этом получались чаще всего неяркие цвета. Домотканые карельские юбки Пряжинского, Олонецкого, Суоярвского районов, окрашенные анилиновыми красителями, отличаются яркими сочетаниями разноцветных полос. (Фото 7)
В конце 60х годов XIX века, как отмечают многие исследователи Русского Севера, в некоторых деревнях и селах «вошел в моду» костюм городского типа. Широкое распространение получили различные платья и женские костюмы, состоящие из юбки и кофты (в фондах - 6 костюмов), в народе их называли - «парочка». Но в деревнях, довольно часто шили отдельно кофты и носили их с сарафаном, это подтверждает и коллекция нашего музея - 32 кофты, имеющие местные названия – «казак» или «казачок». В фонды музея «парочки» и «кофты-казачки» поступили почти из всех районов Карелии. (Фото 8)
Традиционный характер носят женские головные уборы. Среди них – повседневные «чепцы» (местные названия - «чепец», «цепец», «шепец» и др.), которые бытовали до 50-х годов XX века среди пожилых женщин; праздничные женские повойники, кокошники, под которые женщины укладывали особым образом, заплетенные в две косы, волосы. Головные уборы девушек - с открытым верхом в виде обруча вокруг головы. Именно такой является девичья корона с жемчужной сеткой-поднизью и лентой. В фондах хранятся широкие девичьи ленты, а также косынки, платки и шали, которые одевались на голову или набрасывались на плечи. (Фото 9)
В коллекции верхней женской одежды хранятся кафтаны, балахоны, салоп, венгерка, плюшевые жакеты и пальто. В материалах исследователей 19 века и различных литературных источниках упоминаются самые разнообразные названия верхней одежды, которые до нас не дошли. Однако память людей долго хранит ушедшие в прошлое названия. С этим мы столкнулись в экспедиции по Заонежью, когда в разговорах об одежде, многие вспоминали названия – «сак» и «курта». Например, в 2004 году, в д. Черкасы нам показали обычное детское пальто, которое в семье до 60х годов называли – «сак», а название «курта», многие пожилые люди и сейчас помнят.
Мужская коллекция одежды значительно меньшая по объему, но все же она дает представление о крестьянской традиции Олонецкой губернии конца XIX – начала XX вв. В ее составе – рубахи, порты, кафтаны, балахоны, армяк и картуз, мужские пояса из Прионежского, Медвежьегорского и Пудожского районов. (Фото 10)
Имеется небольшая коллекция церковных убранств и облачений священнослужителей – плащаница, ризы плащаниц, покровы, хоругви, подризник, фелони, епитрахили, пояса, поручи и прочее, большую часть которых нашли в подклетах наших церквей на острове Кижи. А также староверческие предметы для молений – лестовки, четки, коврики («подручники»).
Предметы современного прикладного искусства (всего около 75-ти предметов) представлены работами медвежьегорской мастерской «Заонежская вышивка», основанной в с. Шуньга в начале XX века. Кроме того, в коллекцию включены предметы петрозаводских мастеров; сюда же входят аналоги музейных экспонатов, используемые в экспозициях музея на о. Кижи.
Коллекция тканей ежегодно продолжает пополняться интересными, подчас уникальными предметами. И сейчас, благодаря экспедиционным записям, фотографиям и другим вещественным памятникам из фондов музея, мы имеем достаточно широкое представление о вышивке, ткачестве, одежде, традиционных для различных районов Карелии.
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. 1882г.
- Душегрея –
- душегрейка, душегрея, телогрейка, короткая женская одежда разного покроя, сборчатая и большей частью безрукавая.
- Закраекъ –
- самый край чего-либо, конечная кромка.
- Курта, куртка –
- короткая мужская одежда, без пол, круглая. / Куртый, короткий, куцый/.
- Лестовки –
- кожаныя четки раскольниковъ, вообще староверовъ, с кистью кожаных лепестков.
- Мотогувяз, мотоуз (от «вязать» и «мотать») –
- бичевочка, снурокъ, завязка; толстая ссученая пряжа; завязка кудели.
- Настилальникъ –
- застилка на постель.
- Полотенце рукотерник, утиральникъ –
- короткое полотенце для утирания лица или рук.
- Подручник –
- раскольн. небольшой стеганый лоскутъ или подушечка, подкладываемая под локоть или под чело, при земных поклонахъ, на молитве.
- Салоп (фрн.) –
- верхняя женская одежда, большей частью теплая, род круглаго плаща; ныне замен бурнусами, пальтами и шубками.