Смотрите также:

«Летняя музейно-этнографическая школа — 2014» Все конкурсы

В летнюю школу Кижи зовут! Итоги конкурса проектов Летней музейно-этнографической школы на о. Кижи 2014 года Vkontakte@kizhi

Завершился Всероссийский конкурс проектов 2014 года, посвященный 300-летию церкви Преображения Господня на о. Кижи. Жюри, в которое традиционно вошли сотрудники разных подразделений музея-заповедника «Кижи», рассмотрело 17 проектов из районов РК и регионов РФ.

При отборе проектов члены жюри учитывали следующие общие критерии: оригинальность идеи, инновационный характер проекта, а также его результативность. Интерес членов жюри вызвали проекты, которые предоставляли возможность создавать что-то новое на основе традиционного, включали интересные формы презентации проектов, имели исследовательский характер. В ходе обсуждения проектов были высказаны предложения по включению в музейно-образовательные программы участников Летней школы конкретных тематических занятий с учетом специфики проекта.

К реализации в Летней музейно-этнографической школе на о. Кижи принято 13 проектов, из них 8 — из Республики Карелия (Петрозаводск, Кондопога, Медвежьегорск), 5 — из регионов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Ростов Великий, Ярославль). Вне конкурса планируется принять в Летней школе 2 проекта из Зарубежья (Финляндия, г. Йоэнсуу; Германия, г. Галле).

Новые партнеры Детского музейного центра — СОШ № 297 Пушкинского района Санкт-Петербурга, Детская художественная школа г. Кондопоги.

Конкурсные проекты отличались разнообразием тематики и интегрированной направленностью.

Дети из СОШ № 297 г. Санкт-Петербурга — участники творческого объединения «Театр моды „Каприз Анастасии“ — имеют опыт по созданию коллекций стилизованных народных костюмов. Цель проекта „Русь обережная“, представленного на конкурс,— познакомиться с памятниками деревянного зодчества о. Кижи, доработать коллекцию костюмов „Народное деревянное зодчество“ и создать новые эскизы костюмов, изучив образцы традиционных народных костюмов Заонежья.

Тема проекта группы из СОШ № 34 г. Петрозаводска — «Семейный альбом Ошевневых» — была выбрана не случайно, ведь представительница этого старинного крестьянского рода, прямой потомок Н. Ошевнева — строителя и хозяина знаменитого дома, находящегося в основной экспозиции музея-заповедника «Кижи», учится в этой школе. В ходе подготовки участники проекта исследовали фотоматериалы, изучили семейный архив, взяли интервью у потомков этого рода. На острове группа будет снимать фильм об одном дне из жизни семьи Ошевневых. Еще один фильм, который создадут в ходе летней практики постоянные участники Летней школы на о. Кижи из Медвежьегорской СОШ № 3 — «Дитятко — это тесто: как замесил, так и выросло»,— будет посвящен традициям воспитания детей в Заонежье.

Три проекта посвящены памятникам деревянного зодчества музея-заповедника «Кижи»: «Алгебра кижской гармонии» (Державинский лицей), «Традиционные и современные методы сохранения деревянных построек» (СОШ № 43), «Застывшая музыка кижских куполов» (Дворец творчества детей и юношества г. Петрозаводска).

Авторов проекта «Застывшая музыка кижских куполов» из Дворца творчества детей и юношества г. Петрозаводска заинтересовала тема взаимодействия двух видов искусств — архитектуры и музыки. «Архитектура и музыка — сестры, и та, и другая создают пропорции во времени и в пространстве… В музыке мы находим архитектуру, в архитектуре — музыку»,— писал знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье. Услышать «музыку кижских куполов» и воплотить свои впечатления в музыкально-поэтическом альбоме — задача участников проекта.

Как, не имея компьютеров, современных технических средств, оборудования и материалов мастера-зодчие создавали шедевры, почему памятники деревянного зодчества оказались долговечны и прекрасны? Юные математики из Державинского лицея поставили цель «проверить алгеброй гармонию» кижских храмов. В результате должен появиться сборник детских исследовательских и творческих работ «К 300-летию Преображенской церкви», проникнутый любовью и самыми светлыми чувствами к острову Кижи.

Интересными событиями летнего сезона станет воплощение совместного проекта изостудии «Семицветик» ГМЗ «Ростовский кремль» и ЭБЦ «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных «Цветы и травы мира природы о. Кижи», «Иллюстрации к ботаническому атласу о. Кижи», проектов «Женские ремесленные занятия в Заонежье» (Лицей № 40, г. Петрозаводск), «Семь чудес Кижей» (СОШ № 2, г. Петрозаводск). Участники детской музейной студии «Кижская палитра» будут разгадывать тайны острова Кижи, реализуя проект «Где рождается загадка?», еще одна пленэрная группа — из Кондопожской художественной школы — интерпретирует в творчестве уникальные памятники и природу острова Кижи, используя технику батика. Не случайно их проект носит название «Шелковые Кижи».

В течение нескольких лет во Всероссийском конкурсе проектов Летней школы принимала участие группа из гимназии № 1521 г. Москва, постоянный и давний партнер Детского музейного центра музея-заповедника «Кижи». В этом сезоне будет реализовано два проекта гимназии, в которых примут участие учащиеся начальной школы и 5–7 классов. В рамках работы Летней школы состоится специальная педагогическая сессия по теме «Использование образовательного потенциала музея-заповедника „Кижи в работе с детьми дошкольного возраста“. Сессия посвящена 20-летию музейно-образовательного комплекса „Крестьянская изба“ МДОУ № 108 «Детский сад № 108 „Снежинка“ г. Петрозаводска, в ней примут участие воспитатели этого дошкольного учреждения.

В этом сезоне предполагается принять две группы выходного дня для детей и родителей. Для этих групп будет предложена особая программа «погружения» в традиционную культуру, включающая театрализованную тематическую экскурсию по деревне Ямка, специальные занятия и мастер-классы для детей и родителей. Все проекты радуют разнообразием идей и тематики и, надеемся, порадуют и своим воплощением на о. Кижи. Лето обещает быть «жарким»!

Наталья АРХИПОВА, куратор ЛШ
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф