Достояние империи. Тивдийские ломки @kizhi
Современная экспозиция музея связана с культурой русских Заонежья и Пудожья. В 2014 году в музее-заповеднике «Кижи» вновь возродилась идея формирования секторов, которые максимально полно могли бы отразить материальную культуру народов, издавна населявших территорию Карелии — вепсов и карел. Культура карел-ливвиков представлена усадьбой дома Яковлева из деревни Клещейла Пряжинского района. Не менее важной задачей явилось бы знакомство посетителей музея с культурой карел-людиков Кондопожского района. На сарае одного из домов предполагаемого сектора карел-людиков желательно в будущем устроить выставку, связанную с редким видом промысла, бытовавшего на территории Кондопожского района в селах Белая Гора и Тивдия — добычей мрамора.
Месторождение было открыто в первой половине XVIII века уроженцем деревни Лычный Остров купцом Мартьяновым. Ломка мрамора в Белой Горе началась в 1757 году, в Тивдии в 1807 году.
С 1768 до середины 1769 тивдийские мраморные ломки находились в ведении Канцелярии Олонецких Петровских заводов. К ним было приписано около 2500 крестьян из ближайших к Тивдии волостей и погостов.
С 1769 по 1788 находились в ведении Комиссии по постройке Исаакиевского собора в столице Российской Империи Санкт-Петербурге.
С 1788 по 1789 год по указу Екатерины II тивдийские мраморные ломки были переданы Олонецкой казенной палате Соляной экспедиции.
С 1803 по 1814 тивдийскими разработками занималась Комиссия по постройке Казанского собора в Санкт-Петербурге.
С 1814 по 1819 тивдийские мраморные ломки находились в ведении Гофинтендантской конторы.
С 1831 по 1840 год мастера тивдийских мраморных ломок работали по заказу Огюста Монферрана, изготавливая по его эскизам вазы, чаши разной величины, постаменты, столешницы — всего 80 штук. Изделия предназначались для продажи представителям придворной знати.
Больше всего мрамора добывалось в 1844–1857 гг., когда тивдийские каменоломни вновь оказались в ведении Комиссии по постройке Исаакиевского собора. В этот период лучшим мастером завода был Матвей Иванович Петров, обучавшийся скульптуре в школе при Гофинтендантской конторе.
С 1887 года месторождение в аренду по содержанию взял камер-юнкер двора В. В. Савельев. Завод выпускал подоконники, столы, камины, надгробия, памятники, которые сбывались на Шуньгской ярмарке, в Повенце, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Финляндии.
Белогорский и тивдийский мраморы использовались при облицовке очень многих памятников архитектуры Петербурга. В интерьере Исаакиевского собора (арх. О. Монферран) использовался 31 вид тивдийских мраморов. Помимо Исаакиевского собора тивдийские и белогорские мраморы использовались при изготовлении колонн и пилястр для экстерьера Мраморного дворца (арх. А. Ринальди), плит для пола и пилястр Казанского собора (арх. А. Воронихин), Орловских ворот в Царском Селе, возведенных в память заслуг Григория Орлова в борьбе с чумой в Москве в 1771 году (арх. А. Ринальди). А также при сооружении пьедестала памятника Петру I перед Инженерным замком (арх. К. Б. Растрелли), фонтана «Пирамида» в Петергофе (арх. Микетти), пьедестала для Конногвардейского манежа (арх. Д. Кваренги). В 1838 году были изготовлены мраморные подоконники для императорского Зимнего дворца (арх. Ф. Б. Растрелли) и колонны для интерьера дворца великой княгини Марии Николаевны (арх. А. Штакеншнейдер).
С 1902 года добыча мрамора в Белой Горе была возобновлена в связи с реконструкцией Михайловского дворца, в котором по указу Николая II был создан музей Русского искусства им. Александра III. Архитектор Василий Фёдорович Свиньин перестраивал дворец, приспосабливая его для устройства Русского музея, и пристраивал к нему здание этнографического отдела (нынешний РЭМ). Архитектор сам наблюдал за ломкой мрамора в Белой Горе: было добыто 17 глыб по 1200 тонн каждая. Самый красивый зал Этнографического музея «Зал народов России» украсился 28-ю колоннами и 12-ю пилястрами из нежно-розового мрамора Белой Горы и Лижмозера. Полы музея облицованы плитами из красноватого мрамора Пертигубы.
На выставке по Тивдийским мраморным ломкам непременно будет присутствовать фотография церкви Казанской Божьей матери, возведённой в селе Белая Гора в 1856 году по инициативе и при финансовой поддержке министра уделов графа Льва Александровича Перовского. Построена церковь по эскизу известного архитектора, работавшего в русско-византийском стиле, автора собора Христа Спасителя в Москве Константина Тона. К счастью, она сохранилась, хотя отношение к ней потомков оставляет желать лучшего.