Восхождение. К 300-летию церкви Преображения Господня на острове Кижи. 1714—2014 гг. @kizhi
Символ единства церковного прихода
Карелия — край бескрайних лесов, чистых озёр и высокого, глубокого неба. Живописные острова. Красивый, трудолюбивый народ. Плодородные шунгитовые земли («кижский чернозём») давали хорошие урожаи овса, ячменя и ржи — каждый клочок земли ценился на вес золота. «Заонежской Элладой» называли путешественники эти места.
Погост в Кижах — древнейший в Заонежье. Впервые упоминается в 1496 году.
Родилась на острове Кижи церковь-красавица из свежей, смолистой сосны с 22-мя золотистыми осиновыми главками.
Вознеслась Преображенская церковь на месте древней шатровой церкви, на пожарище, разразившемся от молнии в самом конце XVII века.
Крестьянский мир принял её сразу и навсегда. Юная. Топором срублена. Впереди — вся жизнь. Какой она будет?!
«Светломилостивым Ерусалимом» любовно называли её кижские прихожане. И были уверены, что краше не было, нет и не будет.
Берегли церковь. Собирали на ремонты при хождении с храмовой иконой по приходу: кто деньгами, кто зерном, хлебом, полотенцами, холстом, а то и просто досками или гвоздями одаривал… Украшали всем крестьянским миром («иждивением и старанием прихожан», «тщанием прихожан и усердием доброхотодателей»).
Стимул для создания Кижского архитектурного ансамбля
Первой после пожара на Кижском погосте в 1694 году была построена зимняя церковь Покрова Богоматери. Была она простого, клетского, типа, но уже с тёплым Никольским приделом, выполняя роль летне-зимней церкви. Наличие на погосте «двухкомплектной» приходской церкви позволило кижанам не торопиться с возведением главной церкви Преображения Господня.
Кижане с постройкой главного храма погоста не спешили: было у них задумано: вместо прежней шатровой церкви, нарушив дедовские традиции, построить совсем другую — многоглавую. Видели местные люди чудо — церковь Покрова Богоматери «о 25-ти куполах» в селе Анхимове, построенную в 1708 году на южном берегу Онежского озера.
Загорелись кижане удивить мир и своей церковью. Церковь удалась на славу и превзошла свою «старшую сестру» статью и дивной красотой. Была кижская Преображенская церковь построена в 1714 году — всего на 6 лет младше Покровской в Анхимове.
Жизнь этих двух церквей окружена легендами. Совсем не случайно их возведение связано с именем царя Петра I. Новые веяния проникали в отдалённые селения России. Не миновали они и остров Кижи, жители которого часто бывали в Петербурге. В Заонежье говорили: «От каждого порога — к Питеру дорога»; бывали в Москве, проникаясь столичной, чужестранной новизной.
Забурлила жизнь в этих краях, нашла она своё отражение и в деревянном строительстве.
Пришла пора легендарного мастера Нестора, смело и дерзко нарушившего прежние традиции.
Поистине, в счастливую минуту озарила зодчего идея на создание этого храма. Буйство архитектурно-конструктивных элементов в виде крутобоких куполов, их вихреобразное движение и плавное перетекание форм из одной в другую привлекло внимание местных умельцев и воплотилось в жизнь необычным откликом на чужой стиль «барокко» в своеобразном крестьянском исполнении, не нарушив при этом бревенчатой основы здания.
Барочный экстерьер церкви повлёк за собой обновление интерьера в виде торжественно сверкающего позолотой резного иконостаса, также устроенного в стиле «барокко», заменившего собой древний тябловый иконостас.
Нарушение традиций не смущало: люди жадно тянулись к новому. Время Петра I ломало традиции, создавая ранее невиданное.
И в настоящее время творения петровской поры сохраняют свою чудесную силу восприятия, словно воплощение в жизнь невозможного. До сих пор нет равных по красоте церкви Преображения Господня, по всей видимости, непревзойдённой вершины деревянной архитектуры на все времена.
Современный вид архитектурный ансамбль приобрёл не сразу. Его формирование происходило постепенно, на протяжении трёх столетий. Стимулом явилась церковь Преображения Господня. Именно она определила архитектурно — конструктивные особенности зимней церкви, увенчанной впоследствии девятиглавой короной, и стройный образ колокольни, создав нерушимую гармонию всех трёх строений.
Величавый образ храмовой церкви требовал к себе особого отношения: рядом должны стоять достойные строения: зимняя церковь Покрова Богоматери (1694 г., перестроена в 1764 г.) и колокольня (1762 г., перестроена в1874 г.), обнесённые оградой (восстановлена по проекту А. В. Ополовникова в 1959 г.). Венец деревянного зодчества России
В России внимание к изучению деревянного зодчества проявилось сравнительно поздно — лишь во второй половине XIX века. В. В. Суслов в 1899 году писал: «Академик Л. В. Даль… был выдающимся исключением, положив почин серьёзному исследованию памятников деревянного зодчества». Предпринятая в 1876 году Л. В. Далем поездка по северным губерниям, посещение острова Кижи раскрыли перед ним самобытность деревянного зодчества России.
В начале XX века на Русский Север началось паломничество художников и архитекторов: их привлекало то, что ещё сохранилось здесь в своей первозданности. Но и Север не избежал обновления: и здесь начала проявляться тяга к новизне и небрежное отношение к древним церквям, не избежавшим варварских ремонтов и вандального уничтожения этнографических реликвий прошлого времени. Бревенчатые срубы вдруг стали выражением грубой мужицкой, деревенской, культуры. Их стыдливо прикрывали дощатой обшивкой с покраской разноцветными масляными красками, а серебристые от времени осиновые лемеха сдирали с куполов и затягивали их железными панцирями.
Но и в таком виде церковь Преображения Господня, возведённая в деревенской среде, вызывала восхищение маститых учёных. Остаётся только пожалеть исследователей, которые так и не увидели Преображенскую церковь в её первородном виде.
В 1904 году художник И. Я. Билибин писал: «… Нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах… Что за зодчий был, который строил такие церкви!» «…К сожалению,— писал И. Я. Билибин,— у старшей все купола обиты железом и окрашены в яркий светло — зелёный цвет, а сама она кажется белее снега».
В 1911 году на вернисаже картину И. М. Шлуглейта «На далёком севере» приобрёл император Николай II.
Архитектор М. В. Красовский в 1916 году писал: «Преображенский храм — шедевр, который смело можно назвать венцом народного творчества, который в истории русского деревянного зодчества должен занять такое же место, какое заняла московская церковь Василия Блаженного в истории каменного зодчества».
Постепенно приобретался опыт и навык работы по спасению старинных деревянных церквей в России.
В 1915 г. при поддержке Императора Николая II создалось «Общество возрождения художественной Руси». Согласно принятому Уставу Общество поставило своей задачей «широкое ознакомление с самобытным древним русским творчеством во всех его проявлениях и дальнейшее преемственное развитие в применении к современным условиям».
В него входили известные архитекторы, художники, писатели и поэты: В. Васнецов, М. Нестеров, И. Билибин, А. Щусев, А. Ремизов, С. Городецкий, Н. Клюев и С. Есенин.
Фёодоровский городок в Царском Селе, обнесённый кремлёвской стеной с живописными башнями, предполагался стать музеем древнерусского искусства, образцом архитектурных и художественных достижений Древней Руси.
К началу XX века источниковая база по их изучению была уже довольно значительной: проводилась работа по сбору, сохранению, обследованию местных памятников древности, принимались меры против их уничтожения. С 1912 г.
Императорская археологическая комиссия установила контроль за ремонтом старинных церквей.
Выдающийся памятник культуры и архитектуры общесоюзного значения на территории СССР
С приходом советской власти, в 1920 году, Кижский архитектурный ансамбль был взят под охрану государством «как памятник старины северорусского зодчества». Памятнику строительного искусства было выдано Охранное свидетельство за № 1847, в котором сообщалось, что две церкви и колокольня «… состоят в ведении Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Комиссариата народного просвещения, не могут видоизменяться и перестраиваться, а также быть занятыми какими-либо учреждениями или лицами без разрешения Отдела, а находящиеся в этих церквах иконы и церковное убранство не могут быть без ведома разрешения Отдела перемещены и не подлежат реквизации».
Кижские церкви были переданы верующим Кижского прихода для проведения богослужения. Одновременно предусматривалось проведение экскурсий «с разъяснениями об использовании церковных атрибутов».
Церковь-музей просуществовала недолго: 25 июля 1937 года из Кремля в Петрозаводск пришло решение о закрытии Преображенской церкви. Последний священник А. С. Петухов был расстрелян. Церковь Преображения Господня лишилась своего первоначального предназначения и духовного смысла.
В 1939 году кижские церкви были рекомендованы в состав Списка памятников общесоюзного значения. Но в связи с войной 1941–1945 годов это произошло только в 1948 году.
Кижский архитектурный ансамбль в годы финской оккупации (1941–1944)
Война оставила неизгладимый след в истории Кижского ансамбля. Первоначально финские оккупанты проявляли пренебрежение к святым вражеским реликвиям. Они занимались грабежом церковного имущества, наполняя ценными сувенирами — иконами — солдатские рюкзаки, и отправляли их в Финляндию для продажи. Вскоре финны изменили своё отношение к доставшимся им военным трофеям, чтобы показать всему миру, что свобода вероисповедования, которую финны представляют, есть прямая противоположность большевистскому времени, и что забота о православии зачтётся как заслуга. В кижских церквах проводились службы для финских солдат.
На территории Заонежья в октябре 1942 года по приказу главнокомандующего Маннергейма прибыли финские учёные: архитекторы, искусствоведы, этнографы, фольклористы, антропологи и художник с целью изучения местной культуры. Особое место исследователи уделили церкви Преображения Господня: была составлена схема исторической реконструкции церкви, зафиксированы схемы иконостасов и «неба», сделано подробное описание икон.
После активизации партизанского движения иконостас и «небо» Преображенской церкви были разобраны финскими солдатами с целью эвакуации в Финляндию для сохранения, а по сути — грабежа.
После окончания военных действий все иконы предполагалось возвратить на прежнее место.
В январе 1944 года в Художественной галерее в Хельсинки иконы, вывезенные из Заонежья, большая часть которых принадлежала Преображенской церкви, были представлены на выставке «Охрана памятников культуры в годы войны. Иконы Восточной Карелии». Выставка была запрещена по приказу Маннергейма — для Финляндии война близилась к завершению. В связи с капитуляцией Финляндии правительство Советского Союза потребовало возврата икон. Осенью 1944 года иконы были возвращены в Петрозаводск.
Иконы «неба» — потолка церкви, снятые финнами одновременно с иконами иконостаса не вывозились в Финляндию, а были оставлены в Петрозаводске. К сожалению, они не сохранились: в Петрозаводске зимой 1944–1945 годов завхоз ДК истопил на дрова иконы «неба» Преображенской церкви, чему есть документальное подтверждение.
В 1950 году иконостас церкви Преображения Господне был восстановлен.
Фундамент для создания музея под открытым небом
Постановление № 604 Совета Народных Комиссаров Карело — Финской ССР от 2 октября 1945 года объявило территорию ансамбля Кижского погоста, имеющего историческую и художественную ценность мирового значения, государственным заповедником. Музей создавался на базе Кижского архитектурного ансамбля. Постановление предписывало в течение 1945–1946 годов провести аварийно-предупредительный ремонт, определить границы и строгий режим охраны заповедника и представить в СНК К-ФССР мероприятия по переносу на территорию Кижского заповедника уникальных памятников гражданского зодчества (крестьянские дома, хозяйственные постройки).
Идея устройства музея рассматривалась как конкретная практическая мера, способная сохранить обречённую на гибель часть наследия деревянного зодчества. Ведущим критерием для подбора зданий-экспонатов была архитектурная уникальность и типичность, соответствующая традициям народного творчества.
Основой для будущего музейного комплекса стал кижский архитектурный ансамбль, ставший в этот период жёстким мерилом для отбора соответствующих ему по значимости объектов. На данном этапе формирования музея чётко прослеживается архитектурный характер его экспозиции и выставок. В скором времени Кижский погост становится центром экскурсионно-туристической работы, представляющим научный и культурно-просветительский интерес.
В 1947 году начались реставрационные работы на Кижском погосте. С 1949 года реставрацию уникальных кижских церквей возглавил московский архитектор А. В. Ополовников.
Реставрация 1949–1959 гг. должна была укрепить памятники и восстановить их первоначальный художественный образ, искажённый многочисленными переделками в XIX веке.
На протяжении 10 лет (1950–1960 гг.) Кижский погост существовал на правах отдела Управления по делам архитектуры при Совете Министров Карело-Финской ССР, не являясь самостоятельной хозяйственной единицей.
Период с 1961 по 1965 годы ознаменован организацией отдела «Кижи» при краеведческом музее, официальное открытие которого состоялось 10 июня 1961 г. В это время Карельский государственный краеведческий музей считался эталоном музеев Российской Федерации.
Ко времени создания отдела «Кижи» на остров были перенесены все основные памятники.
В 1964 г. Кижский остров был включён в один из 9-ти всесоюзных маршрутов для иностранных туристов.
Организации музея предшествовала работа архитекторов, реставраторов, музейных сотрудников Карелии, Москвы и Ленинграда. Их труд способствовал созданию музея «Кижи» как самостоятельного учреждения.
Государственный историко-архитектурный музей был основан 1 января 1966 года.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 4 апреля 1969 года музей «Кижи» был реорганизован в Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник.
Шедевр архитектуры, включённый в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО
На протяжении всех лет существования главный объект архитектурного комплекса — Преображенская церковь — вызывает постоянную тревогу в связи с её преклонным возрастом и состоянием древесины.
Со времени первой её реставрации в 1949–1959 годы судьба Кижей оставалась не менее напряжённой. К решению проблем были привлечены лучшие специалисты страны.
В 1964 г. мероприятия по инженерному укреплению конструкций представил главный архитектор Объединения Научно — реставрационных мастерских Гнедовский Б. В. в соавторстве с инженерами Маколовым Н. С. и Чельцовым М. (Москва). В 1971 г. к проблеме аварийного состояния объекта подключился профессор Военно-инженерной академии им. В. А. Куйбышева К. К. Карлсен (Москва).
Общее неудовлетворительное состояние всех конструкций и элементов подтвердил Э. М. Гендель, д. т. н. (Москва). С 1979 г. проектные предложения по инженерному укреплению церкви разрабатывали специалисты Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ), Московского архитектурного института (МарХИ), Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината (Москва), Сенежская лаборатория консервирования древесины (Москва), «Союзспецавтоматика» (Москва), «Спецпроммонтаж» (Москва), Институт «Спецпроектреставрация» (Москва).
Обследование плотности древесины произвели сотрудники Ленинградской лесотехнической академии.
Выявление деформаций сруба и прогнозирование их развития осуществили специалисты Ленинградского горного института. В связи с аварийным состоянием, в 1980 году, церковь была закрыта на реставрацию. Тогда же начался демонтаж церковного интерьера: разобран иконостас, сняты полы, разобраны потолки, внутренняя (страховочная) кровля.
В 1981 г. сотрудники института «Спецпроектреставрации» представили проект инженерного укрепления, предусматривающий полную переборку сруба (авторы: Н. И. Смирнов и Б. П. Зайцев).
В 1984 году в интерьер церкви был введён металлический каркас с целью укрепления конструкций и обеспечения переборки церкви без её полной раскатки.
Бурные дискуссии 1980-х годов по поводу метода реставрации способствовали объявлению в 1987 году открытого Всесоюзного конкурса на разработку проекта инженерного укрепления памятника. К сожалению, ни одно из 15 предложенных проектных предложений не оказалось способным полностью решить эту проблему.
В 1988 году в Петрозаводске и на острове Кижи состоялся международный симпозиум ИКОМОС по обсуждению способов сохранения Кижского архитектурного ансамбля. В нём приняли участие 108 специалистов по реставрации, в том числе 40 учёных из разных стран мира. В решении симпозиума рекомендовалось не подвергать Преображенскую церковь переборке. Участники симпозиума выразили мнение о включении Кижского архитектурного ансамбля в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
12 декабря 1990 года в г. Банфе (Канада), на 14-й сессии Комитета всемирного наследия Кижский архитектурный ансамбль был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.