Смотрите также:

«Колокольная партитура Кижской волости» Все конференции и семинары

Колокольная партитура Кижской волости Vkontakte@kizhi

Кижские звонари известны своим мастерством далеко за пределами заповедного острова. Их выступления на звоннице часовни Архангела Михаила для туристических групп и на колокольне Кижского погоста во время церковных служб стали неотъемлемой частью неповторимой атмосферы этого дивного острова. А в давние времена, во время праздников, в заонежских деревнях колокольный звон был слышен отовсюду — задорным многоголосием одновременно звучали звонницы, радуя слух, перекликаясь друг с другом и создавая особую музыкальную партитуру Заонежья.

У гостей острова Кижи, которые посетили его в дни проведения фестиваля «Преображение», посвященного 300-летию храма Преображения Господня на о. Кижи, выдалась замечательная возможность оценить неповторимый эффект музыкальной партитуры Заонежья. С 15 по 19 августа на острове состоялась творческая сессия звонарей — основной этап реализации проекта «Возрождение утраченных традиций Русского Севера. Колокольная партитура Кижской волости», получившего грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Данный проект создавался авторским коллективом сотрудников музея «Кижи»: С. В. Воробьевой, С. В. Касьяновым, О. Ю. Титовой, И. И. Хуттером.

На первом этапе реализации проекта «Возрождение утраченных традиций Русского Севера. Колокольная партитура Кижской волости» произошло знаковое событие — свой голос обрели две часовни на о. Кижи. На средства гранта был отлит полный комплект из семи колоколов для часовни Трёх Святителей из деревни Кавгора, которая находится в северной части острова.

Кроме того, по заказу музея был изготовлен благовестный колокол, который завершил комплект ранее отлитых колоколов, предназначенный для оснащения звонницы часовни Спаса Нерукотворного из деревни Вигово. Вес нового колокола — 40 кг. Он украшен памятной надписью: «Лит сей колокол в лето 2014 от Рождества Христова к 300-летию храма Преображения Господня на острове Кижи». Все колокола были изготовлены на заводе «Италмас» в г. Тутаеве Ярославской области известным мастером колокольного дела Николаем Шуваловым, чьи колокола звонят во многих храмах России, в частности, в Храме Христа Спасителя в Москве. Когда над островом Кижи раздались первые звуки новых колоколов, многие островитяне не поверили своим ушам — настолько непривычно было слышать обретенные голоса часовен, неизменно радующих визуально, но никогда прежде на о. Кижи — аудиально.

В рамках реализации проекта была также осуществлена реконструкция передвижной музейной звонницы. Специалисты Плотницкого центра музея-заповедника «Кижи» оснастили её удобным помостом и надёжной кровлей — таким образом, звонница может быть использована для демонстрации колокольных звонов и обучения им всех желающих в любую погоду и в любом удобном для этой цели месте. Конструкция легко разбирается, а полученный ею в рамках проекта «защитный футляр», стилизованный под традиционную затейливо украшенную резьбой кровлю крестьянского дома, гармонично вписывается в кижский пейзаж.

Во время фестиваля «Преображение» передвижная звонница была установлена в центральной экспозиции музея, и ежедневно все желающие могли попробовать себя в деле колокольного искусства. Среди них были жители острова Кижи и его окрестностей, гости и участники фестиваля и, конечно, туристические группы, которым повезло посетить остров в праздничные дни — несколько сотен человек.

Мастер-классы проводили ведущие звонари и специалисты-кампанологи, которые приехали на Кижи в дни фестиваля со всей России, а также из Финляндии и Франции — всего около 30 участников и гостей проекта из Карелии, Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Архангельска, Сергиева Посада, Каргополя, Саратова, Тутаева, Хельсинки и Парижа. Со стороны музея участниками проекта стали Кирилл Гуреев, Алексей Нестеров и инициатор всего проекта Игорь Хуттер.

Программа мероприятий для участников творческой сессии была весьма насыщенной. Помимо постепенного знакомства с культурным наследием Заонежья, она включала в себя плотный график аудио- и видеозаписей совместных творческих сессий на различных звонницах острова Кижи, а также в деревне Воробьи на Большом Клименецком острове. Замысел заключался не только в активном обмене творческим опытом, передаче своих знаний новым потенциальным звонарям, но и в сборе материала для создания аудио- и видеоряда совместной работы интернационального коллектива звонарей с целью воссоздания и фиксации музыкальной партитуры Заонежья для её сохранения и дальнейшего применения.

В день приезда на остров Кижи участников проекта, 15 августа, состоялось их знакомство со звонницами центральной экспозиции музея, были проведены первые совместные репетиции. Остров наполнился новыми колокольными мелодиями в исполнении гостей.

16 августа звонари совершили увлекательное путешествие по маршруту «Кижское ожерелье», в ходе которого состоялось знакомство со старинными часовнями, которые сохранились на своих исконных местах. Завершилось оно концертом колокольного звона в деревне Воробьи, на звоннице часовни Святых Кирика и Иулитты. Там же состоялось событие, которого с интересом ждали многие — мастер-класс по искусству колокольного звона, в котором могли принять участие все желающие. Не случайно первый мастер-класс в рамках проекта произошёл именно в деревне Воробьи, ведь именно здесь усилиями местного сообщества и энтузиастов был обустроен интерьер часовни Кирика и Иулитты, для звонницы которой были приобретены 8 старинных колоколов XIX — XX вв. Мастер-класс собрал не только жителей Воробьёв, но и множество гостей из других заонежских деревень, ведь не секрет, что колокольные звоны в Заонежье воспринимаются по-особенному, как музыка, которая всегда были близка и понятна местным жителям.

Здесь, на Русском Севере, издревле сложилась самобытная школа звонарского искусства, которая опиралась на местный музыкальный фольклор и в полную меру использовала акустические возможности деревянных колоколен. Как не было двух одинаковых часовен в Заонежье, так не было и одинаковых звонов. К сожалению, традиция звона была прервана в связи с тем, что в советское время много колоколов было уничтожено, многие звонари были репрессированы. И когда после прослушивания колокольного звона во время экскурсии туристы спрашивают гидов о том, каким образом становятся звонарями, однозначного ответа на этот вопрос нет. Звонарских школ, утверждённых методик преподавания, нотных записей раньше не было — традиции передавались от учителя к ученику. В наше время, когда остро стоит задача восстановления этой замечательной традиции, часто встречается явление, когда человек, услышав голос колоколов, самостоятельно ищет возможности попробовать и себя в этом непростом деле. Мастер-класс в деревне Воробьи отлично выполнил эту задачу — и кто знает, может быть, в дальнейшем в заонежских деревнях прозвучат произведения новых звонарей?

Но не только в Воробьях в этот день царил праздник. На Кижском погосте состоялось открытие выставки «Традиционные колокола Русского Севера». Автор выставки — старший научный сотрудник музея «Кижи» Виола Гущина. Туристы, приезжающие на остров Кижи, теперь смогут увидеть старинные колокола, собранные в разных деревнях Карелии, в том числе и большой вечевой колокол, отлитый в 1912 году на Ярославском заводе.

Во второй половине дня у дома крестьянина Сергеева состоялся концерт с участием звонарей и карельских фолк-коллективов «Drolls», «Jousnen Jarved», «Верея-Мука», «Коромысло».

На этом творческая вахта звонарей не закончилась — они отправились в северную часть острова записывать колокольные звоны на часовне Трёх Святителей из деревни Кавгора. Вечером этого же дня во входной зоне музея «Кижи» состоялся концерт ансамбля народной музыки «Тойве» Петрозаводского государственного университета. Художественный руководитель коллектива Игорь Архипов — легендарный звонарь, много лет проработавший в музее «Кижи» совместно с другим прославленным кижским звонарем Игорем Хуттером. Именно два Игоря стали инициаторами воссоздания колокольных звонов в музее «Кижи» — в 1988 году, когда после долгих лет молчания вновь зазвучала звонница часовни Архангела Михаила из деревни Леликозеро. С этого момента ведет отсчет восстановление колокольного звона не только в музее, но и по всей Карелии. Являясь бессменным креативным лидером ансамбля «Тойве», Игорь Архипов в течение многих лет передает звонарские секреты участникам коллектива в рамках неформальной звонарской школы, которая дала старт многим талантливым звонарям — например, участнику Фольклорно-этнографического ансамбля музея «Кижи» и участнику многих петрозаводских фолк-коллективов Кириллу Гурееву.

В воскресенье,17 августа, на острове Кижи отмечался День Кижской волости. Как и положено, утром звонари оповестили округу о Воскресной Литургии, которая состоялась в храме Покрова Богородицы. Далеко же слышен звон колоколов звонницы Кижского погоста, плывущий по водной глади Онежского озера! Акустические особенности акватории Кижских шхер были в полной мере использованы при выступлении звонарей на борту поморской лодьи «Святитель Николай», где на реях были развешены колокола учебной звонницы Александро-Невского собора г. Петрозаводска. Лодья доставила к Кижскому погосту гостей фестиваля «Преображения» — ансамбль «Тойве», который в этот день дал целых четыре концерта — в том числе состоялось отдельное представление специально для звонарей-участников проекта. Из-за плотного расписания они не имели до этого возможности стать его зрителями, а теперь никак не желали отпускать артистов на заслуженный отдых, несмотря на то, что сами до этого весь вечер посвятили аудио- и видеозаписи колокольных звонов на самой высокой точке острова Кижи — звоннице часовни Спаса Нерукотворного из деревни Вигово.

18 августа звонари вновь радовали кижан и гостей острова Кижи — на колокольне Кижского погоста состоялись звоны перед Всенощным бдением, которые также были зафиксированы для включения в сборник аудио- и видеоматериалов проекта. Во второй половине дня состоялся Круглый стол с участием звонарей. Прозвучали доклады «Акустические характеристики русских колоколов и художественное творчество звонаря», «Колокола Успенского собора в г. Хельсинки», «Колокольные фестивали и концерты звонарей в Великом Новгороде», «Колокольные звоны в музее под открытым небом в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства „Малые Корелы“», «Ведущие производители колоколов России XIX — начала XX в. «, «Традиционное искусство звонарей России (к проблеме региональных традиций) «, „О древобильницах и древозвонницах. Постановка проблемы“, „Возрождение утраченных традиций Русского Севера. Партитура Кижской волости“. В вечернее время вновь зазвучали колокола Кижского погоста — звоны состоялись перед Всенощным бдением. Однако на этом рабочее расписание команды звонарей не закончилось — были зафиксированы колокольные звоны на часовне Архангела Михаила.

Кульминационный для проекта и всего фестиваля день наступил 19 августа — в престольный праздник Преображения Господня. В этот день на остров прибыло множество гостей, и все они смогли услышать вживую звонкое многоголосие многочисленных кижских звонниц. А для того чтобы у гостей создавалось ощущение полного соприкосновения с творческим процессом, специально для этого торжественного дня в экспозиции музея и входной зоне были установлены мониторы, с помощью которых транслировалась работа звонарей, трудящихся над исполнением партитуры Кижской волости.

Проект «Возрождение утраченных традиций Русского Севера. Колокольная партитура Кижской волости» стал логичным продолжением цепочки мероприятий, направленных на восстановление духовной традиции заонежских деревень. Как уже было упомянуто выше, всё началось в 1988 году, когда на острове Кижи зазвучали колокола часовни Архангела Михаила. Спустя 10 лет, в 1998 году, музей-заповедник «Кижи» и Ассоциация колокольного искусства России организовали первый фестиваль, посвященный 10-летию возрождения колокольных звонов на о. Кижи. Второй фестиваль, посвященный 290-летию церкви Преображения Господня, состоялся на острове Кижи в 2004 году.

За последние 20 лет при участии звонарей музея «Кижи» в более чем десяти храмах Петрозаводской епархии были обустроены звонницы. Таким образом, музей-заповедник «Кижи» является одним из центров возрождения традиционного искусства русских колокольных православных звонов. И если учесть уникальность и самобытность кижских, заонежских звонов, сам собою напрашивается вывод о том, что тема дальнейшего проведения подобных мероприятий обязательно должна получить развитие. Воссоздать колокольную партитуру возможно только на исконной местности, ведь на неё воздействует много факторов: резонанс храмов, расстояние и ландшафт между ними и др.

Музей-заповедник «Кижи» идеально подходит для этого, так как является уникальным историко-культурным и природным комплексом, в котором бережно сохраняется исторический ландшафт и архитектура, одним из ярчайших компонентов которой являются живописные часовни Кижского ожерелья. И хотя проект 2014 года завершил свою работу, тот резонанс, который возник в результате его реализации, ощутим уже сейчас, в первый месяц после праздничных дней. Мероприятия проекта стали своеобразной отправной точкой на пути восстановления звонких голосов заонежских часовен. К примеру, до конца года за счет жертвователей и благоукрасителей планируется оснастить колоколами звонницу храма святого Ильи Пророка в деревне Телятниково. А жители Волкострова, вдохновленные услышанным и увиденным в праздничные дни, обратились к организатору фестиваля Игорю Хуттеру за советом о том, как отлить колокола для своей деревни.

Представители музея деревянного зодчества «Малые Корелы» выразили надежду на проведение подобных мероприятий у себя в музее.

Невозможно не отметить исключительно тёплую атмосферу, которая царила в эти дни на острове, когда происходило множество интересных встреч между неординарными людьми, приехавшими на Кижи из самых разнообразных мест — всё это, безусловно, стало благодатной почвой для рождения новых творческих проектов и задумок. От имени участников проектных мероприятий, единодушно оценивших организационный уровень музея в качестве «эталонного», организатор и вдохновитель звонарского движения в музее Игорь Хуттер выражает глубочайшую благодарность всем службам музея-заповедника «Кижи», принимавшим активнейшее участие в работе над реализацией проекта «Возрождение утраченных традиций Русского Севера. Колокольная партитура Кижской волости», а также партнёрам музея по проекту — Ассоциации колокольного искусства России в лице вице-президента Сергея Алексеевича Старостенкова и Центр молодёжных инициатив «Myllarit» в лице звукооператора Сергея Николаевича Ильченко. И конечно, Петрозаводскому государственному университету в лице многочисленного студенческого коллектива «Toive». Такие мероприятия проводятся «всем миром»!

Марина НОЖЕНКО

See also:

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф