Из поколения победителей @kizhi
14 июня заслуженному работнику культуры Российской Федерации, бывшему главному реставратору Преображенской церкви Николаю Леонидовичу Попову исполнилось 70 лет.
Он родился в год Великой Победы. Рос в трудные для страны времена, поэтому привык всего добиваться сам — через учение и упорный труд. В душе поэт и художник, но с руками мастерового и характером победителя. Таким знают Николая Леонидовича все его друзья-товарищи, коллеги по работе и самые дорогие его сердцу люди — жена Людмила Михайловна и дочь Татьяна.
Родился Николай Попов в Беломорске, но вскоре семья переехала в Питкяранту, поэтому Приладожье, природные красоты которого до сих пор вдохновляют его как художника, считает своей любимой родиной.
Отвечая на вопросы анкеты интернет-журнала «Лицей», Николай Леонидович сказал, что любимый вид его досуга — думать, и что-то делать руками. Вот на этом слиянии мысли и мастерства построен весь жизненный путь юбиляра.
В 1963 году Николай Попов поступил Ленинградский институт авиационного приборостроения, учился на инженера и одновременно черпал вдохновение из сокровищницы мирового искусства, посещая музеи и лектории. С его участием разрабатывался ракетный комплекс «Тополь-М».
Но Попов против разрушения, он созидатель, поэтому в 1972 году его инженерные способности были направлены на разработку робота для тушения пожаров. По заказу музея «Кижи» впервые в России под его руководством и по его проекту был создан пожарный робот принципиально новой конструкции, установленный в 1984 году на Кижском погосте. Таким было первое соприкосновение мастера с великим чудом русской деревянной архитектуры — церковью Преображения Господня, победить разрушение которой оказалось его жизненным призванием.
В 1986 году разработанные Н. Поповым пожарные роботы принимали участие в ликвидации последствий аврии на Чернобыльской АС.
В 1997 году Николая Леонидовича Попова, получившего неоценимый опыт работы в должности замдиректора по реставрации и строительству музея на Валааме, пригласили на работу в музей-заповедник «Кижи», чтобы поручить чрезвычайно ответственное дело: реставрацию Преображенской церкви, которая более десяти лет удерживалась на металлическом каркасе.
Несколько лет понадобилось для того, чтобы детально продумать, просчитать, прописать на бумаге весь процесс реставрации. В основу алгоритма была положена идея создания непосредственно на острове Плотницкого центра с подготовкой специалистов, строительством цехов для предварительной сборки конструкций, заготовкой необходимых материалов. Все это под руководством Попова успешно осуществилось.
Николай Леонидович всегда очень эмоционально вспоминает момент победы человеческой мысли, когда в октябре 2004 года при помощи механических домкратов был произведен пробный подъем верхнего яруса Преображенской церкви, и он буквально воспарил в двадцати сантиметрах над нижней частью сруба!
— Тогда мы все испытали страх переходящий в восторг,— вспоминает Николай Попов.— Преображенка устояла и это означало, что наши расчеты оказались верными, можно было приступать к дальнейшей работе и начинать с сооружения надежного ленточного фундамента. По прошествии лет я могу с уверенностью сказать, что нашему бесценному памятнику не угрожает разрушение — у него крепкая основа. Главное, чтобы не прекращалась реставрация. Мечтаю увидеть Преображенскую церковь во всей красе, какой поставили её на острове Кижи мастеровые люди уже более 300 лет назад…
— Мы с Николаем Леонидовичем работали вместе 14 лет, все эти годы боролись за достойный статус музея в стране и мире, и добились определенных успехов,— говорит бывший директор музея-заповедника «Кижи» Эльвира Аверьянова.— Удалось поднять на современный уровень материально-техническую базу для реставрации, отреставрировать десятки исторических архитектурных объектов, пройти самые сложные этапы реставрации Преображенской церкви. Безусловная заслуга Николая Леонидовича в том, что был создан Плотницкий центр, силами которого сегодня выполняются любые сложные задачи по реставрации. Благодаря в том числе высокому профессионализму юбиляра музею удалось пролоббировать распоряжение Президента РФ В. В. Путина о развитии музея-заповедника с подписанием Федеральной адресной целевой программы на 2008–2014 годы, что позволило подготовить и начать реставрацию,— это было важно еще с той точки зрения, что главным условием ЮНЕСКО, признавшей Кижский Погост объектом Всемирного культурного наследия, остается стабильное финансирование памятника.
По моему мнению,— продолжает Эльвира Валентиновна,— Николай Леонидович Попов должен был довести реставрацию церкви Преображения Господня до завершения. Но, к сожалению, в судьбе музея случилось такое, что он должен был уйти. Лично у меня это вызывает огромное сожаление, как, впрочем, у большинства его коллег-профессионалов. Сейчас хочу поздравить юбиляра с 70-летием, пожелать ему крепкого здоровья и творческих успехов. Наш Николай Леонидович человек разносторонних творческих способностей — он пишет картины, слагает стихи, любит классическую музыку. Мечтаю, чтобы он увидел отреставрированную Преображенсую церковь, и государство оценило его вклад по достоинству.
— Есть люди, знакомство, а тем более сотрудничество с которыми запоминается на всю жизнь. Николай Леонидович Попов из этой когорты. Из тех людей, благодаря которым развивается цивилизация, из пассионариев,— говорит руководитель Плотницкого центра Андрей Ковальчук.— За свою долгую жизнь Николай Леонидович трудился в различных областях человеческой деятельности, и везде достигал высоких результатов. Его блестящие организаторские способности, умение анализировать и прогнозировать развитие ситуации, решение проблем как в целом, так и в мелочах, настойчивость, дотошность, целеустремленность приводили к максимально результату, при решении проблем начиная от государственного уровня, заканчивая мелкими житейскими. Мне повезло — Николай Леонидович был моим наставником на протяжении многих лет. Не добреньким воспитателем, но учителем который кнутом и иногда пряником преобразовал меня в современное состояние.
— За последние двадцать лет я не знаю человека, сделавшего больше для Преображенской церкви,— говорит директор ООО АРЦ «Заонежье» Виталий Скопин.— Сам Попов считает, что незаменимых людей нет, но даже не представляет, насколько он крут! Энергетичекски и творчески. По складу характера Николай Леонидович — тиран. Он невероятно похож на маршала Жукова и внешне и внутренне. Но Жуков не считался с чужим мнением, а Попов умеет прислушиваться к специалистам и всегда готов признать чью-то правоту, пусть не сразу, но честно. У нас тоже не сразу сошлись взгляды, но когда Николаю Леонидовичу пришлось выбирать между реставрационными организациями, он все проанализировал и остановился на нашей, оценив «Заонежье» по опыту и качеству работы. Он инженер с ног до головы, больше чем реставратор. Думаю, на этом объекте и должен быть такой специалист с инженерным складом ума и одновременно максимально жесткий руководитель. Сейчас у нас теплые товарищеские отношения и хотелось бы мне, чтобы они продолжались как можно дольше.
Журналистская судьба сводила меня с Николаем Поповым дважды — в первый раз в начале 2000-х он рассказывал газете «Наблюдатель» о планах, многие из которых впоследствии осуществил. Во второй, с болью, об остановке работ на Преображенке, называя ее своим ребенком. Тогда при встрече он показал мне фотографию умирающей заонежской деревни, сделанную с высоты птичьего полета. На зеленом травяном фоне с десяток полуразрушенных, словно расплющенных временем северных изб… В глазах мастера сверкнули слезы. Наверно это были эмоции, связанные с незавершенным делом его жизни.
Свой юбилей Николай Леонидович встретил с самыми дорогими сердцу людьми — никого не приглашал, сами собрались, битком заполнив его небольшой сельский дом в Колатсельге. Три года назад Поповы нашли по объявлению в газете этот участок с домиком и банькой на берегу озера — поближе к родине юбиляра. Здесь, в окружении древних сосен и елей все располагает к творчеству и размышлениям. Любимые женщины — супруга Людмила Михайловна и дочь Татьяна сделали имениннику замечательный подарок, состоящий из красок, бумаги, кистей и других принадлежностей художника в надежде, что Николай Леонидович осуществит свою давнюю мечту и снова начнет рисовать.
С юбилеем вас, Мастер!