Праздник есть дань Богу. Из истории кижского народного праздничного календаря Vkontakte@kizhi

"Заветная" часовня. д. Кевасалма, Пудожский р-нОтец Николай Озолин. День Петра и Павла. Волкостров, 1996г.Деревенский праздник. 20-е годы XX векаЗаонежанка готовит праздничные калитки. 60-е годы XX века

В традиционной культуре каждого народа праздничный календарь — один из ее наиболее ярких элементов. В народном календаре заонежан сохранились элементы различных систем летоисчисления, среди праздничных дней и памятных дат отмечались как чисто христианские, так и восходящие к различным древним культам.

Христианство принесло в народную традицию церковный Месяцеслов и Святцы с длинным списком христианских святых «на каждый Божий день». К XIX веку русский народный календарь упоминал имена более 400 святых, мучеников, лиц духовных и лиц княжеского происхождения.

Выбор имен святых для посвящения церквей и часовен заонежских приходов был отнюдь не случаен. В первую очередь он был ориентирован на вехи крестьянского сельскохозяйственного календаря. Старики хранили в памяти приметы, приуроченные к заветным дням, позволявшие определить удобные для земледелия и промысла дни, сделать долгосрочные прогнозы на урожай. Отмечались праздничные дни с непременными молениями в храме, крестными ходами, «гостебищами» у родни, обильными застольями и «широкими гуляньицами».

«Праздник — есть дань Богу» — говорили в народе, святое, праздное, пустое от дел время, своего рода «безвременье». Безвременье праздника содержало идею вечности. Для праздничных дней у заонежан были характерны запреты на поведение, связанное с началом и продолжением жизни: под праздник запрещались брачные отношения- избегали зачатия, так как, по поверью, дети, зачатые в праздник, будут либо увечны, либо несчастны; в праздник старались не устраивать свадьбы, крестины, из дома не давали огня (чтобы люди и скот не умирали, чтобы огонь не переводился в доме). Старшие члены семьи в праздник от пробуждения до обеда не ели («иначе на том свете есть не дадут»). Зато праздник считался наиболее благим временем для кончины: умершие, особенно в «великие дни» — Благовещенье или Светлое Воскресенье, отправлялись, по верованиям, прямо в Рай.

Храмовые праздники

В Кижском приходе Петрозаводского уезда в к.19-н.20 вв. отмечали два храмовых праздника — Преображение Господне и Покров Богородицы. Из них самым большим считался Спасов день в Кижах — «Спасу Преображение» — 19 августа. «Тут народу очень много всегда было,— вспоминала дочь кижского священника, Мария Михайловна Русанова.— Приезжали с Петрозаводска, даже Архиерей приезжал служить службу. Его встречали с колокольным звоном, когда только покажется пароход из-за Керкострова. Была торжественная служба. Народ весь гулял в этот день на погосте. У нас в доме в трех помещениях накрыты столы были. Все крестьяне приходили, любой человек приходил, всех кормили и поили в этот день». На погосте отмечали и большинство великих православных праздников: Рождество, Крещение и т. д. Особенно любили Пасху. «Молодежь собиралась всю неделю на погосте. Если ранняя Пасха и можно было на лошадях, то полно было лошадей, на лошадях приезжали: девушки, парни, не только даже с наших, Кижской волости, а из других — из Великой Губы, из Сенной Губы приезжали и тут гуляли. Гуляли, знакомились парни с девками. И вот, потом, глядишь, и поженились. После Пасхи уже можно было играть свадьбы.». А с Покрова до следующей Пасхи службы велись в зимнем храме. В Заонежье за Покровом закрепилось символическое начало зимы. «В Покров — первое зазимье. На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается» — говорили в народе. По погоде этого дня судили о предстоящей зиме. Дата была переломной и в хозяйственном отношении: заканчивался пастушеский сезон, обработка урожая. Женщины принимались за трудоёмкую работу? обработку льна. Начинались прядимые бесёды у молодежи. К Покрову, как к персонифицированной древней божественной силе, девицы адресовывали просьбы: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня женишком».

Часовенные праздники

Разнообразили жизнь и приносили особое удовольствие молодежи многочисленные часовенные праздники Кижского прихода. Праздники служили своеобразными точками отсчета деревенских дел и в то же время днями отдыха перед очередным циклом работ. Крестьяне говорили: «Все деревенские работы разбиты от праздника к празднику». С Петрова дня в Кижах начинался сенокос, с Ильина-жатва ржи, овёс начинали жать со Спасова дня, а уборку льна приурачивали к Успенью. Велико было число праздников, особенно в летнюю пору.

20 июня — День Святого Духа в. д. Ямка. о. Кижи
В деревне Ямка на о. Кижи справляли праздник Святого Духа сразу после Троицы. Эти дни в народе считались точкой отсчета лета. «В Духов день крестный ход был с погоста на Нарьину гору, это у Васильевых. Вот там тоже служили молебен и крестный ход туда шел со всеми иконами, и ну и там в часовенке служили молебен, а потом шли все по домам праздновать. В Ямке праздновалось и у Васильевых праздновалось. А гулянье было на Боярщине, на том берегу было гулянье». В «ночное» уходили гулять на Васильевские луга, а в деревне гуляли парочками, тут же шла бойкая торговля.
8 июня — праздновали день Варлаама Хутынского — Варламьев день в деревне Подъельники.
Батюшка в этот день служил молебен и кропил водой приведенных к сроку лошадей и другую домашнюю скотину. «И всегда в этот праздник западный ветер дул, сильный. Замечено уж у стариков».
12 июля — Петров день на Волкострове.
Петров день был одним из любимейших летних праздников. Заканчивался Петровский пост, и можно было уже есть нескоромное, «дорого яичко в Христовы дни, а сыр да масло в Петровы дни».
«Этот праздник там у них считался как бы их престольный и туда ездили, молебен служили и гулянья там. И самое главное всех кормили и поили. Вот у нас такой был обычай, что все ходили к друг другу пили да ели» (Русанова).
На Петровскую ночь /как и на Ивановскую/ девицы много гадали на суженого, ходили рвать цветы в поле, искали на счастье цвет Иван-да-марьи. Парни-холостяги показывая свою удаль, бкезобразили по деревням. «Вот молодёжи-то много собирается. Вот друг другу кто двери закладёт, кто привяжет, кто лодку с воды поднимут на гору, а потом попробуй запихать обратно в воду! Всё проказничали (тако делали. Ну. А люди, старушки, специально, вот у кого эты кладовочки были, окошечко откроют: полагали молоко на окно, творог (всё. Вот на улицы бегают-бегают, захочут молока попить, вот поднимуться, молока возьмут, попьют. «Вспоминала И. С. Агапитова. В канун праздника на Волкострове было грандиозное „ночное“.
В Петровские дни зимой на кануне праздника устраивали беседу, народу съезжалось множество, до 30 лошадей стояло у беседной избы. Петровские зимние дни считались своеобразной «выставкой невест», и многие парни и их родители приглядывали девушку, к которой вскоре засылали сватов.
14 июля — Корбов день в Часовне Знамения Богородицы.
В самый сенокос справляли праздник, на поженке танцевали. Торговали товарами: гребенками, брошками, конфетами. «Конфеты делали в д. Кузнецы, длинные как карандаши. Ребята все у родителей просили этих конфет». Гулянье устраивали в д. Середка. «Много молодежи собиралось, танцевали. Ну, в основном „кадриль“ танцевали, „ланцкого“ танцевали под гармошку… Гармонист у нас был один на всю волость. Это Гриша „реченский“ (из д. Речка). По тем временам он был хороший самоучка-гармонист. Его приглашали вот так на домашние вечера, когда собирались молодежь, интеллигенция собиралась, все учителя собирались».
28 июля — Праздник Кирика и Улиты в деревне Воробьи.
«Праздник я помню, рассказывала Мария Егоровна Широкова, там моя перва любовь была. В часовню заходишь, дак на этом крылечке я познакомилась со своим Иваном, и мы с ним сдружились, и потом поженились. Часовенка-то маленька, как Русанов (священник) приезжал, дак только свои были, только с деревни. Не всякий и пойдёт. Желающие. Деревенка небольшая была. Деревня то? дома, дома по берегу, нигде не было ни игрища, ни гулянки, а гуляли в праздники у мельницы. Там такая гладкая поляна была? так туда летом и собирались».
2 августа — Ильин день в д. Телятниково.
В этот день был молебен в часовне. Молодежь устраивала «ночное». А на другой день, 3 августа происходило освящение скота. Ильин день считался пограничной датой лета и осени, «Илья Пророк лето уволок» — поныне говорят в заонежских деревнях. К этому времени заканчивался сенокос и начинались посев озимых, жатва, сбор ягод и грибов. В этот день примечали: «Если будет дождь, значит, Илья наделает гнилья, если нет, хорошая осень будет». Зимой в Телятниково праздновали Агафью — плясунью, 18 февраля.
28 августа — Успение Богородицы — Успеньё в деревне Васильево.
По рассказам кижан, это тихий праздник был. Молебен отслужат в часовне, помолятся и гостевать по родне идут.
13 сентября — праздник в часовне Положения Пояса Пресвятой Богородицы и Рождества Богородицы в Кургеницах.
«В Кургеницах часовня большая, часовня хорошая была. А имени она была Поясу Пресвятой Богородицы и Рождества Богородицы, вот, два праздника было в Кургеницах, В кажно воскресенье в часовню ходили. Женщина одна держала ключ, девушек брали часовню мыть, когда к праздникам намоют. Была колокольня, колокола хорошие были. Ой, как звонят, как приятно, когда звонили в часовне. /Звонили/ не только что так — бау, бау, а как хоть пляши под этот колокол.». «А как праздновали? Священник служит в часовне службу, а потом ходит ещё по домам служить. Батюшка водят под ручку. „Батюшка, к нам, батюшка, к нам. Батюшка, к нам! Священник молебен служит, дома зажигают свечку у иконы в квартирах деревенских, а батюшка служит.“.
10 ноября — праздник Параскевы Пятницы в Подъельниках.
Один из самых известных кижских заветных праздников. На молебен в часовню везли лён на освящение. По воспоминаниям, иконы в часовне сплошь были увешаны заветными пеленами, так что образов и видно не было. Говорили: «Параскевия-Пятница — Христовым страстям причастница». Параскева-Пятница — «бабья святая», крестьянки считали ее своей заступницей. Считали, что «в пятницу нельзя прясть». Параскева именовалась — грязнуха, порошиха. Примечали: «На грязнуху не бывает сухо». «Если в этот день грязь на дорогах, то до установления настоящей зимы — четыре седмины (недели)».

Колесо крестьянского календаря продолжало свой бесконечный путь… Цикл часовенных праздников не прекращался и зимой. Многие храмы имели посвящение двум святым, чтимым в разные сезоны. До сих пор сохранились в памяти кижан яркие впечатления о праздничных днях в родных деревнях. Минуло время забвения и духовная жизнь вновь возвращается в кижские храмы. В 90-е годы 20 века силами Кижского прихода и сотрудников Музея одним из первых был возрожден праздник Петра и Павла на Волкострове. В день первого молебна в часовне родилось это стихотворение:

«Праздники в Кижах веселы и добры. Нет обид и горечи, молчания. Все смеются, пляшут, веселятся. Ведь нигде такого не найти! Хорошо, что есть праздники в Кижах. « Степанова Алёна о. Волкостров, д. Посад, (12 лет, 1996 г.)

В статье использовались экспедиционные материалы Р. Б. Калашниковой, записи бесед с М. М. Русановой, М. Е. Широковой, А. М. Екимовой, И. С. Агапитовой, Д. И. Степановым.

Ирина НАБОКОВА
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф