От Эрмитажа до дачной Малаховки Vkontakte@kizhi

ОткрытиеОт Эрмитажа до дачной МалаховкиОт Эрмитажа до дачной МалаховкиКовальчук Андрей собирает банюАверьянова Э.В. и Новицкая С.Н.Архипов И.М.ФЭТВоробьёва С.В.От Эрмитажа до дачной Малаховки

Первобытные люди, русичи, играющие на гуслях, танцующая заонежская молодежь, кавалеры Екатерининской эпохи, барышни из Ясной Поляны, кижские звонари, президентский оркестр, ханты в национальных костюмах представляли разные эпохи и культуры страны и стали настоящим украшением IX Всероссийского фестиваля «Интермузей-2007». В Москве на ВВЦ собрались почти 200 музеев из 50 регионов и в очередной раз представили богатейшее историко-культурное наследие страны. Прошлое страны предстало перед посетителями в его многообразии.

Фестиваль открыт!

Вначале было слово. Организаторов Интермузея к прессе. Открывая пресс-конференцию, начальник Управления культурного наследия, художественного образования и науки Роскультуры Анна Колупаева, отметила, что последний год для музейного сообщества был не самый простой. Российское общество с особым вниманием взглянуло на музеи. Но жизнь показала, что слухи о смерти музейного дела в России сильно преувеличены. Цифры статистики показывают, что востребованность музеев обществом возрастает.

Открывая фестиваль, руководитель Федерального Агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой сказал, что сегодня именно музеи являются национальными хранилищами памяти народа — в материальном и духовном смысле. Музеи — это место притяжения российских граждан. В музеях работают подвижники, которые хранят национальную память и реализуют преемственность российской истории. Кроме того, отметил М. Швыдкой, музеи стали первопроходцами, и такой Всероссийский фестиваль, как Интермузей, стал заразительным примером для театральной общественности.

Фестиваль — это праздник, во время которого есть возможность и поработать — на обучающих семинарах, круглых столах, мастер-классах. Деловая программа Интермузея-2007 была разнообразной и насыщенной по тематике. «Музей и туризм», «Формирование позитивного имиджа музеев», «Стандарт описания музейных предметов», «Организация и проведение комплексной проверки», «Семья, дети и подростки — приоритетные целевые аудитории» — тут было для специалистов разных уровней чему поучиться и поделиться своим опытом.

Чем поражал музей «Кижи»

Среди огромного музейного разнообразия музей-заповедник «Кижи» не потерялся, четвертый раз участвуя в фестивале, привез в Москву интересную и разнообразную программу. Впервые на Интермузее коллеги и посетители выставки смогли услышать колокольные звоны в исполнении ансамбля «Кижские звоны», заонежские песни фольклорного театра музея, увидеть, как в стародавние времена плотники-умельцы собирали дома, церкви, бани по безгвоздевому принципу.

Музей представляли специалисты различных отделов под руководством директора музея Эльвиры Аверьяновой. Конкурсная программа в 2007 году предполагала участие музеев в нескольких номинациях: «Музейный проект», «Семья в музее», «Музей — дом муз», «Лучший музей фестиваля». Музеем «Кижи» были выдвинуты на конкурс два проекта. В номинации «Музейный проект» была представлена программа «Музей, открытый миру», в номинации «Семья в музее» — проект «Кижская волость. Семья и музей». Этот проект, автором которого является Светлана Воробьева, был отмечен среди 25 других номинантов и получил специальный приз жюри «За сохранение народных традиций». Музей «Кижи» был в числе 22 музеев из двухсот участвующих, которые были отмечены жюри фестиваля.

Звоны Игоря Хуттера и Игоря Архипова на стенде музея собирали участников и гостей фестиваля от мала до велика. Восторг от услышанного не скрывал никто. Пресса старалась запечатлеть моменты творчества, дети хотели попробовать позвонить — так удивительно прекрасна была музыка, не очень привычная уху столичного жителя.

Представляющий на Интермузее коллектив Плотницкого центра его начальник Андрей Ковальчук, стал любимцем фестиваля. Макет кижской бани, который разбирался и собирался как детский конструктор, но по традиционному безгвоздевому принципу, стал, пожалуй, самым интересным интерактивным объектом на фестивале и притягивал к себе народ с утра до вечера. Если бы на Интермузее был приз зрительских симпатий, вручаемый герою фестиваля, то его наверняка, вручили бы Андрею Ковальчуку.

Музейный ФЭТ привлек своим выступлением к центральной сцене тоже большое число зрителей, которые встречали каждый их номер аплодисментами.

Кроме того, во время работы фестиваля на стенде музея прошли презентации новой экологической тропы, Летнего университета на острове Кижи и работы музея-заповедника со СМИ. Представителей московского образовательного центра «Заповедники» заинтересовал проект экологической тропы, которую они предложили включить в очередной сборник экологических троп России.

Вокруг кижского стенда всегда было много народа: кто приобретал рекламную продукцию, кто слушал наши северные звоны, кто завязывал контакты на будущее. А кто-то подходил для того, чтобы высказать свое отношение к уникальным шедеврам деревянного зодчества музея. Владимир Соколов, участник нескольких Клюевких чтений, не раз бывавший в Карелии, пришел специально выразить свою благодарность коллективу музея за сохранение памятников архитектуры. Главное, сказал он, что в музее все смогли сохранить, ничего не перестраивается, а ведется грамотная реставрация. Москвичка Римма Чаромская сказала, что в Кижах она увидела чудо, какого больше нигде нет. И, испытав настоящее потрясение, мечтает увидеть Кижи еще раз.

Много проектов хороших и разных

Интермузей — это праздник коллективного ума и фантазии. Музеи представляли себя творчески, используя весь арсенал интерактивного воздействия на посетителей — через зрительное и звуковое восприятие, через вовлечение гостей в действие на стенде или в концертных номерах. Знакомясь с музеями, можно было попить чайку с медом из шолоховских мест, пострелять из винтовок, угоститься пирожками с крапивой, поваляться на пушистом снежке, сфотографироваться с колоритными героями разных исторических эпох.

В конкурсной программе 2007 года в номинации «Музейный проект» представили свои работы 23 музея, в номинации «Семья и музей» — 25, в номинации «Музей — дом муз» — самое большое количество — 31 музей. Кроме того, была номинация Союза музеев России для муниципальных музеев «Музей в городе N…». В ней приняло участие 8 музеев из небольших городов страны — Копейска, Новокуйбышевска, Коврова и других.

Обо всех проектах рассказать невозможно. Но рассказать о некоторых очень хочется.

Государственный военно-исторический и природный заповедник «Куликово поле» ежегодно представляет на фестивале интересные проекты. В этом году их выставочный музейный проект получил название «ВДМХ. Возрождение. Созидание. Поиск». ВДМХ, или выставка достижений музейного хозяйства, объединила музеи Москвы, Рязани, Тулы, Подмосковья, Владимирской, Тульской. Ярославской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Ярославской, областей. По итогам этой выставки в музее была выпущена газета-каталог, в которой так представляется проект: «В канун своего десятилетия музей-заповедник „Куликово поле“ решил сделать тулякам и гостям города поистине царский подарок. На выставке он собрал своих друзей, и, конечно, они приехали не с пустыми руками. 24 российских музея, большие и маленькие, столичные и провинциальные, привезли в Тулу свои экспонаты, которым пришлось на время покинуть родные экспозиции. Каждая мини-выставка открыла посетителям уникальные легенды и красивые истории, которые не одно столетие, а то и тысячелетие хранят музейные экспонаты». Именно вещи, у которых есть своя, особенная история и составили экспозицию ВДМХ и раскрыли неожиданные страницы исторических хроник, истории семей, районов, представляли военную историю края с древнейших времен.

Государственный исторический музей представил на конкурс в номинации «Музейный проект» свой выставочный проект «И камни говорят…Традиция и современность в культуре художественного камня». Это масштабный межрегиональный проект, который действовал с ноября 2005 по март 2007 года. В его реализации приняли участие пять региональных художественных музеев из Перми, Кировска, Нижнетагильска, Екатеринбурга, Омска. Тема и место его реализации выбраны не случайно. Как сказала автор проекта, Лауреат Государственной премии РФ Людмила Дементьева, именно Урал является каменной сокровищницей России. На Урале и в Сибири до сих пор сохраняются традиции художественной обработки камня как неотъемлемой части культурного наследия и национального достояния России. Цель проекта, по определению автора, показать предметы, хранящиеся в Москве там, где они были сделаны, там, где их родина.

На выставке было представлено 400 экспонатов из камня, охватывающих широчайший географический, типологический и хронологический (более 1000 лет) диапазон. Многие представленные ГИМом произведения являются раритетами и шедеврами декоративно-прикладного искусства.

Проект в музеях и на фестивале сопровождался мультимедийной презентацией, которая действовала на посетителей безотказно — проходящие мимо обязательно останавливались, настолько профессионально и привлекательно это было создано. Кроме того, выставку обязательно сопровождали культурно-образовательные программы для взрослых и детей. Проект Государственного исторического музея получил специальный диплом жюри.

Бывшие наши

В этом году Интермузей расширил свои границы. Ценность музейного фестиваля еще и в том, что он открыт для участия музеев с постсоветского пространства. В 2007 году впервые в качестве почетного гостя фестиваля был представлен краеведческий музей Харькова, а государственный исторический музей Кыргызской республики стал полноправным его участником.

Аида Алымова, член правления фонда «Кошой-Коргон» рассказала, что попасть на Интермузей стало возможным благодаря спонсорской поддержке. Участие на таком престижном фестивале — очень важное событие для музея. На фестивале вне конкурса был представлен проект «Войлок. Прикосновение к вечности». Все посетители смогли познакомиться с традиционным ткачеством ковров и современным изготовлением произведений искусства из войлока. Войлок всегда занимал важное место в материальной культуре кыргызского народа. Сейчас это — визитная карточка прикладного искусства кыргызов. Об этом свидетельствуют оригинальные самобытные изделия мастеров, сохранившие вековые традиции кочевой цивилизации. Самые лучшие вещи народных умельцев имеют сертификат качества ЮНЕСКО.

Стенд музея Кыргыстана всегда был окружен гостями. Работы из войлока — маленькие, сувенирные и большие произведения искусства пользовались огромной популярностью. Во время общения представителей музея с посетителями чувствовалась обоюдная ностальгия по тому доброму прошлому, когда все мы были вместе, были одной страной.

В конце, как всегда, награждали лучших. Призов, конечно, на всех не хватило. Но, тем не менее, проигравших на Интермузее не было. Это место, где появляются новые друзья, рождаются совместные проекты, набирается профессиональный опыт.

Интермузей-2007 завершил свою работу. Прокатившись по прошлому, которое бережно сохраняют музеи всех уровней — от муниципальных до федеральных,— колесо времени покатилось в будущее — к новым проектам, выставкам, научным исследованиям, к Интермузею-2008, который обязательно соберет неравнодушное к своей работе музейное братство.

Победители и призеры 2007 года

В фестивале приняли участие всего 206 участников: 171 музей, (в том числе 6 — без площади), 23 фирмы-производители музейного оборудования и технологий, 3 музейные кафедры высших учебных заведений, 9 специализированных издательств и журналов.

Победители конкурсов

Федерального агентства по культуре и кинематографии:

Лучший музей фестиваля (Гран При)

Государственный Дарвиновский музей «Семья в музее» — проект «Семейные праздники» «Музейный проект» — проект «И перекличка вороны и арфы» «Музей — дом муз» — проект «За семью печатями»

«Семья в музее»

Победитель: Государственный музей А. С. Пушкина проект «Новогодние семейные балы в русской усадьбе»

Специальных дипломов жюри удостоены:

Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И. С. Шемановского проект «Семейный клуб в музее И. С. Шемановского»

Музей Мирового океана проект «Зачем ледоколу нос?»

«Музейный проект»

Победитель: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» проект «Дары вождям»

Специальных дипломов жюри удостоены:

Государственный исторический музей проект «…и камни говорят»

Ярославский художественный музей проект «Русские художники в Китае»

«Музей — дом муз»

Победитель: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина проект «Музыка — театр — литература»

Специальных дипломов жюри удостоены:

Музей Природы и Человека проект «Легенды и были земли Казымской»

Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И. С. Шемановского проект «Город на мысу»

Союза музеев России:

«Музей в городе N…»

Городской краеведческий музей г. Железногорска Курской области

Специальные призы и дипломы:

Полномочного представителя президента Российской Федерации в Центральном Федеральном Округе:

«Национальные проекты — связь времен» приз получает Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Жюри Всероссийского музейного фестиваля «Интермузей-2007»:

  1. «За лучший дебют» — Музей истории и культуры п. Малаховка
  2. «За работу по пропаганде идей толерантности» — Центральный музей Великой отечественной войны 1941–1945 гг.
  3. «За творческий подход к представлению археологических памятников» — Музей г. Северска
  4. «За возрождение традиционных форм народной культуры» — Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»
  5. «За сохранение архитектурного наследия России» — Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
  6. «За раскрытие темы покорения космоса» — Мемориальный музей космонавтики
  7. «За динамичное развитие» — Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  8. «За целеустремленность» — Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
  9. «За самую сладкую экспозицию» — Музей истории кондитерского комбината «РОТ ФРОНТ»
  10. «За лучшую экспозицию на фестивале» — Дом-музей Народного художника СССР В. А. Игошева
  11. «За лучшее экспозиционное решение» — Государственный центральный музей современной истории России
Елена ДОБРЫНИНА
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф