Творческий мост @kizhi
Александр Конев, директор департамента культуры и искусства округа Югра:
Музей-заповедник «Кижи» – это своеобразная визитная карточка не только Карелии, но и России. Безусловно, он один из лучших музеев России. У коллектива музея-заповедника очень многому можно поучиться. Музей «Кижи» не только хранит крупицы богатейшего культурного развития, но и делает это наследие живым. Встреча музея «Кижи» и музея Природы и Человека символична. Это своеобразный творческий мост, нацеленный на сохранение наследия между прошлым, настоящим и будущим. Надо искать пути привлечения в музеи Югры населения всех возрастов. Коллективу музея «Кижи» это удалось, а мы, в свою очередь, будем к этому стремиться.
Не зная границ
В этом году Государственный музей Природы и Человека отмечает 75 лет со дня основания. В преддверии юбилея, в Ханты-Мансийске организованы выставки известных российских музеев. Первым, открывшим юбилейные мероприятия, стал музей-заповедник «Кижи», представив гостям и жителям окружного центра свои проекты.
Сотрудники музея «Кижи» уже вернулись в Карелию, однако выставки продолжаю радовать югорчан. Мы беседуем с директором Государственного музея Природы и Человека, Заслуженным работником культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа - Степановой Людмилой Васильевной.
- Людмила Васильевна, вот и закончились несколько шумных и насыщенных дней, которые подарили нам коллеги музея-заповедника «Кижи». Как вы оцениваете прошедшее мероприятие, каковы ваши впечатления?
- Музей-заповедник «Кижи» это уникальный, неповторимый, один из ярчайших музеев нашей страны. И долго говорить, о том, как прошло мероприятие мне не нужно. Все сказали довольные лица посетителей, которые побывали на представленной программе. Все гости без исключения благодарили тех, кто помог осуществить этот проект. Ведь в силу разных обстоятельств, лично побывать на острове имеет возможность далеко не каждый. А музей-заповедник смог привезти в Сибирь кусочек истории далекого края, показать югорчанам традиции крестьянского уклада, культуры Карелии и Русского Севера.
- Что, по Вашему мнению, дают такие встречи, есть ли какая-то цель у подобных мероприятий?
- Безусловно! Подобные встречи дарят людям праздник и положительные эмоции, дают возможность познакомиться с другой культурой. Но для нас, для музейщиков, это еще и уникальная возможность усовершенствовать свою работу. Ведь на подобных мероприятиях мы не только обмениваемся опытом, но и ставим перед собой общие цели, решаем важные вопросы, связанные с музейной деятельностью вообще.
Я считаю, что возможность осуществить данную идею и побывать в гостях друг у друга, потрясающе. Ведь музей Природы и Человека и музей-заповедник «Кижи» по географическим меркам, довольно далеки друг от друга, но их объединяет одна 60-ая параллель. Поэтому мы смогли создать прочные, дружеские отношения. Мы должны брать пример с музейщиков Москвы и Санкт-Петербурга, устанавливать связи и делать совместные проекты. Необходимо налаживать связи с музеями самых разных районов нашей родины. Ведь постепенно региональное сотрудничество перерастает в международное. - Как вы думаете, смог ли музей Природы и Человека чем-то удивить коллег из Петрозаводска?
- Когда гости от нас уезжали, заместитель директор по музейно-образовательной деятельности музея-заповедника «Кижи» Шилова Людмила Васильевна сказала, что она по-доброму завидует нам. За то время, которое коллектив «Кижей» был в Ханты-Мансийске, они успели немного познакомиться с городом, побывать в учреждениях культуры и искусства. И их удивило, что Правительство округа большое внимание уделяет сфере культуры. Ведь многие учреждения, в том числе и наш музей, размещены в хороших зданиях, оснащены современной техникой, имеют возможность расти и развиваться. И конечно музей Природы и Человека не исключение, мы обладаем всем необходимым для того, чтобы вести качественную работу, как с посетителями, так и вне стен музея.
На сегодняшний день у нас есть корпоративная музейная сеть, по которой сотрудники могут быстро обмениваться информацией, есть собственный сайт музея, на котором можно узнать всю информацию о прошедших и будущих мероприятиях, есть свой Интернет-клуб. А также серверы, которые обеспечивают работу локальной сети, Интернета, базы данных КАМИС и киосков в электронной экспозиции. - У двух музеев установись теплые отношения, будут ли они поддерживаться и укрепляться в будущем. Планируются ли еще совместные проекты?
- Выставка «Хозяйка Огня», которую мы привозили в Петрозаводск, а также презентационная программа «Дни музея-заповедника «Кижи» на Югорской земле» оказались очень успешными и вызвали большой интерес, как у посетителей, так и у музейщиков. Поэтому уже сейчас намечен план дальнейших совместных проектов, в сфере образовательных и реставрационных программах, туризма, а также многое другое.
Беседовала Светлана Аксенова, специалист по связям с общественностью Музея Природы и Человека.
Так, вот вы какие, Кижи!
«Ведь это же наше, а мы даже не умеем…», – грустно заметила женщина и опустилась на скамью рядом с прялкой, взяла в руку веретено и, будто, стала сопричастна культуре ведения быта многих-многих русских женщин, живших тьму тьмущую лет назад. Сотрудники музея-заповедника под открытым небом «Кижи» открывали нам глаза на наши же традиции.
И кладем… ниточку!
Пряжа порвалась, и женщина виновато вернула рукоделье милой девушке в длинном сарафане и красивом головном уборе. Минут десять назад та девушка лихо отплясывала «Ах, вы сени мои, сени» и пела вместе с остальным фольклорно-этнографическим театром музея-заповедника под открытым небом «Кижи», а теперь, вот, умело вытягивала кудель из козьего пуха на прялке в тоненькую ниточку и наматывала ее на веретено. Рядом ее коллега организовала самый настоящий мастер-класс вышивания золотом по бархату.
-Вышивка называется «по настилу», – посвящала в таинство рукоделия всех обступивших ее посетителей настоящая русская красавица Анастасия, демонстратор отдела истории и этнографии, - В начале мы делаем контуры рисунка обычными стежками, затем стелем внутри рисуночка, как бабушки говорили, «суровую» нитку, т.е. шерстяную. И затем берем две иголки – позолоченную ниточку, либо посеребренную или обычную, дешевую, и аккуратно кладем, ниточка к ниточке. Молодые сотрудницы музея столь органично вжились в представленные образы русских барышень, что посетителей выставки не покидало странное чувство неожиданного попадания на остров на несколько столетий назад.
Дух ты или вирус компьютерный?
Детки, словно маленькие птички на ветках, сидели по разные стороны от раскинутой на полу карты острова Кижи. Так они получили возможность понаблюдать сверху за уникальным кусочком суши, будто с какого-нибудь самолета или вертолета. На острове, словно форпосты, были размещены уменьшенные копии самых знаковых сооружений музея-заповедника под открытым небом.
Представители каждой команды кидали по очереди кости, но не обыкновенные, а большие яркие и мягкие квадратные пуфики с разным количеством точек на гранях. А потом - путешествовали по острову, останавливались на станциях и отвечали на вопросы с подсказками. Например, остановка на станции «Баня». Вопрос: Кто такой «баенник»? и Варианты ответов: «добрый дух», «злой, каверзный старик», «компьютерный вирус». Или такой вопрос: Как называется деталь из дерева, используемая для покрытых главок церкви: «черепица», «лемех» или «причелина»? В общем, из 21-ти вопроса, я сама смогла ответить лишь на пару-тройку. А дети, ничего, играли…
Другой уютный уголок выставки словно переносил нас на две сотни лет назад. Там был обустроен самый настоящий угол кижской избы. Оконца с занавесками, лавки вдоль стены, на них были усажены разнообразные соломенные куклы – этакие домовенки Кузи разных мастей и величин. Внизу – разноцветные полосатые половики. Малышам очень нравилось. На стендах – изделия детишек, созданные на занятиях в летней творческой школе музея. С аппликации, выполненных в стиле стеганного лоскутного одеяла, на посетителей смотрели, симпатичные телята и овцы, гусята и цыплята. А со стенда напротив – герои древних русских и карело-финских легенд и преданий. Как пояснили музейные работники, дети часто их рисуют. «Как же так? – думала я, - Но ведь, для этого надо не только хорошо и с детства знать, варится в этой культуре, но еще и любить все это! Значит, вот, какие они, дети Заонежья…».
Смотрела я, жительница века электроники и компьютеризации, на все это и думала: «Если мы – носители этой культуры, то почему же нас так все удивляет? Почему нет памяти на генном уровне? Где-то же это должно в нас пульсировать и проявляться, на что-то проецироваться!» Но описанные на выставке традиции трогают и вызывают давно забытое чувство какого-то не пойми откуда взявшегося волнения. Значит, не все еще потеряно… Наверное, как-нибудь выдвинусь если не к Кижам, то еще раз в сторону музея Природы и Человека – точно. А когда у меня совсем не останется сил, возьму свою самую длинную белую тунику, и как пойду по ней орнаменты вышивать. А потом, конечно, надену ее и ступлю на землю Самаровского Чугаса, попрошу сил у нее. И - нисколечко не шучу. Я серьезно.