Кадры из жизни Бойцовых Vkontakte@kizhi

Борис Бойцов и Павел БойцовКадры из жизни Бойцовых

27 июля в Лекционно-выставочном комплексе музея-заповедника «Кижи» открылась выставка «Два взгляда – две души», посвященная фото— и кинотворчеству отца и сына Бойцовых.

В своей статье к выставке академик Российской Академии архитектуры и строительных наук Вячеслав Орфинский написал:"Это заметное явление в культурной жизни Карелии. Во многом она посвящена кинолюбительству, впечатляющий успех которого приурочен к началу 1960-х гг. До этого Борис Павлович многое перепробовал в жизни. В военное лихолетье успел поработать рабочим беломорского лесозавода и фрезеровщиком в Нижнем Тагиле. В 16 лет добровольцем ушел в армию, и после окончания школы младших командиров был направлен на фронт. В 1945 г. Борис Бойцов встретил победу под Прагой, а в 1947 г. после демобилизации вернулся в Петрозаводск. Здесь впервые занялся фотофиксацией, работая техником-гидрологом Управления гидрометеорологической службы, помощником таксатора "Лесопроекта". С 1959 года он - заведующий фотолабораторией "Совнархозпроекта" (позднее - "Карелпроекта"), созданной им для бескопировального размножения чертежей и остававшейся вплоть до 1990-х гг. одной из лучших в Петрозаводске. В лаборатории Борис Бойцов приобщился к главному делу своей жизни - вместе с коллегами-архитекторами стал заниматься фотофиксацией памятников архитектуры во время историко-архитектурных экспедиций 1950-1970-х годов. Именно экспедиции помогли ему стать одним из самых востребованных фотографов-иллюстраторов книг по деревянному зодчеству Карелии. И, главное, послужили прелюдией к беспрецедентной по своим масштабам инвентаризации архитектурного наследия республики 1979-1980 гг".

По стопам отца пошел его сын Павел.

Мастера Бойцовы – фотографы-документалисты, у обоих накоплен значительный фонд негативов и слайдов. Оба добились признания на своем профессиональном поприще.

Выставка посвящена 60-летней работе Бориса Павловича и 20-летней работе Павлушки. Да, именно так ласково, Павлушка, называет своего сына, который шел по его стопам, отец. Когда Павел был еще маленьким, а Бойцов-старший — профессионалом в фотоискусстве, сын ему во всем подражал – на его шее всегда висел фотоаппарат. А их в коллекции Бориса Павловича огромное множество: это различные фотоаппараты нескольких семейств - «Pentaflex», «Пентакон», «Nikon» и многих других, которые представлены на выставке.

С удовольствием и одновременно с чувством грусти ходишь по выставке. С удовольствием, потому что все, что видишь на фотографиях, кажется знакомым, но видится по-новому, а грусти, так как одного из авторов, к огромному сожалению, уже нет.

На стене у выхода из зала два больших фотопортрета – отца и сына, у каждого свой взгляд. Да, у них были два разных взгляда, но смотрели они в одну сторону. Они и по жизни шли вместе, понимая друг друга. Борис Павлович никогда не навязывал своего мнения, но сын всегда его принимал и старался сделать, как говорил ему отец.

После окончания техникума Павел пошел работать на «Тяжбуммаж», но по состоянию здоровья пришлось оттуда уйти. Может быть, к лучшему. Пришел в музей-заповедник «Кижи», где практически сразу зарекомендовал себя с хорошей стороны. Проработал он в музее 8 лет, и все работы, сделанные Павлом Борисовичем, сейчас хранятся в фотоархиве музея-заповедника. Он стал снимать архитектурные памятники острова, природу, делать слайды и по работе никогда никому ни в чем не отказывал. По его слайдам Бойцов-старший сделал фильм о Кижах, который демонстрируется сейчас на выставке. Борис Павлович еще и хороший режиссер, так как слайды необходимо не только грамотно подобрать, написать текст, но еще и музыкально оформить. Фильм завораживает красотой снимков и музыкальным сопровождением.

Работая в музее, Павел приобрел хороший опыт в фотоделе. Затем ушел в «Карелгражданпроект» на место отца, который к этому времени вышел на пенсию.

Оба Бойцовых много путешествовали по всему тогда еще Советскому Союзу, и не только. Борис Павлович всегда вспоминает 10-дневную поездку в Армению, где он, Вячеслав Орфинский и Николай Куспак снимали фильм. Но все же сердце фотографов было отдано Русскому Северу, архитектуре его храмов, необычной природе.

Две родственные души, казалось, выводят одну общую мелодию, которая слышится, когда входишь в зал. Они по характеру разные люди: Борис Павлович достаточно жесткий, но справедливый человек, а Павел напротив был мягкий, добрый. Творческие души у них были похожи, переживающие и болеющие за дело. На черно-белых фотографиях, а их в выставочном зале представлено около пятидесяти, чувствуется любовь и искренность, которую вкладывали фотографы-профессионалы в свои работы. Это и Кижский погост, и Успенская церковь в Кондопоге, деревни, которые уже не найти на карте. По их фотографиям можно изучать архитектуру северного края. Многих памятников уже не существует в природе, так как большинство из них разрушено. Борис Бойцов до сих пор является одним из самых востребованных фотографов-иллюстраторов книг по деревянному зодчеству Карелии.

Много было задумок и планов у Бойцовых на дальнейшую деятельность. Но судьба распорядилась иначе. 16 января 2006 года Павел Бойцов ушел из жизни. Но как правильно сказал Вячеслав Петрович Орфинский: «Связь близких по духу людей продолжается и будет продолжаться до тех пор, пока сохраняются объединяющие их воспоминания. Совместная выставка работ отца и сына – убедительное этому подтверждение».

Выставка работает до 22 октября с 10 до 18 часов без перерыва и выходных по адресу: ул. Федосовой, 19. Заказ экскурсий по тел.: 77-51-16.

Надежда НАЗАРОВА
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф