Наследница по прямой Vkontakte@kizhi

Анастасия Петровна ТитоваАнастасия Петровна Титова, дочь Петра Ивановича Рябинина-Андреева, исполнителя русских былин

Простое ли тут совпадение или особый промысел, только год, юбилейный для музея «Кижи», оказался юбилейным и для тех, чья семейная история неразделимо переплетается с историей и жизнью Заонежья. В текущем году свой юбилей отмечала Анастасия Петровна Титова, дочь последнего из знаменитой династии исполнителя русских былин Петра Ивановича Рябинина-Андреева.

Сидя в гостях у Анастасии Петровны за чашкой чая с тончайшими блинами, слушаю ее рассказ, который льется сам собой, предваряя заготовленные вопросы. Рассказчица она, что называется, от Бога – сказывается семейный, наследственный дар. В комнате ее огромная библиотека: чрезвычайно редкие в свое время художественные альбомы, полностью собрана серия «ЖЗЛ». Ничего удивительного — с книгами была связана вся профессиональная деятельность их владелицы.

Анастасия Петровна по образованию экономист. С девятнадцати лет в качестве внештатного лектора ЦК комсомола республики много ездила по Карелии с выступлениями, проводила политзанятия для рабочей молодежи. Служебные поездки продолжились и тогда, когда ей предложили возглавить отдел сельской книжной торговли в «Карелпотребсоюзе». Анастасии Петровне было двадцать шесть лет.

Работу на новой должности, которой впоследствии было отдано двадцать девять лет жизни, нужно было начинать «с нуля». В командировках, часто занимавших почти треть года, предстояло выяснять, как обстоит дело с книгоснабжением в отдаленных поселках, открывать и затем обустраивать книжные магазины и сельские библиотеки. Все это отнимало много сил. Зато едва ли кто-то может похвастаться тем, что знает каждый уголок республики так, как Анастасия Петровна. Работа нравилась еще и тем, что позволяла быть в курсе всех выходящих в СССР книжных новинок, давала возможность читать и знать в лицо издаваемых маститых и начинающих поэтов, писателей. В том, что любовь к слову, произносимому ли, печатному ли, сопровождает Анастасию Петровну на протяжении всей жизни, для нее нет никакой загадки. «Это у меня от отца», – коротко поясняет она.

Все ее слова об отце пронизаны трогательной нежностью. Изложение фактов собственной биографии то и дело перетекает в повествование о его жизни, в котором, как памятные картинки, всплывают незначительные — казалось бы! — эпизоды из детства, юности. «Отца вижу, как сейчас: молодым, худощавым, живым и подвижным, всегда занятым делом»; «по натуре отец был очень подвижный человек, умел шутить, говорил всегда пословицы, всякие присказки»; «отец любил петь: сидел в большом углу при керосиновой лампе, а иногда с лучиной. Вязал сети – пел, чинил обувь – пел, летом на сенокосе пел»; в рябининском доме, «большом, красивом, очень похожем на дом Ошевнева в Кижах», всегда собирались люди – «послушать отца»; «в компании отец был главным запевалой»; «запомнилось главное – отец всех нас любил, приучал к работе, чтобы мы были порядочными в жизни…»

Во всем, что связано с заслугами отца, творческими, человеческими, Анастасия Петровна помнит каждую дату, каждую мелочь — точнее сказать, мелочей здесь для нее нет. Вспоминает, как и до, и после войны к ним в дом приезжали исследователи, любители народной поэзии, писатели: Б. Шмидт, В. Чехов, Ф. Трофимов, К. Чистов, художник Г. Стронк, писавший портрет отца. Гости из города были в доме нередким явлением.

В годы перед войной отец часто ездил в Петрозаводск, выступал с пением былин. В 1937 году П.И. Рябинин-Андреев побывал в Москве и в Ленинграде, где за образцовое пение былин получил премию; в 1939 его наградили орденом «Знак Почета» и приняли в члены Союза писателей СССР. В том же году вышла его книга «Былины П.И. Рябинина-Андреева».

В августе 1941-го отец ушел на фронт. Был тяжело ранен. Имел медали «За отвагу», «За взятие Берлина». В условиях войны талант и желание петь не покидали его: «В минуты отдыха отец часто пел былины солдатам, и за это его очень уважали».

Если бы не война, сказительская традиция, вероятно, продолжилась бы и в пятом поколении. Старший брат Анастасии Петровны Володя, знавший многие тексты былин, преемник отца, в девятнадцать лет погиб на фронте.

В память об отце Анастасия Петровна, с ее неуемной энергией, не могла не попробовать себя в этом, традиционно мужском, от отца к сыну передаваемом искусстве, на что она неизменно ссылается, когда ее просят исполнить что-нибудь из любимого репертуара Петра Ивановича. С растягом, по-отцовски, нараспев читает она по книжке небольшой фрагмент, воспроизводя с детства слышанные интонации.

У Анастасии Петровны хранятся все отцовские награды, книги, старые, времен войны, газеты, тетрадь с его стихами. Хранятся разных лет публикации о нем, в том числе ее собственные воспоминания, которые не раз печатались в газетах «Лицей», «Кижи» и журнале «Живая старина». Всегда охотно делится она фактами из жизни последнего сказителя династии в своих выступлениях, интересных самой широкой аудитории. По приглашению музея «Кижи» Анастасия Петровна принимала участие в «Рябининских чтениях», посвященных 100-летию со дня рождения П.И. Рябинина-Андреева, в традиционных ежегодных «Пасхальных встречах».

В год, дважды юбилейный, главная мечта Анастасии Петровны – чтобы ее дети, внуки, да и просто люди заинтересованные хранили бы память о заонежской сказительской династии. Данный ей отцом наказ — «Помни, что традиции Рябининых нужно передавать своим детям» — стал ее убеждением. Глядя на Анастасию Петровну, такую общительную, улыбчивую, верится в то, что мечта ее осуществится.

Дарья АБРОСИМОВА
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф