За рулем Vkontakte@kizhi

“Машину мне, машину!” Так обычно начинается рабочий день в отделе главного механика музея в городе Петрозаводске.

История развития отдела не так объёмна, как развитие всего музея, но своими корнями уходит к началу образования Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника "Кижи". Многое уже забыто, а техника тех времен почти вся списана. Весь транспорт когда-то начинался с лодок, катеров и небольших судов. Именно они были главным связующим звеном острова с материком. Только к середине 90-х годов понемногу стал обновляться парк транспортных средств музея. Был приобретен колесный трактор МТЗ, с города переправлен автобус “Кубань”, а пожарная часть передала гусеничный снегоочиститель.

Более 20-ти лет проработал в музее В. Машенцов водителем автобуса. Механиков тогда не было, и приобретением техники и запасных частей к ней занимался отдел АХЧ. В это же время на остров были отправлены мотоцикл “Урал” и мотороллер ТМЗ, а в городе транспортное обслуживание лежало на двух автомашинах: УАЗ и Волга. К концу 90-х на остров было получено несколько снегоходов “Поларис”. Они и по сей день эксплуатируются в непроходимых кижских снегах. В 1999 году в город приобретен автомобиль ГАЗ-3102 “Волга”, а на остров — новенький трактор МТЗ.

Одни водители сменялись другими, появлялись новые трактористы, а механика, занимающегося организацией и контролем их работы, не было. Было несколько попыток принять на эту должность человека, который смог бы взять на себя развивающийся транспортный отдел, но наличие устаревшей техники, готовой к списанию, приобретение новой, восстановление утерянных документов по транспорту, подбор кадров и организация отдела в целом отпугивало многих. Только к концу 2001 года на должность механика был назначен опытный, ранее занимающийся ремонтом и обслуживанием транспорта Олег Пикуля, в прошлом штурман-механик Беломорско-Онежского пароходства. Проработав несколько лет водителем в музее, он понимал все проблемы, связанные с транспортом, изнутри. Именно он взял на себя ответственность за дальнейшее развитие транспортного отдела.

Появление федеральных средств на развитие музея позволило увеличить парк транспортных средств как в городе, так и на острове. Штат водителей, трактористов, мотористов, капитанов так же рос. В 2003 году было принято решение создать отдел главного механика (ОГМ). За последние пять лет были приобретены: а/м ГАЗ-2705 “Газель”, а/м УАЗ, автобусы ЗИЛ и ПАЗ, трактор Т-30, а/м "Рено", судно ССП-4, а/м ГАЗ-22171 “Соболь”, снегоходы “Буран”, лодки и лодочные моторы, велосипеды, бензопилы, сенокосилки и другое оборудование.

Для служебных поездок сотрудников, перевозки продуктов, строительных материалов и выставок используется городской автотранспорт музея. Еженедельные командировки в направлении острова Кижи, а также командировки по России, более сотни километров ежедневных поездок по городу, работа и дежурство в выходные и праздники — все это выполнение необходимых задач, стоящих перед музеем и все это благодаря водителям, работающих в транспортном отделе. Практически все они с большим жизненным опытом и водительским стажем. Водитель первого класса А. Пронин, проработавший многие годы в ДРСУ водителем спецтехники, водитель С. Бурчинов, параллельно занимающийся ремонтом других автомобилей, Ю. Мартынов, в прошлом водитель ПЦО, А. Потахин — водитель такси, Д. Орлов — водитель депутата ЗС и А. Кукотин Н — экспедитор коммерческой фирмы. Именно они приводят в движение основную деятельность музея, доставляя все самое необходимое в любую точку. Музей ценит все это, иногда поощряет, а при необходимости выделяет средства на повышение водительской квалификации и профессионализма.

Главным двигателем острова Кижи, приводящим его в движение является островная техника ОГМ под руководством молодого механика А. Кашпирского. Выдача и списание ГСМ, выпуск транспорта на линию, его распределение по объектам, организация ремонта, все это и многое другое входит в обязанности механика острова. И днем и ночью, и в жару и в холод можно услышать шум работающих двигателей. Доставка товаров до острова водным путем, погрузка-выгрузка различных грузов, перевозка сотрудников и материалов по острову, земельные работы, обкос территорий, чистка дорог, встреча гостей — все это малая часть того, как и где эксплуатируются транспортные средства острова. Тракторная техника самая выносливая и незаменимая для работы в Кижах. Молодые и опытные трактористы: Л. Ваганов, А. Зайцев и А. Трегубов, как три богатыря, выполняют на острове самую тяжелую работу на своих железных конях и готовы в любую минуту прийти на помощь, а зимой даже прокладывают дорогу по льду Онежского озера, для связи острова с материком. Никогда не отказывающийся от работы тракторист Зайцев А.С., благодаря своим способностям, успевает совмещать свою работу с обязанностями сварщика и автослесаря. А три капитана-моториста на судах ССП-4 и ССП-77 — А. Череповецкий, В. Колядин и Г. Афанасьев, практически круглосуточно несут свою службу в водах Онежского озера в период навигационного сезона. Благодаря многолетнему опыту работы Г. Афанасьев так же является внештатным сотрудником Инспекции маломерного флота на острове Кижи и контролирует правильную эксплуатацию лодок и катеров, находящихся у сотрудников музея. В зимний период в должности тракториста очищает дороги острова от метровых сугробов на тракторе ДТ-75.

Ремонт всей техники ложится на плечи трактористов, водителей и капитанов во главе с автослесарем Ф. Лисициным. Находясь на пенсии, он не смог оставить любимое дело и делится своим богатым опытом с другими. Благодаря профессиональным навыкам иногда подменяет водителя автобуса Н. Романова, в перевозках сотрудников музея по острову.

Конечно, за такое короткое время всех проблем в транспортном отделе не решить. Остаются проблемы в размещении и выдачи ГСМ, в отсутствии ремонтных боксов и мест хранения техники, а так же в срочной доставки сотрудников и запасных частей на остров. С начала зимы и в весенний период, когда лед на Онего слабый, а перевозка работников музея и груза на остров из поселка Великая Губа необходима, используется единственное на острове судно на воздушной подушке “Пума”, находящаяся в распоряжении Пожарной части с 1996 года. Использование другого транспорта для переправы через озеро в этот период просто невозможно.

Несмотря на все трудности, тесная трудовая деятельность отделов на острове связывает всех в единое целое. Порой, транспортному отделу приходят на помощь начальники других отделов, научные сотрудники, инженеры и рабочие. Каждый старается внести в работу музея что-то полезное и новое. И не будь этого единства, не слышны были бы тогда привычные всем на слух фразы, разлетающиеся каждое утро по острову: “Трактор мне, трактор!…И телегу!”

Андрей ВРАГОВ, ведущий инженер транспортного отдела
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф