Детский фольклор на острове и на уроке Vkontakte@kizhi

Ансамбль «Перегудки» на островеАнсамбль «Перегудки» на уроке

В музейных программах и праздниках много лет принимает участие детский фольклорный ансамбль «Перегудки». Дети, одетые в русские национальные костюмы, поют песни, танцуют, веселят прибывающих на праздники частушками и прибаутками, воссоздавая тем самым изрядно забытую атмосферу народного гулянья.

Ансамблем «Перегудки» руководит Виолетта Анатольевна Жукова, педагог теории музыки Петрозаводского музучилища, на базе которого и создан детский творческий коллектив.

— Название ансамбля связано с жанром детских народных песен — перегудками,— рассказывает она.— У нас занимаются дети разных возрастов, начиная с дошкольников. Образцовый коллектив хорошо известен в Карелии. «Перегудки» побеждали в конкурсах, участвовали в различных фестивалях. Были лауреатами хоровой ассамблеи «Лаулу», а в 2004 году получили диплом I степени как победители конкурса XI Республиканского детского музейного праздника «Кижский сувенир». Но в школьных программах пока нет места для систематических занятий, на которых бы в должной степени изучали фольклор. А понять истоки — значит научиться воспринимать настоящее искусство. Именно народное творчество вдохновляло русских композиторов на создание великих произведений, недаром наша культура общепризнана в мире.

Виолетта Анатольевна — преподаватель не только училища, но и гимназии № 17, она — автор идеи интеграции фольклора и профессиональной музыки в предметы общеобразовательного цикла. Несколько лет назад пришла к мысли привлечь внимание к хорошей музыке и фольклору не только той части детей и молодежи, которая занимается творчеством во внеурочное время или профессионально.

— В конце минувшего учебного года в пятом классе на уроке литературы у Елены Михайловны Задорожнюк,— продолжает Виолетта Анатольевна,— мы совместно с учащимися вокального отделения училища в рамках школьной программы провели урок на тему «Стихи и песни о войне». После проникновенного чтения стихов Мусы Джалиля, погибшего в концлагере, и пения «Бухенвальдского набата» исполняли «Священную войну», «Землянку», «Вот солдаты идут». Многие дети плакали, значит, они могут сопереживать, испытывать высокие чувства, и здесь я вижу свою главную цель. И это связано с моим главным принципом преподавания — ребенок должен получать знания, необходимые для воспитания всесторонне развитой личности. На самом деле дети тянутся к настоящему. И мы, педагоги, видим это.

— Так кто же вы в первую очередь — музыкант или педагог?

— Наверное, и то, и другое. У меня два образования — педагогическое и музыкальное. А род наш хорошо известен в Карелии — педагогическая династия Филимоновых.

Взаимное сотрудничество с гимназией подтолкнуло к идее начать систематические занятия фольклором со второго класса в системе дополнительного образования. К этой работе решено было привлекать студентов музучилища. Виолетта Анатольевна разработала авторскую программу и методику, подобрала репертуар. «Я задумалась и об оформлении дополнительных занятий, на которых необходимы были инструменты, костюмы, декорации,— рассказывает она.— Все это можно было изготовить своими руками на уроках труда и изобразительной деятельности. Идея получила в гимназии поддержку. Почему бы не использовать накопленный опыт, не показать детям, как многообразна культура нашего народа, где черпали вдохновение ее истинные творцы. Начали, как это ни странно может показаться на первый взгляд, с урока физкультуры в третьем классе. Но это на первый взгляд, ведь в народе физическое воспитание всегда шло через игру».

Потом Виолетта Жукова обратилась к школьным программам и выяснила для себя, на каких уроках еще, с какими темами можно объединить народную педагогику. Вот физика, например. Существует достаточно много аналогичных понятий в музыке и в физике — амплитуда, резонатор, тембр, волны. Пригласили на урок джазовый ансамбль училища. Тема урока была «звуковые волны в физике и музыке». Позже дети из других классов спрашивали, когда и у них в классах проведут такой же урок.

«Перегудки» — особая забота педагога. Значительная часть работы коллектива самым непосредственным образом связана с Республиканским детским музейным центром при музее-заповеднике «Кижи». Виолетта Анатольевна участвовала в Республиканской научно-практической конференции по музейной педагогике «Наследие в руках молодых», которая проходила в апреле 2004 года, там же выступали и ее «Перегудки». Дети всегда участвуют в празднике «Кижи — мастерская детства», а летом 2004 года уже во второй раз они побывали на острове в фольклорно-этнографической школе. Проектная деятельность педагога Жуковой тоже связана с историей острова. Последняя разработка по теме «Музыкальная культура Заонежья» напрямую касается кижской традиции. Проект защищен в 2004 году.

— Мы не просто участники всех мероприятий Центра,— говорит Виолетта Анатольевна,— мы партнеры, и наши контакты, надеюсь, будут продолжаться!

Сейчас для «Перегудок» наступило нелегкое время — здание музучилища закрыто на капитальный ремонт. Но работа будет продолжаться, энтузиазма ни детям, ни педагогам не занимать. В марте 2005 года «Перегудкам» исполнится 15 лет.

Музей «Кижи» поздравляет замечательный творческий детский коллектив с юбилеем! Желаем новых творческих успехов.

Наталья КРАСАВЦЕВА
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф