День Победы — навсегда в наших сердцах
@kizhi
- Эльвира Аверьянова, директор музея-заповедника «Кижи»:
- — День Победы — это самый святой день для всей нашей страны и для меня. В этом году этот праздник я встретила на острове Кижи. С радостью и со слезами на глазах смотрела прямую трансляцию парада с Красной площади. Когда шли машины с ветеранами, я испытала чувство гордости за них и за нашу Родину.
Участники самой страшной войны — погибшие, не дожившие до этого светлого дня, и те, кто сегодня еще с нами, своим подвигом подарили нам возможность жить, радоваться, любить, растить детей. Мы всегда должны им низко кланяться и стараться делать их жизнь более достойной.
- Борис Гущин, ст. научный сотрудник:
- — День Победы я помню очень отчетливо. День был удивительно ясным, солнечным. Мама разбудила меня очень рано словами: — Боренька, вставай. Победа! — А где пряники и конфеты? — не совсем проснувшись спросил я.— Ну, не все сразу,— ответила мама.
Было мне тогда почти четыре года. В сознании отложились радиосообщения о многочисленных победах Красной Армии на всех фронтах. В то время моим любимым занятием была имитация дикторов советского радио. Громким голосом, стоя на табуретке, я объявлял об очередной победе нашей доблестной армии. Выглядело это примерно так: «Наши пушки стреляли очень метко, а самолеты летали высоко и взяли город такой-то…». Я знал имена всех наших генералов, которые впоследствии стали маршалами. Именно в это время по заголовкам победных статей я научился читать. Мы жили в ожидании Победы, и, наконец, этот долгожданный день наступил.
- Наталья Гроссман, ст. научный сотрудник:
- — Когда началась война, мы с сестрой жили на даче у бабушки под Москвой. Папа, дорожный инженер, сразу ушел на фронт, маму — она была пианисткой — война застала в Сибири. Мы с сестрой Элей оказались в военном госпитале, где, как рассказывала мама, лежали с ранеными и обычные больные. В результате полной антисанитарии в госпитале я и сестра заболели тифом, который Эля не пережила. Меня, полуживую, выходила мама, чудом добравшись до Москвы. Позже мы эвакуировались в Сибирь. Эвакуация запомнилась страшным голодом — здесь от голода умер мой дед, дворянин. Мне на всю жизнь врезалась в память последняя слеза, скатившаяся по изможденному лицу деда.
9 мая 1945 года я была в детском саду. Радиосообщение о войне прозвучало глубокой ночью.
Хочется сказать еще несколько слов о нынешнем военном параде в Москве. Смотрела прямой эфир и не могла оторваться. Наконец-то возникло чувство возрождения государственной соборности России, возрождения патриотизма.
- Анна Косканен, ведущий инженер отдела учета и хранения недвижимых памятников:
- — День Победы для меня — самый большой праздник. Так повелось в нашей семье, которую не обошла война. Папины родители — блокадники. Бабушка рассказывала, как они тушили фугасные бомбы на крышах и чердаках, как их вывозили с университетскими сотрудниками по Дороге жизни через Ладогу.
Дедушка по маминой линии — кадровый офицер, гвардии полковник Павел Михайлович Кучма начал свой фронтовой путь с Севера, потом были 3-й Украинский и 1-й Белорусский фронты, взятие Берлина и затем долгие послевоенные четыре года службы в составе группировки советских войск в Германии.
Дед, военный инженер, занимался строительством переправ для наших войск, разведкой, минированием передовой при контрнаступлениях врага, саперными работами. Кстати, именно он руководил операцией по разминированию Кенигсберга. Воевал дедушка под командованием Чуйкова, о котором вспоминал с большой теплотой.
Мы должны быть внимательнее к ветеранам и ко всем старикам — ведь благодаря им у нас есть будущее. Только вот стыдно, что победители живут хуже побежденных.
- Отец Николай Озолин, настоятель Спасо-Кижского Патриаршего Подворья:
- — Победа советского народа вызывает чувство небывалой гордости за наших прадедов, которым она досталась слишком дорогой ценой.
Я рос во Франции, где празднуют День Победы как освобождение Франции от гитлеровцев. Во французских школах говорят об этой войне довольно мало и скупо, а о Восточном фронте и боях на территории Советского Союза практически ничего не известно. Единственное сражение, которому уделяют внимание французские преподаватели — это Сталинградская битва — переломный момент во Второй мировой войне. Ее масштабность и размах вызывает громадное уважение у французов. В его честь в Париже даже названа станция метро.
Сегодня, когда наша страна находится в поисках национальной идеи и есть необходимость в возрождении здорового чувства патриотизма, память о героическом подвиге наших соотечественников чрезвычайно важна.
Подготовила Ольга ГАЛУШКИНА
©The Kizhi State Open-Air Museum of Cultural History and Architecture