Прикоснуться к истории Vkontakte@kizhi

Открытие конкурсаКоманда школы №7Н.С. Зернова и В.А. Георгиевский

Памяти однофамильца Николая Костина

В одном из лагерей Петрозаводска Не раз он наблюдал, душой скорбя, Как продиралось сквозь колючки солнце, Текла сквозь них кровавая заря.

Стоял в глазах ребенка страх печали. Не видел он в неволе светлых дней. И через годы все в ушах звучали Собачий лай и крики патрулей.

Он видел детской памятью голодной Сквозь скопище нещадных мук и зла: На родине, еще от бед свободной, Родимых Кижей в небе купола.

Цветущие вдоль берега полянки, Зарю над ними, что была ясна; Как наяву — свою древню Ямки Из мрачной ямы лагерного дна.

Онего простирается, как море… Здесь памяти обрыв, тупик, конец. …В бараке мать, вся сникшая от горя, Больной и умирающий отец.

Сын понимал своим умом недетским: Свободы свет сметет неволи мрак. В душе горела искорка: надейся, Ты выживешь, повержен будет враг. 26 ноября 2004 г. Иван Костин

В год 60-летия Великой Победы прошло множество мероприятий, посвященных этому знаменательному событию. В ряду прочих — Республиканский конкурс экспозиционно-выставочных проектов школьных музеев «Военная реликвия», который состоялся 29 апреля на базе школы № 2. Организаторы конкурса — музей-заповедник «Кижи», Министерство образования и по делам молодежи РК и Республиканский Детский музейный центр.

В состав Экспертного совета вошли: В. А. Георгиевский, член Совета ветеранов Великой Отечественной войны РК; Н. С. Зернова, член Президиума Совета ветеранов войны и труда РК; И. В. Шарлаева, методист Центра развития образования Управления образования администрации г. Петрозаводска; Л. В. Шилова, зам. директора музея-заповедника «Кижи», научный руководитель РДМЦ; консультанты: М. Л. Гольденберг, старший преподаватель кафедры истории КГПУ; М. Ю. Данков, научный сотрудник Карельского Государственного краеведческого музея; В. Г. Кондратьев, заведующий Музея истории народного образования РК; А. А. Терешкин, научный сотрудник Карельского Государственного краеведческого музея.

Открывая конкурс, вокальная группа школы № 2 представила для гостей и участников музыкальную композицию «У свечи памяти».

С напутственным словом перед участниками конкурса выступила зам. директора музея-заповедника «Кижи», научный руководитель РДМЦ Л. В. Шилова, которая пожелала юным музейщикам успехов в создании творческих проектов.

В актовом зале собрались представители семи школьных музеев: ученики городских школ № № 2, 6, 7, 9, 12, 13, 43 вместе со своими руководителями. Организаторами все было подготовлено к началу мероприятия, участникам предстояла большая работа. Ведущей конкурса стала И. В. Савченко, методист Музея истории народного образования.

После психологического тренинга, который помог детям раскрепоститься, познакомиться, участники провели презентацию своих музеев, оформили небольшие выставки из имеющихся предметов военной тематики, используя собственную фантазию и творческий подход. Каждая группа, представляющая отдельный школьный музей, выбирала тему своей экспозиции по жребию.

Создание выставки опиралось как на виртуальные, так и на реальные музейные предметы — реликвии. Само понятие реликвии говорит об исключительности представленных предметов, характеризующих быт и особенности военного времени: письма-треугольнички, пробитые осколками солдатские котелки, продуктовые карточки блокадного Ленинграда, патефон, кукла-самоделка, офицерский планшет и многие другие экспонаты — всему нашлось место в импровизированных музейных экспозициях. Многообразие предметов позволило использовать их в работе над разными проектами — «368-я стрелковая дивизия», «Школы в оккупированном Петрозаводске», «Военное детство», «Подвиг воинов Карельского фронта», «Поиск», «Город в годы войны» и др. В работе над проектом экспозиции ребятам помогали консультанты. Результаты удивили и порадовали всех присутствующих.

По словам члена Экспертного совета Михаила Гольденберга, старшего преподавателя кафедры истории КГПУ, идея конкурса очень хорошая и в полной мере соответствует требованиям сегодняшнего дня. Организаторы сумели вовлечь детей в творческий процесс. Ученики приобщились к истории, подержав в руках уникальные экспонаты, настоящие военные реликвии — это очень помогает пробудить интерес к истории.

Задачи, поставленные организаторами конкурса «Военная реликвия» — показать возможности музейного образования в воспитании молодого поколения, помочь ребятам окунуться в мир экспозиционного творчества и почувствовать себя настоящими музейщиками, осмыслить тему Великой Отечественной войны в процессе создания своих выставок,— осуществились в полной мере.

Конкурс «Военная реликвия» позволил участникам раскрыть военную тему по-своему, преодолеть стереотипы в восприятии и интерпретации подобных выставок.

Владимир Александрович Георгиевский, член Совета ветеранов Великой Отечественной войны РК, частый гость школы отметил: «Я с большим удовольствием принял участие в работе Экспертного совета конкурса. Ребята интересуются историей, и это нас — ветеранов — радует. Отмечу, что в последнее время преобладает объективный взгляд на исторические события — „эпоха очернительства“, к счастью, уходит в прошлое. Конкурс замечательный — такие мероприятия помогают представителям разных поколений лучше понимать друг друга».

Подводя итоги конкурса, Экспертный совет отметил творческий подход к интерпретации темы войны у всех участников, но три работы выделил как наиболее интересные. Первое место единогласно было отдано команде лицея № 13, «Музей Военного Детства», руководитель Наталья Алексеевна Ляпина.

Второе место присудили команде школы № 7, «Музей Боевой Славы», руководитель Ирина Васильевна Пименова.

Третье место заняла команда школы № 9, «Музей истории школы», руководитель Наталья Александровна Шевелева.

Дипломы и призы победителям вручила Н. М. Винокурова, главный специалист министерства образования и по делам молодежи РК. Все участники конкурса получили подарки от музея-заповедника «Кижи».

Подводя итог проведенного конкурса Наталья Воронина, зав. сектором отдела КОД музея «Кижи» сказала: «Мероприятие такого плана проводилось РДМЦ впервые. Ребята получили возможность прочувствовать, „прожить“ военную тему, пропустив информацию через собственный эмоциональный мир. Экспертный совет и зрители отметили организованность, собранность участников конкурса, деловую творческую атмосферу, которая царила в зале. Ребятам, привыкшим представлять публике домашние заготовки, пришлось мобилизовать все свои знания, проявить фантазию, творчество и выйти на новые формы работы в таком, казалось бы, традиционном деле, как создание экспозиций школьного музея. Еще один положительный момент — участие музейщиков профессионалов в качестве консультантов, которые могли посоветовать и ответить на любой вопрос. Научный подход и применение современных музейно-педагогических технологий в интерпретации военной темы способствовали ее актуализации, включению в жизненный опыт участников конкурса. Можно сделать вывод, что проведение конкурса экспозиционно-выставочной деятельности между школьными музеями способствовало пробуждению творчества, а также установлению коммуникативных связей между школьными музеями и желанию развивать эти связи в дальнейшем».

Татьяна НИКОЛЮКИНА
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф