В кольце надежных рук Vkontakte@kizhi

Детский сад на о. КижиНиколай, Борис и Дмитрий МоскиныЛ. Трифонова с дочерью Дашей и внуком АрсениемСемья Наумовых в д. Еглово  И. Набокова и Р. МартьяновС дочкой МашейСемья Шиловых

Киж-ж-и-и-и… Киж-ж-и-и-и… Киж-ж-и-и-и… Так летом на острове гудят шмели, кружась над цветами, а в зимнюю пору так звенит морозный воздух да снег под винтом вертолета. Остров Кижи многолик, многоязычен, полон красок и звуков. Летом здесь — потоком идут туристы, зимой, на первый взгляд, жизнь замирает. Но только на первый взгляд. Музейный народ продолжает на острове работать. Те же, кто отработал летом и уехал в город, уже в конце зимы начинают собираться в дорогу, подобно стаям перелетных птиц — по только им известному маршруту,— вертолетом, «Кометой» — на ОСТРОВ. Целыми семьями, с детьми, внуками — на полгода. Но они не пугают — эти шесть месяцев в отрыве от цивилизации. Чем же остров так прочно держит семьи? Почему дети, вырастая, продолжают работать вместе с родителями? На маленьком острове в музее, охраняющем уникальные архитектурные памятники…

Жизнь на острове выдержит не каждый. Терпеть отсутствие привычных городских удобств и оторванность от материка — испытание не для всех. Хотя сегодня многие сотрудники живут на острове в нормальных условиях, были времена — жили без света. Но по молодости даже в неудобствах умели находить радость — как рассказывала Людмила Трифонова, при свечах и при лунном свете особенно романтично проводились вечера — за песнями и стихами…

Детские коляски на острове — отличительная особенность музея «Кижи» поры его юности. Появились они практически сразу с приходом на работу первой волны сотрудников. И пошли дети первой волны — Юля и Рома Гущины, Даша Трифонова, Ира Набокова, Влада Кантор, позднее Ваня Воробьев, Стас Михайловский, Коля и Боря Москины, Ксюша Наумова, Максим Набоков. Еще позднее остров заполнили голоса Вали Тере, Димы Коршунова, Антона Миккоева, Алисы Пахомовой. Сегодня остров принадлежит Василиссе, Наталье и Саше Поповым, Игорю Енькову, Егору Буяло, Руслану Богданову, Мише Ковальчуку, Маше Мартьяновой, Саше Воронову. Началось время внуков — Арсения и Савелия Быкадоровых (Трифоновых), Василия и Даниила Красновых (Гущиных).

Совсем скоро будет топать по островным тропинкам маленькая Лиза Незвицкая.

Музейная детвора не просто проводит на острове лето. Конечно, детство там — это бескрайние белые ночи, когда сливаются небо и вода, и можно долго не ложиться спать, это настоящая взрослая рыбалка, это строительство шалашей и «схронов» на деревьях. В Кижах можно делать много из того, чего в городе не разрешают.

А еще музейные дети заняты делом своих родителей. Они — полноправные члены фольклорного театра и «Ожившей экспозиции», помогают старшим в Плотницком центре. Из них со временем получаются преданные Кижам люди, даже если они, став взрослыми, не придут на работу в музей. Как случилось с Юлей и Романом Гущиными. Впитав в детстве всю неповторимость затерянного в онежских водах острова, пропитавшись его воздухом и духом, они пошли своим путем по взрослой жизни, став серьезными творческими личностями.

Другая группа музейных детей уже несет полноправную трудовую вахту — Борис Москин, Павел и Максим Шиловы, Ксения Наумова, Иван Воробьев, Артем Караваев, Влада Кантор, Дарья Быкадорова.

На остров приезжают не только существующими семьями. Это место рождения новых семей. Не так давно в Покровском храме обвенчались Елена и Алексей Нестеровы, женились Аня и Леонид Вагановы. Хочется, чтобы этот список продолжался. И чтобы появлялись маленькие «островитяне», как Никита Ваганов. Малыши в колясках — это вечная молодость вечного острова Кижи.

Многие кижские союзы уже проверены временем: Галина Михайловская и Юрий Протасов, Наталья и Игорь Мельниковы, Елена и Александр Любимцевы, Надежда и Александр Куусела, Ирина Набокова и Роман Мартьянов. Последние не только вместе участвуют в выступлениях фольклорного театра музея, теперь они еще и семейный экипаж на Кижской регате. Остров как-то по-особенному сближает семейные пары, и это чувствуется, когда видишь, с какой любовью выводят родители в «кижский свет» своих крох. И они, наряженные в народные костюмы, становятся главным украшением острова и любимыми объектами фото и видео съемок иностранных гостей.

Было время, когда в начале истории музея на острове работали 25 человек — они были и первыми экскурсоводами, и научными сотрудниками, и дежурными по острову. Молодых тогда не пугала такая нагрузка. Первым все было интересно. Они открывали для себя новый и доселе непознанный мир и дарили его туристам.

Сегодня только зимой в Кижах постоянно живут более 60 человек. Задачи и заботы у коллектива теперь более серьезные. Да и время диктует новые требования: круглосуточная охрана памятников деревянного зодчества, серьезные объемы реставрационных работ, улучшение инфраструктуры острова. Круглый год обитаемым остров делают сотрудники многих служб музея: Плотницкого центра, отдела содержания территории и помещений на о. Кижи, сектора энергообеспечения, отдела хранения экспозиции, службы безопасности, торгового и транспортного отделов, отдела учета и хранения недвижимых памятников. Жить зимой на острове в одиночку, без семьи особенно тяжело. Вместе легче переносятся короткие зимние дни и долгие вечера.

Но не только городские семьи научных сотрудников трудятся в музее. «Зимние» музейные семьи — в основном из островитян. Среди них всегда были в почете династии, особенно бережно от отца к сыну передавалось плотницкое мастерство. Фамилии Штурминых и Филиных известны на острове давно. Сегодня в музее трудятся плотники Федор и Николай Штурмины, Сергей и Алексей Филины. На острове работают Анна Штурмина и Светлана Филина. Крепко держит остров кижан Виктора и Галину Назарьевых. Надежда и Николай Романовы, Настя и Юрий Юрковы — это опыт и молодость музея.

Известный кижский плотник-реставратор Борис Федорович Елупов оставил в Кижах след не только своей работой, в музее трудятся его дочь, зять и внучка. Может быть, когда-нибудь его правнук Саша, каждое лето живущий на кижских просторах, почувствует тягу к живому дереву и возьмет в руки топор, чтобы также ладно работать, как знаменитый прадед.

Когда остров становится домом

Жить на острове и работать в музее интересно. Но грустно, если рядом нет своего, близкого человека. Наверное, поэтому и появившиеся в музее союзы — семейные и творческие одновременно. Ведь работая в таком музее, приходя домой, нельзя сразу «выключиться» из островной музейной жизни. А если в музее вместе с родителями работают выросшие на острове дети, это уже своеобразный творческий коллектив, музейные династии.

Наумовы

В семье Наумовых все четверо — сотрудники музея. Жизнь родителей — Юрия и Елены Наумовых — связана с островом с 1973 года, когда они работали в музее внештатниками и не были еще мужем и женой. Сначала в их трудовых музейных биографиях были должности: у него — смотрителя колокольни и экскурсовода, у нее — библиотекаря, сотрудника фондов. Это позднее Юрий Наумов станет научным сотрудником и по совместительству плотником-реставратором Преображенской церкви, отдав себя этой работе с 1980 по 1986 год. Еще позднее он станет идеологом проведения Кижской регаты и ее «родителем». Елена Наумова сегодня — единственный в Карелии высококлассный реставратор по тканям.

У Юрия Михайловича практически все родственники работали или работают в музее. Его отец до 2000 года работал смотрителем на колокольне в деревне Еглово. Сестра с мужем также прошли через кижскую школу. Племянница Алиса летом работает в «Ожившей экспозиции». Остров стал домом и для дочек — Влады и Ксении. С детства участвуя в выступлениях ФЭТа, сегодня они уже полноправные члены музейного коллектива.

Чем держит остров и музей? Как сказал Юрий Наумов, это лучшее место в мире, где живут и работают лучшие люди, как местные, так и представители городской культурной общественности. Здесь зародились передовые технологии реставрации деревянных памятников, здесь не давит городская суета. Благодаря В. А. Ниеми и старикам острова мы научились общаться с носителями традиций. Степановы, Елуповы, Вересовы, Клиновы, Елизаровы, Егоровы, Судьины открыли нам неизвестный мир знаний и поведения. Поэтому там живешь, а уходя, возвращаешься,— сказал Ю. Наумов.

Набоковы-Мартьяновы

Ольга Афанасьевна Набокова — один из старейших и опытнейших сотрудников музея «Кижи». Придя в музей в 1974 году, она осталась тут навсегда. Главный хранитель фондов музея, она как никто понимает ценность каждого предмета, каждой фотографии, попавших в музей, и потому является и своеобразным хранителем истории самого музея.

Вместе с ней островную жизнь все годы делят муж Игорь Иванович, художник-прикладник, и дети — Ирина и Максим. Максим учится в вузе, а Ира — научный сотрудник музея. Вопросов, кем стать и где работать, не возникало. Для нее было ясно, что это будет музей «Кижи». Остров стал местом, где она познакомилась с будущим мужем Романом Мартьяновым, теперь тоже сотрудником музея. О жизни на острове мы говорили именно с ними, представляющими второе поколение музейной семьи. (Третье поколение — маленькая Маша — еще только-только начала вместе с родителями познавать кижский мир.)

Ирина.
Музей «Кижи» — это образ жизни. Жизнь на острове требует особого склада характера. Среди старых сотрудников бытует мнение, что остров убирает лишних людей. Те, кто работает на острове, это люди, имеющие определенные жизненные ценности, оставившие город и работавшие часто в ущерб материальному благополучию. До сих пор снится детство. Это время тайны, загадочности, детской дружбы, когда мы объездили все деревни Кижского ожерелья. Сейчас, чувствуя ответственность за своего ребенка, поражаюсь родителям, которые предоставляли нам возможность жить на свободе. После университета по-другому посмотрела на историю. Остров помог естественно перейти во взрослую музейную жизнь. Музейщики — особая общность. Им присуща живость ума, богатство души. И для своей Маши я хотела бы такой же жизни. Она уже вместе с нами выступает, дома водим хороводы, играем в народные игры. Приходится, к сожалению, везде ее брать с собой. Правда, этим летом нам помогла Лена Нестерова, она занималась с Машей и сыном Ани Вороновой. Очень на острове нужен детский сад. Музей молодеет, и с каждым годом все больше появляется маленьких детей.
Роман.
Мы фанаты музея. Когда нашей Маше было всего две недели, мы ее привезли на остров в первый раз. Конечно, когда я впервые в 1986 году побывал на острове, не мог предположить, что буду тут работать. В 1998 году приехал на остров, работая над диссертацией. Жил в Жарниково. Там познакомился с Ирой. Пошел к ней смотреть телевизор, который так до сих пор и смотрим вместе. Общие интересы много значат, когда живешь в отрыве от города. Вместе мы много путешествуем. Остров манит. Особенно после зимы, когда накапливаются городские проблемы, их оставляешь в городе, и остров становится отдушиной. Это «островная болезнь». Потом начинаются островные проблемы. И на какое-то время хочется уехать в город. Это как контрастный душ: сбрасывать то городские, то островные стрессы. Но без острова мы уже не сможем жить.

Шиловы

Семья Шиловых — Людмила Васильевна и Николай Иванович — имеет большой опыт жизни в островных музеях. У них за плечами, кроме острова Кижи, еще и Соловецкие острова. На этих двух островах выросли сыновья Павел и Максим.

Как сказала Людмила Васильевна, трудно представить жизнь рядом с человеком не музейной профессии. Островные музеи — это особые музеи. Островная изоляция обязательно требует рядом друга и родного человека. Если к островной изоляции прибавляются бытовые трудности, тут на помощь и приходит именно семья.

Работа на острове — это особая и сложная жизнь. Множество прозаичных вещей, которые трудно постоянно делать в одиночку: колоть дрова, топить печи, носить зимой воду. Жизненные проблемы легче решать семьей. Когда в семье два музейщика, то общение становится своеобразной семейной формой повышения квалификации. Ведь нельзя прийти домой и сразу забыть о работе, когда она вокруг вас на острове.

У сегодняшнего поколения детей очень много возможности найти себя в музее. Музей «Кижи» — динамично развивается. И теперь проще выбрать узкую и современную специализацию. У нового поколения более широкое поле выбора — от чисто музейных форм работы до современных технологий. Есть уверенность, что многие дети найдут себя в современном музее.

Тихоновы

С 2001 года в музее работает Виктор Александрович Тихонов из Великой Губы. Жизненная ситуация сложилась так, что пришлось менять устоявшийся уклад. По приглашению директора музея он начал работать на острове. Сначала начальником отдела АХЧ, а сейчас уже заместителем директора. Его управленческий опыт пригодился музею. И музей помог его семье. Теперь все трое — он, жена и сын — сотрудники музея. Антонина Леонидовна, начальник торгового отдела, серьезно занимается развитием этого направления в музее. Олег после окончания техникума трудится в Службе безопасности. Безусловно, в музее, на острове всей семьей жить и работать проще. Проще решать бытовые проблемы, считает Виктор Александрович. Хотя и погружен в работу и в праздники, и в выходные дни, особенно летом, осознание, что семья рядом, психологически греет. Что дал музей? В процессе работы,— говорит В. Тихонов,— узнали, что такое музей-заповедник. Ведь раньше, живя рядом с островом, мы его воспринимали по-другому. Познакомились со многими интересными людьми. Учимся культуре у сотрудников музея. У нас очень серьезно поменялось отношение к самому музею и природе, нас окружающей.

Киж-ж-и-и, Киж-ж-и-и, Киж-ж-и-и… Так в плотницком центре звенит автоматическая пила, разрезая бревна, так снегоход рассекает воздух на полной скорости, так на экскурсиях звучит — на всех языках — ОСТРОВ. А это значит, что не прекращаются здесь жизнь и работа. Потому что Кижи — это для сотрудников музея общий дом, а они в нем — хозяева и главные хранители. Музейщики всех поколений держат в своих руках самую хрупкую драгоценность Карелии, прекрасно осознавая всю ответственность за ее судьбу. Сегодня Кижский ансамбль имеет своеобразную древнюю защиту от всего остального мира — в виде ограды длиной в 305 метров. И если предположить, что музейные семьи, объединяющие все поколения, а их, по самым скромным подсчетам, больше сорока — отцы, сыновья, внуки, племянники — а это порядка 160 человек, взявшись за руки, встанут вокруг ограды, то в результате получится самое надежное кольцо, в котором всемирное наследие, охраняемое ЮНЕСКО, находится под самой надежной защитой.

Елена ДОБРЫНИНА
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф