«Кижский» лифтинг в действии! Vkontakte@kizhi

Молебен перед подъемомАнна Косканен и Александр Любимцев в процессе работыГлавный конструктор ООО «Стройконструкция» Иосиф РашаДиректор ООО «Алекон» Александр СавельевРуководитель Плотницкого центра Андрей Ковальчук

Осенним днем 4 октября, словно в сказке, будто по мановению волшебной палочки, верхняя часть знаменитой Преображенской церкви оторвалась от оставшегося на земле сруба и повисла в воздухе. Парил в небесах верх церкви недолго — через полчаса полета, тяжело вздохнув, церковь приняла свою верхушку обратно. Двадцать «волшебников», двадцать «чудо-богатырей» — сотрудники Плотницкого центра музея, специалисты-монтажники ООО «Алекон» (Санкт-Петербург) — целый день провели на тридцатиметровой высоте, орудуя специальными домкратами, чтобы поднять и опустить шестнадцатиметровый, высотой с пятиэтажный дом, верх всемирно известного памятника. Так, в этот день на острове Кижи прошла уникальная техническая операция по пробному подъему верхнего яруса Преображенки.

Пробный подъем более одной трети сооружения — это эксперимент, своего рода отработка на практике технологии выбранного метода реставрации Преображенской церкви, так называемого «норвежского лифтинга».

— Реставрировать церковь будут путем поэтапной замены прогнивших бревен. Для этого церковь разобьют на семь реставрационных поясов, между которыми будут установлены металлические стойки, где разместятся технические домкраты,— рассказывает Николай Попов, заместитель директора музея-заповедника «Кижи» и руководитель реставрации архитектурных памятников Кижского погоста, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.— Этот метод «вывешивания» конструкции получил название «норвежского лифтинга». Но хочу заметить, издревле наши предки приводили в порядок свои деревянные избы именно таким способом. Просто никому и в голову не пришло запатентовать такую технологию, которая передавалась веками, из поколения в поколение. А норвежцы, народ законопослушный, догадались узаконить свое право на проведение таких работ.

Как известно, архитектура — одна из наиболее содержательных составляющих культурного наследия. Постройки статичны и менее изменчивы во времени, чем, например, произведения фольклора. Сказки, песни и другие виды устного творчества, еще сохраняющиеся в народной среде, неотделимы от живых исполнителей — каждое поколение вносит в традиционные произведения что-то свое, новое. Иначе этот вид народного творчества прекращается. А произведения традиционной архитектуры могут долго служить людям и радовать их глаз. Но ровно настолько, насколько позволит дерево.

На просторах России дерево издавна считалось основным строительным материалом. Оно хорошо сохраняет тепло, это материал легкий, гибкий и конструктивный. Веками жили традиции деревянного зодчества, на основе которых были созданы уникальные храмы-памятники, не имеющие аналогов в мировой архитектуре. Одно из таких доказательств великого мастерства человеческих рук — Преображенская церковь, единственная в мире деревянная многоглавая церковь, включенная в реестр всемирного наследия ЮНЕСКО. Памятник далеко известен за пределами России.

К сожалению, в XX веке подавляющее большинство деревянных храмов было забыто, заброшено, лишено самого незначительного ухода. В начале прошлого столетия на Русском Севере было несколько десятков архитектурных ансамблей-»троек» — из двух церквей и колокольни. Теперь их осталось только четыре: три в Архангельской области и один на острове Кижи. Деревянные здания гибли от пожаров и подвергались техногенным воздействиям чаще и быстрее, чем каменные — до середины XIX в. обработка древесины противопожарными и антисептическими составами была крайне несовершенна. В свое время мы потеряли целый пласт собственной истории, утратив величайшие образцы русской архитектуры — простор души русского мужика-зодчего, который все это делал одним топором. Недавно сгорела церковь в Костроме, прямо в центре города. А утрата двадцатипятиглавой Покровской церкви в селе Анхимова Вытегорского района — прообраза Преображенской церкви в Кижах! Видимо, эти храмы строила одна плотницкая артель — приблизительно 75 человек, в том числе 10 женщин. Всю эту красоту невозможно вернуть. Так может, стоит оглянуться и задуматься — еще немного и мы потеряем всю самобытную деревянную архитектуру России. Большинство сохранившихся памятников находятся уже в достаточно преклонном возрасте и требуют срочной реставрации — дерево невечно, хотя и терпеливо.

О том, что только «хирургическое вмешательство» способно вернуть Преображенскую церковь, специалисты говорили давно. Проекты реставрации с завидной скоростью и частотой сменяли друг друга. Среди них были и запредельные. Например, залить церковь бетоном, используя существующее строение как деревянную опалубку. Разговоры, выливающиеся в жаркие дискуссии, продолжались, однако до конкретики дело так и не дошло. Наконец, в начале восьмидесятых годов прошлого столетия памятник был закрыт, внутри здания был установлен металлический каркас, на котором оно буквально повисло. К этому моменту церковь отклонилась от своей оси практически на метр. Туристам вход вовнутрь храма был запрещен, иконостас потрясающей красоты разобран и передан на хранение в фонды музея.

И только в 1999 году дело реставрации известного шедевра сдвинулось с мертвой точки. Под руководством архитектора-реставратора Владимира Рахманова Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом «Спецпроектреставрация» был разработан окончательный проект реставрации Преображенской церкви, предусматривающий реставрацию или полную замену изношенных бревен без полной разборки памятника.

Подобный метод реставрации уже был опробован. Правда, на небольших памятниках более простой конструкции и не такого «пожилого» возраста. Не так давно этим способом была отреставрирована часовня в карельской деревне Чуйнаволок в Сямозерье. Благодаря реставрации памятник удалось сохранить. Подъем конструкции осуществлялся при непосредственном участии норвежцев — «основателей» реставрационного метода.

Что касается «кижского» лифтинга, то здесь справились сами, без зарубежных «наставников». Проект монтажа был разработан ООО «Стройконструкция» под руководством опытнейшего профессионала, главного конструктора Иосифа Раши.

За месяц до волнующего события на остров Кижи прибыла бригада из шести высококвалифицированных специалистов по проведению монтажных работ петербургской фирмы «Алекон», которая специализируется на объектах повышенной сложности и на нестандартных монтажных конструкциях. География сферы деятельности «Алекона» весьма обширна. Ее высотники вели работы на территории всего бывшего Советского Союза. Байканур, Комсомольск-на-Амуре, Чечня…

— Никогда не предполагал, что буду работать в Кижах, в Преображенской церкви. Это самый необычный объект в моей практике. И это вызывает огромное чувство удовлетворения за свою работу,— утверждает один из опытнейших монтажников «Алекона» Николай Бардашов.

Подготовительные работы к подъему велись целый месяц. «Алеконовцы» жили здесь же на острове. За это время высотники установили изготовленное «Алеконом» в соответствии с проектом монтажа уникальное оборудование внутри верхней части церкви. Было установлено шестнадцать технических винтовых домкратов, при помощи которых был произведен подъем «верхушки» церкви.

— С одной стороны, в строительно-монтажной практике бывали работы и посложнее. Но с другой — работы по изготовлению и установке такого монтажного оборудования для подъема этого уникального многопланового собора со сложной геометрией и достаточно нерегулярными высотными отметками — исключительны. Нам есть чем гордиться,— отметил И. Раша.

Верхняя часть сооружения поднялась на 20 см. «И это не предел,— утверждает директор ООО „Алекон“ Александр Савельев.— Мы легко сможем поднять ярусы в среднем на два метра».

И это даже слишком большой запас высоты. По оценкам экспертов, для последующих реставрационных работ высота зазора между реставрационными поясами будет достаточной и в 50–80 сантиметров.

— Проект монтажа был разработан на самом высоком профессиональном уровне. Специалисты давали практически стопроцентную гарантию на успешный исход операции лифтинга,— говорит Николай Попов.— Однако всегда остается один процент на долю непредвиденного. В целом технических сбоев не было, было только огромное моральное напряжение…

Рабочий эксперимент удался. «Кижский» лифтинг еще раз подтвердил правильность выбранного музеем-заповедником «Кижи» метода реставрации памятника. Несомненно, жизнь и специалисты-реставраторы будут вносить определенные коррективы в уже утвержденный ЮНЕСКО проект реставрации, что вполне допустимо и, как правило, происходит при любой реставрации.

По мнению федерального архитектора по памятникам Карелии Татьяны Вахрамеевой, любой памятник трудно обследовать, не «пошевелив» его. При реальной работе могут открыться новые особенности состояния древесины, у специалистов может появиться новое решение в технологии проведения работ.

Состоявшийся подъем церкви — это один из практических шагов к началу крупномасштабной реставрации мирового архитектурного шедевра, наряду с заготовкой древесины и строительством производственного комплекса. Необходимость и срочность проведения реставрационных работ безусловна и не вызывает сомнений. «Мы должны и просто обязаны сохранить эту сокровищницу мировой культуры. Чтобы люди могли многие-многие годы приезжать сюда на остров и наполняться чистым светом, исходящим от нашей красавицы — Преображенской церкви»,— с чувством сказала Эльвира Валентиновна Аверьянова, директор музея-заповедника «Кижи». И только Бог знает, что пришлось ей пережить в этот, казалось, обычный осенний день. Лишь потом, после того, как верх церкви был водворен на место и, уникальная операция была завершена, надо было видеть счастливые глаза директора. «Низкий поклон вам, мастера!» — дрожащим от волнения голосом поблагодарила плотников и монтажников руководитель музея-заповедника «Кижи», возложившая на свои плечи огромную ответственность за реальную работу в деле сохранения нашего исторического наследия.

На протяжении трех веков Преображенская церковь бережно хранит тайну своего гениального происхождения. И вот теперь, наблюдая со стороны слаженную и четко организованную работу целеустремленных и решительных людей, можно было увидеть, как многовековая тайна чуть приоткрылась, и стало понятней, как могло появиться на острове Кижи уникальное творение рук русских зодчих — двадцатидвухглавое чудо Церкви Преображения Господня.

Ольга ГАЛУШКИНА
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф