Кижи в зеркале прессы @kizhi
«Журналистика — это то, что гораздо интересней сегодня, чем завтра» Андре Жид
Музей-заповедник «Кижи» всегда находился под пристальным вниманием прессы. И это неудивительно. Всемирно известные памятники деревянного зодчества, включенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с египетскими пирамидами и французским Лувром, чрезвычайно интересуют деятелей публичной словесности. Отлично понимая и одобряя этот живой интерес, руководство музея «Кижи» всегда старалось предоставить полную и необходимую журналистам информацию. Более того, музей время от времени сам организовывал выпуски газетных приложений в республиканских периодических изданиях «Карелия» и «Северный Курьер», где очень подробно освещалась деятельность практически каждой структуры музея.
Внимание к заповеднику с годами только возросло. Приближается трехсотлетний юбилей знаменитой Преображенской церкви, наконец началась ее реставрация, в музее происходят кардинальные изменения: создаются новые направления работы, осуществляются социокультурные проекты, в жизнь внедряются самые смелые решения. Музею есть, о чем сказать широкой общественности.
В связи с этим в 2004 году в музее-заповеднике «Кижи» была создана новая структура — сектор по связям с общественностью. В рамках сектора действует пресс-служба музея, выпускается собственное периодическое издание — газета «Кижи», где читатель «из первых рук» узнает о самых значимых событиях, происходящих в музее, о сотрудниках, благодаря которым сохраняется кижское чудо, о новых проектах музея. Работа музея с прессой является важной частью политики музея, который стремится к прозрачности своей деятельности и к доступности уникального наследия Кижей широким слоями населения. Каждая музейная новость сопровождается пресс-релизом. В среднем в месяц пресс-службой музея рассылается более пяти пресс-релизов, оформленных фотографиями с места событий, и практически каждый из них используется в средствах массовой информации. Для журналистов организуются пресс-туры, пресс-конференции и брифинги, на которых они узнают о самых острых и важных моментов в жизни музея-заповедника.
За небольшой срок существования в музее сектора по связям с общественностью создана обширная сеть электронной почтовой рассылки — более двухсот электронных адресов иностранных, федеральных и региональных СМИ. В адресной книге музея — русские службы BBC и SNN, иностранная пресса, пишущая о России, официальные сайты Президента России и Правительства России, новостная служба русской православной церкви, адреса федеральных телевизионных каналов ОРТ, РТР, НТВ, ТВЦ, «Культура», французского общественного телевидения «Франс2», «Эхо Москвы».
Проводимый сектором ежемесячный мониторинг прессы позволяет отследить публикации не только в центральных и местных СМИ, но и в новостях иностранной прессы. Новости музея прозвучали на радио Ватикана, англоязычных сайтах Интернета, в английской версии на ленте новостей крупнейших информационных агентств «Интерфакса», «ИТАР-ТАСС», «РИА-Новостей». Музей активно сотрудничает с центральными СМИ — телеканалами «Россия» и «Культура» (около 10 сюжетов за 9 месяцев этого года), Радио «Россия», центральными изданиями «Известия», «Труд», «Аргументы и факты» и другими.
Не остается в стороне и региональная пресса, с которой музей особенно тесно взаимодействует. Для многих карельских журналистов музей-заповедник «Кижи» — не просто работа, а нечто большее. У кого-то из них с островом связаны заонежские корни, у кого-то — первая проба пера в пору студенческой практики или опыт в качестве экскурсовода, некоторые будущие мастера художественного слова занимались здесь исследовательской работой. Поэтому и каждый их материал об острове — это маленький шедевр. Вспомним проникновенно лирические статьи Константина Гнетнева, глубокие, изобилующие интересными историческими фактами материалы Николая Кутькова, наполненные особой любовью материалы и фотографии Дмитрия Москина («ТВР-Панорама»), живые и яркие статьи Наиля Шабиева, Александры Озолиной и Матвея Сярки («Курьер Карелии»), емкие и вдумчивые труды Натальи Красавцевой («Лицей»). По данным за 9 месяцев текущего года, в числе республиканских изданий-лидеров, публикующих материалы, связанные с музеем-заповедником «Кижи»,— «Курьер Карелии», «ТВР-Панорама», «Лицей», «Карелия», «Молодежная газета». Хочется отметить содержательные информационные материалы корреспондентов ГТРК «Карелия», телекомпаний «Ника+» и «Петронет», радио «Карелия».
Мониторинг прессы показывает растущий интерес прессы к музею, расширение количества и спектра изданий, интересующихся Кижами. Если в 2003 году общее число публикаций составило всего 13, то к ноябрю 2004 года эта цифра достигла более 180 печатных материалов и более 140 информационных материалов в электронных средствах массовой информации (радио и телевидение). Не забывают в музее и о современной Интернет-журналистике XXI века. Сегодня в глобальной сети сектором по связям с общественностью музея установлены контакты с крупнейшими мировыми сетевыми информационными агентствами — число сообщений в Интернет за 10 месяцев этого года уже составило более 260.
Открытость и широкое взаимодействие со средствами массовой информации — главные приоритеты медиаполитики музея-заповедника «Кижи», которая направлена на актуальное и объективное освещение его деятельности и истории сохранения всемирного наследия заповедного острова.
От редакции. В январе 2005 года коллективным жюри музея-заповедника «Кижи» будет определена лучшая журналистская публикация, теле- или радиопередача 2004 года в федеральных, региональных, городских и районных СМИ о деятельности музея. Победителям будут вручены памятные подарки.